«Зная буквы сочинять стихи…»

живопись, выставка, Витебск, Цыбульский, Акуневич Город

выставка «Художественная школа имени Яна Розенталя» открыла Дни культуры и искусства Латвии в Витебске

живопись, выставка, Витебск, Цыбульский, Акуневич
На открытии выставки в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Витебский художественный музей принял в своих залах выставку необычную и в определённом смысле экспериментальную: посетителям представлены картины совсем молодых живописцев, учащихся известной во всей Европе Художественной школы имени Яна Розенталя. Тем не менее, впечатления незрелости не могло возникнуть, и причинами этого послужили как фундаментальный уровень преподавания в этом учебном заведении, ведущем отсчёт своей истории с 1896 года, так и масштабностью тематики картин. Очевидно, что педагоги и учащиеся не сторонятся самых жёстких и противоречивых вопросов человеческого бытия и социума, справедливо видя их актуальность для любого возраста. В нынешнем глобальном мире укрыться от них невозможно.

Лиепа, руки, живопись, Латвия, Корженевский
Рейнис Лиепа. Руки. 2000 г.

Один из организаторов выставки искусствовед Михаил Цыбульский говорил на открытии, состоявшемся 6 октября, о значимости соответствия этим глубочайшим гносеологическим задачам, а также соединении профессионализма и высокого гуманитарного уровня:

Художественная школа – это всегда основа реального состояния искусства любой страны, независимо от того, какие процессы там происходят: развивается ли реалистическое искусство, или доминирует абстракция, или проявляются какие-либо самые радикальные художественные эксперименты… Школа даёт не только знания. Она учит мыслить…

На протяжении многих лет сотрудничества с Латвией и попыток узнать и понять латвийское искусство, я всё чаще сталкивался с тем, что в основе не просто образования, а жизненного, творческого пути почти всех известных латвийских художников, лежит эта школа. О ней я часто спрашивал своих коллег на пленэрах: а что же это значило в их судьбе? И очень многие говорили, что влияние школы имени Яна Розенталя на них было определяющим.

Цыбульский, Витебск, музей, выставка
Искусствовед Михаил Цыбульский. Фото Георгия Корженевского

В открытии выставки приняли участие латвийские гости: директор Художественной школы имени Яна Розенталя Янис Дукатс, заместитель директора Илгнесе Авотина, и методист, преподаватель живописи и композиции Вита Юрьяне. Янис Дукатс рассказывал о верности классическим традициям в обучении, в соответствии с которыми отделение живописи является «самым главным для школы, это тот фундамент, который измениться не может». Здесь стоит сказать, что данное учебное заведение в своём нынешнем виде действительно соответствует традициям, заложенным в творчестве самого Яна Розенталя, одного из основателей профессионального латвийского искусства. Ян Розенталь, будучи выпускником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, работал в разных художественных направлениях. Помимо реалистических картин прежде всего следует выделить его импрессионистские и символистские произведения. Творчество художника пропитано мифологическим и легендарным содержанием. И это очень современно и напрямую влияет на творческую молодёжь, как в случае с одним из ремейков на его картину, представленном на выставке. В оригинале у Яна Розенталя Смерть склонилась над женщиной с ребёнком и является причиной непреходящего трагизма бытия.

РОзенталь, Латвия, Смерть, Корженевский
Ян Розенталь. Смерть. 1897 г.

Здесь же, напротив, Смерть выступает как следствие беспечности рода человеческого…

Шнейдерс, ремейк, живопись, Розенталь, Смерть, Корженевский, Латвия
Янис Шнейдерс. Ремейк Розенталя. 2014 г.

Председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская не зря отметила свободу и раскованность молодых живописцев, подчеркнув, что эти качества сплачиваются одной школой и единой культурой. О молодёжи говорила также Илгнесе Авотина, отметив, что на открытии выставки присутствуют витебские учащиеся, которые действительно собрались во множестве. Это были ученики Детской художественной школы города Витебска и Илгнесе Авотина рассказывала им о том, что талант раскрывается в естественности проявлений собственной души и близости к природе:

Сколько вас здесь есть, столько же существует и способов художественного выражения. Просто вам самим надо всё это найти. А найти очень просто: надо изучать природу. Мама-природа даст каждому именно то, что ему нужно.

Фролова, Розенталь, ремейк, живопись, Латвия, Корженевский
Юля Фролова. Ремейк Розенталя. 2015 г.

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и Вита Юрьяне проводили в свою очередь исторические параллели с Юдэлем Пэном и Марком Шагалом, повествуя о важности и фундаментальном значении понятия «школа». Ведь культурный феномен Витебской художественной школы при всей разнородности её представителей общепризнан. А глядя на работы учащихся столичной латвийской школы уже в смысле учебного заведения, можно было удивляться наличию смысловых взаимосвязей с «культурной столицей» Беларуси. Так, тема исчезновения традиционного деревенского уклада и утраты естественных истоков существования занимает пристальное внимание известного витебского художника и мастера инсталляций Владимира Вольнова. И вот, абсолютно соответствующая проблематика, выраженная молодым «розентальцем»…

Рукшаю, деревня, Латвия, Живопись, Корженевский
Элизе Элизабете Рукшаю. Никто больше не пасёт. 2014 г.

А «Толпа» Дианы Кайаки удивительно сообразуется с тематикой обезличивания и грозными предупреждениями об опасности массообразования, исходящими из творчества витебского мэтра Владимира Витко.

Кайака, толпа, масса, живопись, Латвия, Корженевский
Диана Кайака. Толпа. 2012 г.

О том же и «Портрет» Екабса Новикса, здесь ещё приходят ассоциации с «предвестниками» из Баффиверса Джосса Ведона.

Новикс, портрет, Латвия, Корженевский
Екабс Новикс. Портрет. 2008 г.

Однако, не всё так мрачно и грозно… В данной статье мы сделали акценты на творческие ответы представителей Художественной школы имени Яна Розенталя, не избегающих следить за актуальными мировыми проблемами, которые стали ныне столь навязчивыми и самоочевидными. Тем не менее, выставка раскрывает и иные возможности соприкосновения с действительностью: через любовь к родному пейзажу, в особенности городскому, через восхищение цветовой красотой мироздания, и, конечно же, человеческой красотой. При этом представлены картины не только современных учащихся, но и тех, кто учился в уже далёкие от нас времена, давно утвердив себя в истории латвийского искусства как подлинные мастера.

Залите, Латвия, живопись, портрет, педагог, учительница, Корженевский
Малда Залите. Учительница французского языка. 1953 г.

Мы приведём в заключении несколько кратких цитат из выступлений участников и гостей о «школе», представленных картинах и объединяющей силе творчества, раскрывающих дружественную атмосферу открытия выставки.

Михаил Цыбульский, искусствовед, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета:

В основе остаётся освоение того, что мы называем ремеслом, того, что даёт возможность завтра уже зная буквы сочинять стихи.

Кирке, мастерская, живопись, Латвия, Корженевский
Франческа Кирке. Мастерская графики. 1972 г.

Светлана Баранковская, председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников:

Кожнае мастацтва заўсёды павінна здзіўляць. А тое, што мы бачым – менавіта, вось гэтае дзіва…

Кикусте, Мавритания, экзотика, натюрморт, Латвия, живопись, Корженевский
Майя Кикусте. Экзотический натюрморт. Мавритания. 2014 г.

Денис Юрчак, главный специалист отдела культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома:

Нас яднае адна рака, паміж намі ёсць адзіная мяжа, але мастацтва межаў не мае.

Дукатс, Авотина, Юрьяне, Цыбульский, Витебск
Янис Дукатс, Илгнесе Авотина, Вита Юрьяне, Михаил Цыбульский. Фото Георгия Корженевского

Феликс Гумен, художник:

Искусство всегда объединяло, и сейчас оно объединяет.

Гумен, Вольнов, Дитвин, художники, Витебск
Известные витебские художники на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Ольга Валюшкина, заместитель директора Детской художественной школы города Витебска:

Мы такие разные, и в этом есть красота.

Витебск, выставка, музей
Искусство, объединяющее народы… Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий