Так как быть с Ольгой?

История

четыре очень авторитетных мнения про то, почему памятнику быть и где он должен стоять в Витебске

После второй лекции бесплатных курсов по истории города, посвященной княгине Ольге, вновь началась дискуссия по поводу целесообразности установки памятника княгине в Витебске.

витебск, княгиня, ольга
Деревянная скульптура Ольге в Задвинье. Фото Саши Май

Еще в 2009-2010 годах был проведен конкурс на лучший проект будущего памятника Ольге, а проекты были вынесены на общественное  обсуждение. Однако выбранный вариант не поддержала экспертная комиссия в Минске. В результате сейчас нужно или дорабатывать проект или объявлять конкурс на новый. А когда это будет и в течение какого времени памятник появится в нашем городе, пока сказать сложно.

Впрочем, даже сейчас, когда еще нет официальной информации о том, когда и где будет установлен памятник княгине Ольге, находится немало тех, кто считает, что православной святой не место на наших землях.

Возможно, виной тому то, что не так давно велись дискуссии по поводу установки памятника Александру Невскому и его семье, а сегодня сотни горожан продолжают борьбу против вырубки части Парка партизанской славы и постройки Софийского собора.

И если с собором, как говорится, все понятно, исторически он не имеет никакого отношения к нашему городу, то как быть с Ольгой?

Мы решили спросить мнение известных историков, краеведов, любителей старины: как они считают, стоит ли легенда об основании города княгиней Ольгой того, чтобы ей был установлен памятник?

Виктор Борисенков. Фото из личного архива
Виктор Борисенков. Фото из личного архива

Виктор Борисенков, любитель старины, энтузиаст старого Витебска:

«Эту полемику я наблюдаю с конца 2009 года. Именно тогда открылась первая выставка проектов памятника княгине Ольге. И памятник имел большие шансы появиться в городе. Я внимательно следил за событиями, голосовал, оставлял комментарии. И хотя мое мнение нельзя назвать уж очень авторитетным, оно все же больше склоняется к тому, что сооружение этого памятника в Витебске вполне оправдано.

Я думал тогда и сейчас, что, во-первых, нашему городу очень повезло с красивой легендой (а то, что упоминание в летописи факта основания Витебска Ольгой – это легенда, признается, наверное, всеми). Многим городам, например, Минску, похвастаться в этом плане нечем.

Во-вторых, такой простор для творчества у скульпторов! Такой шанс для города обзавестись красивым памятником! А я сторонник скорее эстетической составляющей любого монумента, даже если он проигрывает идеологически. Красота всегда оправдана, а безобразие ищет доводы.

В-третьих, город жил с этой легендой, с этой верой несколько столетий, если не больше, факт этот зафиксирован в сотнях книг, начиная с XVIII века, за это время отпечатался в умах тысяч людей.

По европейским меркам, в Витебске очень мало скульптурных монументов. И, отказывая памятнику княгине Ольге в праве на существование, мы обедняем историю своего города, укорачиваем с обратного конца его жизнь.

Те, кто против этого памятника, противоречат сами себе: они не признают и высмеивают летопись Аверки и в то же время цепляются за ее путаницу в датах. Они не приемлют равноапостольную княгиню, забыв, что памятник ей стоит в Киеве. И в том же Киеве стоят два памятника вполне легендарным основателям города братьям Кию, Щеку и Хориву с Лыбедью. Кстати, очень красивые памятники.

Памятник легендарным основателям города в Киеве. Фото kievbum.com
Памятник легендарным основателям города в Киеве. Фото kievbum.com

Наконец, хотел бы процитировать мнение весьма авторитетного, в отличие от меня, человека, ученого, историка, археолога, посвятившего многие годы своей жизни Витебску, Леонида Владимировича Колединского:

«Справа ў тым, што адносіны княгіні Вольгі да заснавання Віцебска, так бы мовіць, легендарныя ці напаўлегендарныя, таму што, паводле позняга летапісу XVIII стагоддзя Панцырнага і Аверкі, горад быў заснаваны княгіняй Вольгай у 974 годзе, але, паводле даных “Аповесці мінулых часоў” – летапісу ХІІ стагоддзя, найбольш дакладнаму, княгіня Вольга спачыла ў Бозе ўжо ў 969 годзе.  Але, паколькі гэтае легендарнае паданне трывала ўвайшло ў свядомасць жыхароў Віцебска, можна дапусціць думку аб устаноўцы помніка княгіні Вользе там. Ва ўсялякім выпадку, калі яна і не з’яўлялася заснавальніцай Віцебска, дык была першай правіцельніцаю, валадаркаю дзяржавы Кіеўская Русь, куды ў Х стагоддзі ўваходзіў і Віцебск, існаванне якога ў Х стагоддзі пацверджана археалагічна».

Я думаю, что возможный памятник помимо художественных достоинств должен обладать соразмерностью городской среде и человеку. Не должно быть гигантомании и чрезмерной пафосности и, как следствие, больших материальных затрат.

витбек, памятник невскому, открытие
Фото Саши Май

Идеальное место для установки – конечно, берег Двины. Заманчиво было бы вписать скульптуру в береговой ландшафт, тем самым придать крутым двинским склонам, не изменившимся, наверное, за 1000 лет, какой-то исторический контекст. Еще один неплохой вариант – памятник возле Свято-Духова монастыря, недалеко от церкви Святой Ольги. Должен отметить, что на выставках проектов в 2009-2010 годах достойные варианты памятников были. Жаль, что выбрали не их, а проект, который, на мой взгляд, столкнулся как раз таки с творческими проблемами. Из-за этого решения полемика по поводу княгини Ольги не утихает и по сей день».

По телефону мы связались с Леонидом Владимировичем Колядинским, который сейчас находится на археологических раскопках в Слуцке, чтобы узнать его мнение по этому вопросу.

Леонид Колядинский. Фото kurjer.info
Леонид Колядинский. Фото kurjer.info

Леонид Колединский, кандидат исторических наук, известный белорусский археолог, занимался археологическими исследованиями в Витебске:

«Княгіня Вольга – частка гісторыі Віцебска. Многія іншыя гарады радаваліся б такой прыгожай  легендзе. Я не бачу перашкод для ўсталявання помніка ёй. Калі мы будзем адкідваць часткі сваей гісторыі, дык што нам тады застанецца?

А так усе падаецца лагічна: Альгерд ўвасабляе сабой ХІV стагоддзе, Неўскі – ХІІІ, Вольга – Х. Так з дапамогай трох скульптур і адлюстроўваецца гісторыя Віцебска на працягу некалькіх стагоддзяў.

Калі казаць пра месца, дзе варта яго ўсталяваць, то мне падаецца, што яно павінна быць звязана з вадой. Напрыклад, можна было б размясціць скульптуру на беразе ракі, адкуль вядуць прыступкі да тэатра. Гэта было б лагічна, бо калісьці побач знаходзіўся Верхні замак. У маім уяўленні помнік мог бы быць такім: ладдзя, з якой па сходнях спускаецца Вольга, а ў руках трымае невялікі крыжык. Усе ж трэба памятаць, што княгіня была веруючай хрысціянкай».

А что же думает по этому поводу самый, пожалуй, известный витебский краевед?

мікалай півавар, гісторык, краязнавец
Николай Пивовар. Фото Саши Май

Николай Васильевич Пивовар, кандидат исторических наук, краевед:

«Да легенды пра заснаванне горада кіеўскай княгіняй Вольгай стаўлюся выключна станоўча. Лічу – гэта падарунак лёсу. Віцебску вельмі пашчасціла, бо не кожны горад мае легенду пра сваё паходжанне.

Да пытання аб праўдзівасці легенды, прыгадаю, што жывых сведкаў таго, што Ромул і Рэм былі ўзгадаваныя ваўчыцай, а потым заснавалі Рым, таксама няма. Больш за тое, па меркаваннях даследчыкаў, адна частка кампазіцыі – сімвала Рыма, бронзавая скульптура капіталійскай ваўчыцы, што ўскормлівае братоў, датуецца V стагоддзем да нашай эры. Другая ж частка – фігуры Ромула і Рэма – была зроблена значна пазней, у XV стагоддзі. Але вобраз, створаны легендай, арганічна ўвайшоў у сусветную культуру, стаў турыстычным брэндам. Таму ніякіх прычын адмаўляцца Віцебску ад легенды я не бачу.

На мой погляд, усталяванне помніка легендарнай заснавальніцы Віцебска апраўдана яшчэ і таму, што ёсць ускосныя аргументы на карысць сапраўднасці падзеі. Па-першае, шлях Вольгі ў 947 годзе падчас пахода на поўнач з мэтай вызначэння “урокаў” і ўстанаўлення пагостаў мог праходзіць па Дзвіне. Па-другое, магчымасць памылкі перапісчыка Віцебскага летапісу, а па-трэцяе, наяўнасць тапоніма Альгова (Ольгово) каля Віцебска.

Я лічу, што помнік добра было б паставіць у тым месцы, дзе княгіня магла высадзіцца – каля вусця Віцьбы. З другога боку, можна ўсталяваць яго ў самым цэнтры горада».

И наконец слово историку, который нашел документальное подтверждение того, что легенда об Ольге существовала уже в начале ХVІІІ века.

Максим Макаров. Фото из архива исторического факультета ВГУ имени П.М. Машерова
Максим Макаров. Фото из архива исторического факультета ВГУ имени П.М. Машерова

Максим Макаров, кандидат исторических наук, автор книги «Ад пасада да магдэбургіі: прававое становішча насельніцтва местаў Беларускага Падзвіння ў XIV – першай палове XVII стагоддзя»:

«Легенду о княгине Ольге, безусловно, мы не можем связывать с реальными событиями, так как никаких документальных подтверждений ей нет. Однако, этой легенде уже минимум триста лет. Почему я говорю триста? Потому что упоминание об основании Ольгой Благовещенской церкви есть не только в витебской летописи, но и в универсале (распоряжении) витебского воеводы Казимира Александра Поцея, который датируется 1714 годом. Здесь указано, что Благовещенская церковь одна из самых старых церквей и описываются ее права. Благодаря этому документу мы можем утверждать, что легенда была широко распространена уже в начале ХVІІІ века и что Стефан Гавриилович Аверка не придумал ее сам, а лишь зафиксировал.

Поэтому лично я не против того, чтобы памятник княгине Ольге появился в Витебске, как памятник легенде. Посмотрите, например, в Бремене стоит памятник бременским музыкантам, абсолютно легендарным персонажам, которых в действительности не существовало. Другой пример – легенда о железном волке при основании Вильни. Целая туристическая индустрия выстроена на этом.

Легенда о княгине Ольге – это уже часть истории города. И я не вижу смысла от нее отказываться».

Напомним, что на нашем сайте также проводился опрос, кому, по мнению читателей, следует установить памятник в Витебске. Абсолютное большинство (39% , 92 голоса) отдали свое предпочтение именно княгине Ольге.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий