выставка «Художественная школа имени Яна Розенталя» открыла Дни культуры и искусства Латвии в Витебске
Витебский художественный музей принял в своих залах выставку необычную и в определённом смысле экспериментальную: посетителям представлены картины совсем молодых живописцев, учащихся известной во всей Европе Художественной школы имени Яна Розенталя. Тем не менее, впечатления незрелости не могло возникнуть, и причинами этого послужили как фундаментальный уровень преподавания в этом учебном заведении, ведущем отсчёт своей истории с 1896 года, так и масштабностью тематики картин. Очевидно, что педагоги и учащиеся не сторонятся самых жёстких и противоречивых вопросов человеческого бытия и социума, справедливо видя их актуальность для любого возраста. В нынешнем глобальном мире укрыться от них невозможно.
Один из организаторов выставки искусствовед Михаил Цыбульский говорил на открытии, состоявшемся 6 октября, о значимости соответствия этим глубочайшим гносеологическим задачам, а также соединении профессионализма и высокого гуманитарного уровня:
Художественная школа – это всегда основа реального состояния искусства любой страны, независимо от того, какие процессы там происходят: развивается ли реалистическое искусство, или доминирует абстракция, или проявляются какие-либо самые радикальные художественные эксперименты… Школа даёт не только знания. Она учит мыслить…
На протяжении многих лет сотрудничества с Латвией и попыток узнать и понять латвийское искусство, я всё чаще сталкивался с тем, что в основе не просто образования, а жизненного, творческого пути почти всех известных латвийских художников, лежит эта школа. О ней я часто спрашивал своих коллег на пленэрах: а что же это значило в их судьбе? И очень многие говорили, что влияние школы имени Яна Розенталя на них было определяющим.
В открытии выставки приняли участие латвийские гости: директор Художественной школы имени Яна Розенталя Янис Дукатс, заместитель директора Илгнесе Авотина, и методист, преподаватель живописи и композиции Вита Юрьяне. Янис Дукатс рассказывал о верности классическим традициям в обучении, в соответствии с которыми отделение живописи является «самым главным для школы, это тот фундамент, который измениться не может». Здесь стоит сказать, что данное учебное заведение в своём нынешнем виде действительно соответствует традициям, заложенным в творчестве самого Яна Розенталя, одного из основателей профессионального латвийского искусства. Ян Розенталь, будучи выпускником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, работал в разных художественных направлениях. Помимо реалистических картин прежде всего следует выделить его импрессионистские и символистские произведения. Творчество художника пропитано мифологическим и легендарным содержанием. И это очень современно и напрямую влияет на творческую молодёжь, как в случае с одним из ремейков на его картину, представленном на выставке. В оригинале у Яна Розенталя Смерть склонилась над женщиной с ребёнком и является причиной непреходящего трагизма бытия.
Здесь же, напротив, Смерть выступает как следствие беспечности рода человеческого…
Председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская не зря отметила свободу и раскованность молодых живописцев, подчеркнув, что эти качества сплачиваются одной школой и единой культурой. О молодёжи говорила также Илгнесе Авотина, отметив, что на открытии выставки присутствуют витебские учащиеся, которые действительно собрались во множестве. Это были ученики Детской художественной школы города Витебска и Илгнесе Авотина рассказывала им о том, что талант раскрывается в естественности проявлений собственной души и близости к природе:
Сколько вас здесь есть, столько же существует и способов художественного выражения. Просто вам самим надо всё это найти. А найти очень просто: надо изучать природу. Мама-природа даст каждому именно то, что ему нужно.
Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и Вита Юрьяне проводили в свою очередь исторические параллели с Юдэлем Пэном и Марком Шагалом, повествуя о важности и фундаментальном значении понятия «школа». Ведь культурный феномен Витебской художественной школы при всей разнородности её представителей общепризнан. А глядя на работы учащихся столичной латвийской школы уже в смысле учебного заведения, можно было удивляться наличию смысловых взаимосвязей с «культурной столицей» Беларуси. Так, тема исчезновения традиционного деревенского уклада и утраты естественных истоков существования занимает пристальное внимание известного витебского художника и мастера инсталляций Владимира Вольнова. И вот, абсолютно соответствующая проблематика, выраженная молодым «розентальцем»…
А «Толпа» Дианы Кайаки удивительно сообразуется с тематикой обезличивания и грозными предупреждениями об опасности массообразования, исходящими из творчества витебского мэтра Владимира Витко.
О том же и «Портрет» Екабса Новикса, здесь ещё приходят ассоциации с «предвестниками» из Баффиверса Джосса Ведона.
Однако, не всё так мрачно и грозно… В данной статье мы сделали акценты на творческие ответы представителей Художественной школы имени Яна Розенталя, не избегающих следить за актуальными мировыми проблемами, которые стали ныне столь навязчивыми и самоочевидными. Тем не менее, выставка раскрывает и иные возможности соприкосновения с действительностью: через любовь к родному пейзажу, в особенности городскому, через восхищение цветовой красотой мироздания, и, конечно же, человеческой красотой. При этом представлены картины не только современных учащихся, но и тех, кто учился в уже далёкие от нас времена, давно утвердив себя в истории латвийского искусства как подлинные мастера.
Мы приведём в заключении несколько кратких цитат из выступлений участников и гостей о «школе», представленных картинах и объединяющей силе творчества, раскрывающих дружественную атмосферу открытия выставки.
Михаил Цыбульский, искусствовед, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета:
В основе остаётся освоение того, что мы называем ремеслом, того, что даёт возможность завтра уже зная буквы сочинять стихи.
Светлана Баранковская, председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников:
Кожнае мастацтва заўсёды павінна здзіўляць. А тое, што мы бачым – менавіта, вось гэтае дзіва…
Денис Юрчак, главный специалист отдела культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома:
Нас яднае адна рака, паміж намі ёсць адзіная мяжа, але мастацтва межаў не мае.
Феликс Гумен, художник:
Искусство всегда объединяло, и сейчас оно объединяет.
Ольга Валюшкина, заместитель директора Детской художественной школы города Витебска:
Мы такие разные, и в этом есть красота.