От Левиафана до Лепельского цмока: где жили драконы Витебщины

История

как их уничтожали белорусы, чего боялись гиганты и цмок как новый белорусский бренд

Лекция о драконах от Николая Пивовара. Интересно о фантастическом, реальные змеи и мифологические драконы. Фото Алена Евдокимова
Лекция о драконах от Николая Пивовара. Интересно о фантастическом: реальные змеи и мифологические драконы. Фото Алена Евдокимова

Дракон… Едва мы услышим это слово, как в воображении возникает нечто летающее, огнедышащее, а может даже и многоголовое… Драконы из легенд и сказаний самых различных народов сочетают в себе множество удивительных общих черт. Если внимательно присмотреться, то мы увидим, например, что фантастическое чудовище из Китая — извивающийся дракон сродни нашему былинному Змею Горынычу и даже злополучному символу пьянства — зеленому змию. Верили в драконов и в Беларуси, здесь их звали цмоками.

Откуда появилась вера в драконов и где на Витебщине могли жить цмоки? На эти вопросы ответил на открытой лекции, которая прошла в арт-пабе Торвальд 11 мая известный краевед Николай Пивовар.

Представление о драконах и их прообразы

Образ дракона присутствует почти во всех мифологиях мира, в которых эти существа являют собой отражение древней мудрости, хитрости, богатства. Драконы в верованиях многих народов суть хтоническое создание, т.е. стоящее у истоков мироздания, звероподобное божество, символизирующее дикую мощь природных сил.

Люди верили, что драконы могут помогать, но взамен грозные существа требовали уважительного отношения, подношений и даже человеческих жертв. Тем не менее, во многих культурах дракон воспринимался не как зло, а как отдельный вид разумных существ. Изменились представления о драконах ближе к эпохе христианства, тогда их стали отождествлять со злыми силами преисподней.

b73b1e5629429c171242b9f11f190121
Левиафан – морской змей (на иврите – извивающийся зверь) в Библии персонифицируется с силами зла. Фото bolshoyvopros.ru

По мнению Николая Пивовара, у драконов есть немало прототипов. Среди известных драконоподобных животных прежде всего приходят на ум крокодилы, вараны и другие крупные ящерицы. Также способствовали появлению верований в фантастических огнедышащих змеев, обнаруженные огромные кости динозавров. На славянских землях за речных змеев вполне могли принять гигантских сомов, способных проглотить средних размеров животное.

10162
Существо реальное, а пугает не хуже мифического дракона. Фото ribalych.ru

Отождествляли с драконами и природные явления. Например, смерч или течение реки, как было это в древнем Китае, когда извилистое русло Хуанхэ сравнивали с драконом, иногда он был милостив, принося живительную влагу в плодородные земли, иногда жесток, когда русло менялось и приходила убийственная засуха.

pic-00103
Дракон взмывает в небо? Смерч как прототип мифического существа. Фото wondnature.ru

Цмок как белорусский бренд

Несколько лет назад общественной культурной организацией «Будзьма беларусами!» были предприняты попытки разработать новый символ Беларуси — цмока. Образ этот, более привлекательный и характерный, чем зубры, аисты и прочие представители реальной фауны, пришелся по душе белорусам.

В Лепеле пошли дальше и создали собственный бренд — фестиваль мифологии и самобытности «В гости к лепельскому Цмоку», главным символом которого стал известный на всю страну памятник дракону, по легенде обитающему в Лепельском озере.

След драконов на Витебщине

Но что там символы и легенды, Николай Пивовар предложил всем желающим своими глазами увидеть места на Витебщине, где по людским верованиям шагала когтистая лапа или падала тень гигантского крыла дракона.

1. Гора Змяинец (Городокский район) около деревни Синяки (раньше между деревнями Вымно и Котово)

Гора, в недрах которой лежит легендарный змей. Фото Алена Евдокимова
Гора, в недрах которой лежит легендарный змей. Фото Алена Евдокимова

В конце XIX века известный исследователь и этнограф Николай Никифоровский записал предание об этой горе. В нем рассказывается, что

«…когда-то в этой местности жил Змей-страшилище, от которого окружающие люди очень страдали. Но, как ни старались его убить и закопать в землю, ничего не получалось. Тогда нашелся один человек, который запряг черного петуха в старый лапоть и таким образом навозил земли, чтобы засыпать ею Змея. В результате получилась гора, которая сначала также изгибалась по форме, как и Змей, но со временем выровнялась».

2. Озеро Липки, около деревни Савченки, Витебский район

драконы
Озеро Липки. Фото rutraveller.ru

Озеро имеет небольшую глубину и ширину, а деревья свисающие над водной гладью, придают озеру необыкновенную красоту и таинственность. Несмотря малые размеры водоема, считается, что оно связано с другими озерами и речками, по которым и может перемещаться древний водяной змей.

3. Змеев Камень, расположенный около деревни Гоголевка Чашникского района

ris06
Говорят, под камнем находится вход в подземное озеро .Фото ufo-com.net

Людей привлекают необычная форма валуна и красивые легенды о нем. Рассказывают, что жил здесь змей-портной в человеческом обличье и боялся он лишь грозы. Погубила его, как водится, любовь, когда коварная суженная не разбудила змея, как следовало сделать по его завету при первых звуках грома. Парень обратился в змея, взлетел, но молния настигла его. В память о красивой легенде остался камень, который по преданию был домом змея.

4. Юрьева горка, Витебск

Юрьева горка - дом Витебского змея. Фото Алена Евдокимова
Юрьева горка – дом Витебского змея. Фото Алена Евдокимова

Считалось, что с древних времен Юрьева горка была посвящена языческому богу Яриле, который некогда поразил копьем огромного змея, укравшего у людей воду и заморозившего ее. Так в мифе отразилось противоборство зимы и весны. И в том месте, где Ярилино копье поразило чудовище, забил из земли родник.

С приходом христианства, чтобы отвратить верующих от языческих культов, легенду видоизменили и повергнувшем змея стал святой Георгий (иначе – Юрий).

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Серж

    Есть предположение, что в одном из Статутов была статья о запрете вредить Цмоку…. В ВИЛЬЦЕН-САГЕ (Саге о Тидрике Бернском) (события – в 5 веке) Вильцы (Вилькины) (будущие Лютичи?) воюют с Атиллой и его вассалами. За Вильцев сражаются ЦМОКИ-Драконы. Вильцы побеждают. Страна Вильцев – “восточная”, “на юг от Балтики”, “рядом с Русью”….

    Ответить
    1. Алена Евдокимова автор

      Вы знаете, да, этого момента также касался Николай Пивовар, он пояснил,что имеет дома копию статута, в сем вопросе разбирался и однозначно подчеркивал, что это фейк, подделка, такого в статуте, увы, не было.

      Ответить