«Целая эпоха Витебского края». Уникальная книга про Пэна

архивные документы и потрясающие факты про Витебск

Совсем недавно, в первый день весны, в Витебске вспоминали известного художника, учителя Марка Шагала Юрия Моисеевича Пэна. Тогда многие выступающие у могилы мастера говорили о том, что про жизнь, творчество и трагическую гибель витебского художника известно немало, но некоторая информация вызывает много вопросов. Ответы на некоторые из них, несомненно, поможет узнать книга «Ю.М. Пэн в прижизненных публикациях и документах Государственного архива Витебской области».

архив, Пэн, книга, документы

Книга о Юрии Пэне, подготовленная коллективом автором. Фото Саши Май

Как отметила на презентации книги директор архива Татьяна Свистунова, инициатором издания стала председатель Попечительского совета Музея Марка Шагала, краевед Людмила Хмельницкая, а работа над книгой велась несколько лет. Издание состоит из двух разделов: в первом собраны самые значимые прижизненные публикации о художнике, а во втором публикуются документы 1919-1938 годов, которые хранятся в Государственном архиве Витебской области.

архив, Пэн, книга, документы, Свистунова

Директор архива Татьяна Свистунова представила новую книгу о витебском художнике. Фото Саши Май

Кроме этого в книге приводятся основные даты жизни и творчества Юрия Моисеевича Пэна и отдельные исследования сотрудников архива, посвященные витебскому художнику.

архив, Пэн, книга, документы

Во время презентации книги. Фото Саши Май

Среди опубликованных документов: список служащих Витебского народного художественного училища от 30 июля 1919 года, анкета Юрия Моисеевича Пэна, письмо Марка Шагала Юрию Пэну в связи с 25-летием творческой деятельности в Витебске и другие. Особого внимания заслуживают опись работ художника и акты передачи его картин Витебскому государственному историческому музею.

архив, Пэн, книга, документы

В книге можно найти немало интересной информации. Фото Саши Май

Как рассказал заведующий отделом использования и публикации документов Государственного архива Витебской области Владимир Коханко, перепись работ Юрия Пэна производилась незадолго до гибели художника, в феврале 1937 года. Вероятно, поводом для нее стало то, что мастер согласился передать свои картины в пользу государства, если за ним будет обеспечен пожизненный уход. В опись тогда было включено 753 работы.

архив, Пэн, книга, документы, Коханко

Владимир Коханко рассказал о документах, которые хранятся в архиве. Фото Саши Май

После убийства Пэна, уже в мае 1937 года, специальная комиссия обнаружила еще 19 картин, но в тоже время недосчиталась восемь, внесенных в опись. Эти и другие документы о творческом наследии витебского художника помогают понять, как много работ Юрия Моисеевича мы, к сожалению, сегодня  утратили.

архив, Пэн, книга, документы, Хмельницкая

Людмила Хмельницкая – инициатор издания и один из авторов книги. Фото Саши Май

Еще одна отдельная статья посвящена последним годам жизни художника. Ведущий архивист Светлана Мясоедова рассказала, что Юрий Пэн проживал в квартире №4 в доме, который находился на углу улиц Гоголевской и Замковой (сегодня – улицы Ленина и Замковая). Соседями художника были зубные врачи Хейны.

Gogolevskaya_Zamkovaya

Справа дом, в котором жил Юрий Пэн. Открытка начала ХХ века. evitebsk.com

На первом этаже здания находились производственные и торговые помещения, в подвале размещалась хлебопекарня, дым из которой доставлял немало неудобств, потому как дымоходы проходили через жилые квартиры. Также досаждали жильцам посетители пивной, которая располагалась на первом этаже, и беженцы с Украины, которые ночевали в теплых подъездах. Сохранилось в архиве и заявление жильцов дома, которое, в том числе, подписал и Пэн, что на чердаке обитает «бандитский притон беспризорных».

архив, Пэн, книга, документы, Мясоедова

Светлана Мясоедова подготовила статью о последних годах жизни художника. Фото Саши Май

По имеющейся информации, сам Пэн жил очень бедно: треть своей пенсии он посылал племяннице Лизе, а обедать ходил в столовую №2 на Замковой улице. По хозяйству художнику после смерти сестры помогали в основном случайные люди, потому в квартире было очень грязно. К тому же в помещении постоянно находились посторонние.

Например, так описывал квартиру Пэна Давид Штейн в газете «Заря Запада»:

«В 3-х маленьких темных грязных каморках помещаются разбросанные по полу, покрытые толстым слоем пыли, одна на другой более 1000 картин! Тысяча картин! Ведь это – целая эпоха, целая галерея типов Витебского края. По этим типам евреев, составляющих, кстати, более половины всего творчества Пэна, можно не только учиться – можно изучать их психологию, нравы, быт».

архив, Пэн, книга, документы, Лисов

Искусствовед Александр Лисов выступил рецензентом книги. Фото Саши Май

Многие из материалов, размещенных в книге «Ю.М. Пэн в прижизненных публикациях и документах Государственного архива Витебской области», публикуются впервые, и каждый, кто интересуется художественной жизнью Витебска и историей изобразительного искусства Беларуси, найдет здесь что-то интересное для себя. Жаль только, что тираж издания очень маленький всего 100 экземпляров.

О других любопытных фактах о жизни и творчестве Юрия Пэна, смотрите здесь. А какую работу проводят сотрудники Государственного архива Витебской области, читайте здесь.