Владимир Вольнов: картины, наполняющие смыслом человеческий мир

В витебской библиотеке имени Евдокии Лось открылась персональная выставка Владимира Вольнова.

Владимир Вольнов. Фото Георгия Корженевского

Как отметила директор библиотеки Анна Шашуткина, картины известного белорусского художника не ограничиваются описанием мира. Они возвышенно-концептуальны и поднимают вопросы, касающиеся смысла человеческого существования в нашей противоречивой действительности:

Эти работы, представленные сегодня, пусть их и немного по количеству, настолько значимы, весомы, что наполняют смыслом не только стены библиотеки, но и наше отношение к происходящему, наш взгляд на мир.

Шашуткина. Вольнов. Корженевский

Анна Шашуткина и Владимир Вольнов. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки Владимира Вольнова много говорилось об исповедальном характере его творчества. Такое искусство раскрывает «проклятые вопросы бытия», что требует максимальной открытости души художника. И подобного рода творчество не может не являться автобиографичным. Посетителям был показан фильм о выставке художника «Знаки судьбы» в Витебском художественном музее, состоявшейся в июле прошлого года и приуроченной к его 75-летию. В фильме ряд коллег Владимира Вольнова высказываются о его искусстве. Одним из тех, кто тогда поделился своими впечатлениями, был совсем недавно ушедший из жизни художник Валерий Чукин:

Почему «Знаки судьбы»? Потому что сама жизнь у него так сложилась. Его нашли маленького в окопе бойцы. Потом – детдом, он всё время мечтал найти свою семью. И нашёл её… А семья – это прежде всего мама. И это всё у него накопилось, и всё это выстрадано…

Вольнов. Высота. Корженевский

В. Вольнов. Безымянная высота. 1981 г.

Владимиру Вольнову вследствие долгих поисков удалось найти отца и других родственников, оставшихся в живых после войны, чего далеко не всем посчастливилось достичь. Но всему этому предшествовала череда трагических военных событий, о которых в своём выступлении рассказывал художник:

Тема материнства для меня, конечно же, святая тема, особенно исходя из того, что моя мама был расстреляна в 1942 году, жил я с братом у бабушки под Городком, бабушка умерла, и мы остались одни. Брат до сих пор неизвестно где, а меня солдаты нашли в окопе во время боёв, происходивших под Городком. Меня отправили в Россию, где рос по детским домам, а потом в 1961 году я стал искать своих родителей.

Вольнов. Хранитель. Корженевский

В. Вольнов. Древняя земля. Хранитель. 2005 г.

В исповедальном творчестве Владимира Вольнова, раскрывающем исторические и насущные социальные проблемы, нет выражения гедонизма. Благодаря высокой нравственной позиции автора, оно объединяет социальный и духовный пласты человеческого бытия:

Это по большому счёту не удовольствие, браться за такие темы. Это служение духовному, служение своей душе. А если вы воспринимаете эти работы, то для меня это радость.

Вольнов. Беларусь. Корженевский

В. Вольнов. Беларусь свято-языческая. 2005 г.

Художник рассказывал о своих картинах, разъясняя их содержание и историю возникновения замысла. Его работа «Дарующая веру», созданная в 2007 году, является по своей сути метаисторической, и даже стала пророческой:

Эту картину я написал 20 лет назад, когда ещё и Успенского храма не было, когда только встал вопрос о его восстановлении. Там был какой-то радиозавод, и уже было брожение, что нужно восстановить этот главный храм города, без которого всё уже не могло так смотреться… Слава Богу, всё это свершилось. Теперь этот храм является украшением города, и не только украшением, а центром сосредоточения христианской веры в городе.

Вольнов. Вера. Корженевский

В. Вольнов. Дарующая веру. 2007 г.

В творчестве Владимира Вольнова пересекаются культуры Германии, России и Беларуси, это ещё один интересный аспект его творческого пути, которому мы посвятим одну из последующих статей. Одна из работ художника является примером, демонстрирующим межкультурный диалог:

Картина «Несущая свет» написана как второй вариант картины, которую я посвятил немецким женщинам. В течение десяти лет я много был в Германии с выставками, и вернувшись сюда написал наш образ, женщину красивую, меланхоличную, в цветастом платке, несущую свет и надежду. Ведь женщина – это опора государства, от того, как мы относимся к женщине, зависит судьба страны.

Вольнов. Свет. Корженевский

В. Вольнов. Несущая свет. 2007 г.

Владимир Вольнов является известным мастером инсталляции. Его произведения в этом жанре несут в себе заострённый социальный смысл, отличающийся своей высокой концептуальностью. «Посвящение матерям» представляет собой яркий пример творения такого рода:

Эта инсталляция – тоже посвящение матерям. Когда я был на родине Василя Быкова в Бычках, я решил посвятить эту инсталляцию матерям, потому что он много о них писал. Меня захватила тема трагической истории деревни и крестьянства, и я отправился по домам, сохранившимся в Бычках, и попросил у женщин платки. Ветхий дом Василя Быкова полностью раскатали, поскольку там давно никто не проживал, и на этом месте построили полностью новый дом. Однако новый дом – это, конечно, не реставрация, а издевательство. Взяли и раскали родительский дом, который был собран из брёвнышек, и соорудили постройку из калиброванных брёвен. Даже печку, зачем её ломать?.. Тем более, что в ней уже не будет никто варить. Нет, и печку раскатали, и всё по-новому построили. А потом говорят: в этом доме жил Василь Быков…

Вольнов. Матери. Корженевский

В. Вольнов. Посвящение матерям. 2007 г.

Я вкопал старые брёвна быковского дома, найденные у соседа семьи Быковых и используемые уже на дрова, и развесил платки, раскачивающиеся на ветру. А на фото – Рыгор Бородулин с сестрой Василя Быкова. Вот эти окна – подлинные окна быковского дома, от его родового дома. Его раскатали и на дрова пустили. Я забрал окна, и если дело коснётся строительства музея Василя Быкова, буду рад их отдать. Потому что ни одной вещи от дома уже не осталось. Нижний фрагмент – часть половицы дома, а верхний – окно.

Вольнов. Фрагмент. Корженевский

В. Вольнов. Посвящение матерям (фрагмент инсталляции)

Творчество Владимира Вольнова являет пример духовного реализма и искусства жизненной правды. Неудивительно, что на открытии выставки художник поднял вопрос недопустимости и замалчивания общественных проблем, столь актуальный для белорусского социума:

Так что, видите, эти картины не сочиняются сами по себе. Это всё должно пройти через душу, всё должно быть лично пережито. И тогда, конечно, картина становится твоей частицей, и она будет интересна для зрителей, потому что она напитана правдой души. Выше правды ничего нет. Вообще, в искусстве всё время идёт борьба за правду. Иногда правда является очень колючей и вызывает боль, но без неё нельзя жить.

Представьте себе, если врач поставит неправильный диагноз. Значит, всё последующее лечение будет бесполезным. Так и в обществе: мы должны говорить всю правду, что у нас происходит, не замалчивать трагедии, не замалчивать проблемы. Потому что если мы замалчиваем проблему – мы её никогда не решим. В этом отношении для меня всегда очень показательным являлся опыт Германии, где всегда говорят о проблемах, не скрывают их, не замалчивают. Но они же их и решают… Если правда утаивается, то общество не имеет дальнейшего развития, идёт топтание на месте. Ложь страшна во всём: в искусстве страшна, в политике, во всей окружающей жизни.

Вольнов. Выступление. Корженевский

Выступает Владимир Вольнов. Фото Георгия Корженевского

На мероприятии открытия выставки, которое состоялось 27 января, присутствовали многие участники клуба для людей пожилого возраста «Встреча» при Библиотеке имени Евдокии Лось. В рамках этого клуба сами читатели демонстрируют своё творчество, организуются встречи с талантливыми людьми, выступления самодеятельных коллективов, открываются экспозиции и осуществляется важный процесс коммуникации. Потому общение с Владимиром Вольновом было комплементарно ещё и тем, что принявшие участие в диалоге с художником сами прошли богатый жизненный путь и обладают большим опытом осмысления действительности, сохраняя неподдельный к ней интерес.

Вольнов. Встреча. Корженевский

Участники клуба “Встреча” и Владимир Вольнов смотрят фильм о выставке “Знаки судьбы”. Фото Георгия Корженевского