Современное язычество

Что это такое? И как это происходит сегодня в Беларуси? 

Для большинства читателей это наверно будет неожиданностью, но язычники существуют и сегодня. У одного из них мы взяли интервью. Его зовут Максим, языческое имя – Веземар, живёт в Минске.

Здравствуй, Максим.
– Доброго здравия.

Язычество – это вера, религия или что-то ещё?
– Язычество для меня – это живая сила природы, связь с родовым древом, предками, силами земли. Это наследие крови и духа, славянская душа и древний родовой образ, который связывает душу с сотнями поколений предков и пращуров.

Максим (Веземар)

Веземар. Фото из личного архива Максима

Как давно пришёл к этому и что на тебя повлияло?
– Первые переживания, связанные с язычеством, можно сказать, были в детстве. Еще ребенком ощущал связь и влечение к лесу, его магии и красоте. Наша деревня и родовая земля находилась в Гомельском Полесье. Это край просто волшебной красоты. Чувствуя, что лес живой, я ребенком разговаривал с ним, приносил дары, угощал лесных духов. Сейчас понимаю, что это и было ощущение подлинного языческого мира, мира природных сил пронизанных духом волшебства и неких древних чар. Это потом, спустя много лет, познакомившись с разными направлениями современного славянства, проводя обряды и праздники, изучая источники и саму народную традицию, я понял, что подлинный дух языческого огня, скрыт именно в природе, в ее живой силе и могуществе.
Немного позже, уже в школе на уроках истории было очень интересно слышать про то, во что верили наши предки. Информации было мало, поэтому приходилось самостоятельно искать, изучать. Душа отзывалась на языческие образы, имена богов, древние символы… Все это и повлияло на мой путь и духовное становление, в рамках родовой традиции и образа жизни.

Как отнеслись к твоему увлечению родственники, друзья и как относятся сейчас?
– Родственники, в принципе, всегда спокойно и нормально относились к моему пути. Никто не создавал преград. Сегодня некоторые из них более осмысленно относятся к понятию славянства и нашей древней веры. А друзья всегда были из моего круга и, разумеется, разделяли взгляды на веру и мировоззрение.

Обряды каждый год проводишь? Чем занимаешься в свободное время?
– Обряды я провожу каждый год. Один или в круге единомышленников – славянское объединение «Наследие». В своей обрядовой практике, мы стараемся придерживаться народного и природного календаря и традиции. Календарь основных славянских праздников можно посмотреть на моем сайте, в разделе календарь . Народный календарь основан на сохранившихся у славян праздниках, с так называемого периода «двоеверия».
Природный календарь основан на природных датах и циклах.

Практически все мое время уходит на «Наследие» и ряд проектов, которые оно представляет. Они занимают очень много времени и силы, практически не оставляя возможности заниматься чем-то другим.

Перунов день

Перунов день. Фото из личного архива Максима

Громницы

Громницы. Фото из личного архива Максима

Весеннее равноденствие

Весеннее равноденствие. Фото из личного архива Максима

На своём сайте ты выкладываешь фото, видео, свои мысли, отвечаешь на вопросы. Ты представляешь какую-то организацию или действуешь самостоятельно?
– Сайт Vezemar.org является личным авторским сайтом. По роду деятельности, являюсь руководителем объединения «Наследие», которое занимается изучением и возрождение нашей древней веры. «Наследие» проводит обряды и праздники, тематические встречи и мероприятия, занимается исследованием и изучением славянской традиции и культуры, популяризацией славянских ценностей и широкой просветительской работой. Я работаю как в составе объединения, так и самостоятельно.

Встреча по теме Осеннее равноденствие

Встреча по теме Осеннее равноденствие. Фото из личного архива Максима

Встреча по теме Деды

Встреча по теме Деды. Фото из личного архива Максима

Верить и знать для тебя разные вещи?
– Вера для меня – это ощущение божественного в душе. Знание – это понимание, как устроено и что из себя представляет это божественное. Я отношусь к тем людям, которые стремятся знать и понимать все, что происходит во время обряда, как действуют те или иные силы. Для меня недостаточно просто прийти на праздник и сотворить некие ритуально-обрядовые действия. Необходимо четко понимать, видеть, ощущать токи силы, присутствие духов места, понимать, как происходит тот или иной процесс, из чего он следует и к чему приведет. Я стремлюсь к полному пониманию и осознанию всего, что происходит во время праздника или обряда и сопутствующих ему элементов.

При проведении обрядов ты используешь разные предметы, откуда они?
– При проведении обряда я использую обрядовую утварь и предметы, помогающие проводить обряд или иное радение. Какие-то из них я приобрел у мастеров – бубен, братина, музыкальные инструменты. Некоторые сотворил сам – образы предков (чуры), символику, стяги..

Что можешь посоветовать людям, которые только начали изучать язычество?
– Сегодня можно наблюдать, как растет интерес к родовой традиции у людей. Эта тенденция возникла не просто так. Возвращение к своим корням, это возвращение в родовое лоно, где находится сила и мудрость нашего народа. До нас она дошла в народных праздниках и обрядах – Коляда, Купало, Багач, Комоедицы.. В сказках известных с детства, в народной вышивке, оберегах, мифологии, фольклоре, праздничных песнях, заговорах..

Для тех, кому все это интересно и кто хочет узнать больше, я приглашаю на наши встречи и мероприятия, наши сайты и информационные ресурсы, обряды и праздники!


  • Василий

    Ох и развелось же сектантов разных в 21 веке…

    • Роман Ершов

      что для вас означает слово секта?

    • Денис

      из юр. словаря:
      Секта (религиозная) – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для сект характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т.п.
      http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/s/5317.php

      По сути, при таком определении, по указанию кого-то выше, можно любую организацию не господствующую в государстве утвердить сектой или реабилитировать в религию.
      Например: Православие по отношению к Вселенской (Католической) Церкви – что?

  • Евгения Москвина

    Если религия, которую исповедует отдельный человек, мешает жить окружающим, это и есть секта. А если он спокойно живет сам, будучи баптистом там или язычником, все нормально. Вот всякие свидетели с книжками, достающие прохожих, точно секта!

  • Нашу традиционную культуру, а именно Язычество – неправильно и абсурдно даже сравнивать с баптистами, сектантами и т.д. Сама постановка вопроса говорит о безграмотности и непонимании сути традиции и родной веры. Язычество – наш исконный родовой путь и вера, которая никуда не ушла и всегда была и будет рядом с нами. В Язычестве находится родовая сила народа, его духовный код.

    Конкретно в Беларуси, традиция была очень сильна и языческие обряды проводились практически всегда. До сегоднешнего дня, до нас дошли Коляда, Купало, Багач, Вождение русалки, заклички весны, родоница, деды и другие языческие праздники и обряды, которые сохранились в памяти народа и празднуются сегодня. При этом, многие из этих праздников проводятся на государственном уровне. Поэтому, изучайте нашу исконную традицию, если вы славяне и уважайте, если вы гости на нашей земле.

    Традиция – это духовный огонь, связь с поколениями предков, которая передается потомкам через праздник, обряд, священнодействие.

  • Алекс

    В мире тупых и больных здоровый и умный человек всегда изгой. В некоторой степени это можно отнести и к нашему социуму. Если человек думает своей головой, а слепо верит всяким ораторам с экрана телевизора, не скупает ненужное барахло, потому-что так говорит реклама созданная маркетологами-манипуляторами, значит по мнению большинства с ним что-то не так. В этом плане современное общество не сильно отличается от средневекового, как и раньше, людей мыслящих своим разумом называли еретиками, так и сейчас, только попробуйте сказать что бога нету, и аргументировать это логическими доказательствами, как вас проклянут и в спину плюнут.
    А как для меня, то жизнь в гармонии с природой это самый правильный путь, и в данном случае язычество (в разумных пределах конечно, без всяких жертвоприношений) находиться ближе к этому пути, чем самые популярные религии, ставящими человека выше всего и всех.

  • Анна

    Язычество – исконное мировоззрение на наших землях, к нему неприменимы никакие штампы типа “секта” и т.д. Даже в христианскую эпоху стойко сохранялись языческие традиции, связанные в первую очередь с календарными праздниками. Они дожили и до наших дней и конечно будут жить и дальше, возрождаясь и расцветая вместе с возвращающимися к ним людьми. Приравнивание язычества к сектантству идет от полной неграмотности в области родной культуры и безразличия к ней. Наши народные традиции и обычаи – это и есть память о язычестве, которое древнее, мудрее и глубже всех религий и уж тем более современных сект.

  • Анна

    На случай, если кого-то пугает слово “язычество”, скажу, что для нормального язычника основные ценности – Природа, семья (род), родная земля. Любя свою землю, почитая Природу, заботясь о своей семье и роде, язычник никогда не будет заниматься тем, в чем обычно обвиняют сектантов, сатанистов и прочих неадекватных, для язычника это неприемлемо. И нет в язычестве никаких кровавых жертв, оргий и других деградентских ужасов. Есть Природа, семья и родная земля.

  • Ольга Витебская

    Есть еще вопросы изучения славянства, как истоков, это тоже язычество в каком-то смысле. На мой взгляд, статья про это. Я радуюсь за таких ребят, которые по-настоящему чем-то занимаются Добрым и Настоящим, а не сидят в свои 25-30 лет за танчиками и потом не выплескивавают свою агрессию нам же на головы.