Празднество Солнца в Арт-центре Марка Шагала

Сюжеты

Международная выставка «Территория Солнца» начала свою работу в Витебске.

DSCN5920

Тринадцать ночей со времени наступления Зимнего Солнцестояния традиционно празднуется древний Йоль. Символично, что в этот период будет проходить выставка «Территория Солнца», объединившая молодых художниц из Литвы, Латвии, России и Беларуси. Её открытие состоялось 24 декабря, и она продлится в течение месяца. Посетители выставки смогут не только окунуться в тепло солнечного мира, переданного художницами, но и углубиться в постижение символического смысла дневного светила. Действительно, картины отличаются проницательностью, сакральными ассоциациями, символическим содержанием, размышлениями об идеях и архетипах, находящихся в основании бытия.

DSCN5957
Гидра Рискуте. Территория Солнца. 2014 г.

Здесь нельзя не упомянуть, что одним из священных арканов Таро также является Солнце. Прояснение, путь к истине, внутренняя озарённость – на эти свойства и процессы указывает данный аркан. Также, в аспекте повседневности, он говорит нам о комфорте, радостном состоянии духа, довольстве, щедрости, социальном оптимизме. И этот план также удачно раскрыт художницами. Не зря витебский художник Алексей Евсеев, присутствовавший на открытии выставки, подчёркивал присущую ей гармонию и душевное тепло: «Выставка очень гармонично собрана и по тематике, и по стилю, и по духу. В Арт-центре Марка Шагала достаточно концептуальных выставок, но здесь я хотел бы отметить её душевность».

DSCN5962
Грите Пинтукайте и Елена Шумахер

Одна из участниц данного проекта, художница из Минска Екатерина Сумарева в беседе с нами рассказала как о месте своих работ в структуре выставки, так и поделилась мыслями о том, почему она для неё интересна. По словам художницы, ценность такого рода выставок во многом определяется нахождением в себе того, что ранее оставалось сокрытым: «Работать было интересно, потому что, когда трудишься над проектом, начинают срабатывать силы извне. Изначально была задана тема, и даже цвета. Один зал должен быть красный, другой – жёлтый, и третий – белый. Траектория моего зимнего Солнца задумана непосредственно под белый зал. Надо сказать, что я здесь практически не узнаю себя, тут господствует какой-то иной взгляд. Это интересно, потому что когда работаешь с темой, не являющейся каким-то внутренним посылом, которая тебе дана извне и ты её адаптируешь под себя, происходит «движение сейсмических масс» и получаются любопытные произведения. Работа с куратором всегда увлекательна, ибо ты продолжаешь творить в своей системе, но часто с новой для себя темой».

DSCN5946
Екатерина Сумарева и её “Траектория зимнего Солнца”

А художница из Смоленска Елена Шумахер говорила с нами о том, почему, на её взгляд, подобного рода выставки нужны и полезны: «Мне кажется, что выставка получилась очень сочной, красочной и тёплой. Каждый художник здесь интересен по-своему. Я думаю, что такие коллективные выставки дают возможность оценить собственное творчество через призму творчества других. Когда ты делаешь персональные выставки, всё дело ограничивается только тобой, развиваешь и видишь только своё. Когда же ты видишь рядом с собственными произведениями и другие работы, где-то хвалишь себя, а где-то отмечаешь, что вот здесь нужно поучиться».

DSCN5856
Елена Шумахер. Недосказанность. 2011 г.

Глубокими по своему магическому смыслу и архетипическому содержанию являются произведения художницы из Вильнюса Грите Пинтукайте. Некоторые из её работ наполнены тем, что можно назвать сиянием «тьмы звёздной магии», которая существует не только объективированно, но и является частью человеческой души. Так, «портретом человеческой души» она охарактеризовала свою картину «Поцелуй бога».

DSCN5921
Грите Пинтукайте и “Поцелуй бога”

Что же касается картины «Теодора со слепым псом», в ней выражен один из глубочайших архетипов западной традиции, проявляющийся в образе Нимэ, хранительницы Чёрного Сердца Невинности. Она же «лесная Диана», а если мы вспомним об «Алисе в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, то увидим тот же образ. Картины Грите Пинтукайте, приуроченные к выставке, выразили, по словам художницы, её отношение к миру: «Наверное, Солнце в моей жизни играет большую роль, потому что я везде в мире ищу красоту, добро и любовь. Для меня самой очень актуален девиз, призывающий дарить людям любовь через своё творчество. Когда ты делишься любовью, становишься сопричастным вечности».

DSCN5865
Грите Пинтукайте. Теодора со слепым псом. 2014 г.

Мы также побеседовали с куратором международного проекта Викторией Крупской, картины которой также были представлены на выставке. Она рассказала о концепции экспозиции и своём отношении к Солнцу: «Первый зал посвящён красному цвету, второй – жёлтому, и третий – белому. Получается движение цвета и света, и мы размышляем, как на нас влияет эта солнечная энергетика. Для каждого Солнце – своё, и каждый писал своё светило. Здесь не имелась в виду банальная задача посмотреть на небо и что-то изобразить. Солнце предстаёт здесь в качестве символа. Для меня Солнце является чем-то тайным, сокровенным внутри себя. Это то, что тебя греет. Оно связано с чувствами, с эмоциональной составляющей человеческой души».

DSCN5911
Виктория Крупская. Два рождения ветра. Прорыв. 2013 г.

Кроме несомненной художественной удачи данного арт-проекта нужно отметить его большую роль в деле сближения культур. Территория Солнца раскрывает всем нам пространство гармонии и любви, которые излучает дневное светило. Осуществление культурной коммуникации посредством подобного рода выставок рассеивает тьму недоверия между государствами и народами, и озаряет мир светом общечеловеческих ценностей.

DSCN5949
Виктория Крупская и Елена Шумахер

 

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий