Откровения современного витебского «коробейника»

Саша Май

и несколько простых советов от профессионала продаж, как не потратить деньги на продукцию распространителей

Многие люди не умеют отказывать распространителям. Фото kp.ru

Многие люди не умеют отказывать распространителям. Фото kp.ru

Пожалуй, трудно найти в наше время человека, которому хоть однажды не пытались «втюхать» какой-нибудь товар. Распространители звонят по телефону, подходят на улицах, в магазинах и торговых центрах, надоедают на рабочих местах и даже дома. И если трубку телефона можно просто положить, входную дверь своей квартиры закрыть, а в торговом центре отмахнуться и пройти мимо, то избавиться от вездесущих коробейников на рабочем месте куда сложнее. А они этим пользуются, принося в офисы всевозможные кухонные принадлежности, посуду, косметику, книги…

Когда я занимался продажами, то нас специально учили, как продавать товар на рабочем месте,  –  рассказывает бывший распространитель 28-летний Андрей.  – Кстати, если кто-то думает, что устроиться на работу распространителем просто, то он ошибается.

Во-первых, мы все сдавали «экзамен» – учили информацию, а потом рассказывали о каждом товаре. Нужно было запомнить все: характеристики, цены, продукцию ближайших конкурентов, ее стоимость… Пока это все у тебя не будет от зубов отскакивать – продукцию тебе никто не выдаст. Во-вторых, с нами проводили занятия, где рассказывали, как правильно строить диалог, как нужно предлагать товар, что говорить, как распознать потенциального покупателя. Многие возможные ситуации мы «проигрывали» прямо в офисе. Один из нас, будущих распространителей, был продавцом, остальные – сотрудниками офиса, покупателями, которым нужно было продать товар любой ценой.

После пары-тройки таких занятий с нами заключали договор, в котором указывалось, что от каждого проданного товара распространителям положено 20 процентов.

Каждый раз, перед тем, как выдать продукцию на реализацию, мы подписывали бумагу, что получили то-то и то-то на такую-то сумму, и если бы с ней что-то случилось, то возместить расходы нужно было из собственного кармана. Со мной, к счастью, ничего такого не произошло, а вот у одного нашего сотрудника пару лет назад украли сумку с посудой, которую он оставил в камере хранения магазина. Пришлось ему вернуть компании 5 миллионов…

Конечно, работа эта не из легких. Постоянно приходилось таскать огромные тяжелые сумки, ездить с ними в общественном транспорте, ведь у большинства распространителей нет личного авто, подниматься с ними на огромное количество ступенек, а в конце дня тащить все нераспроданное домой. А еще нужно было всегда быть готовым к тому, что тебя могли оскорбить, «послать», а то и вовсе проклясть. Такое выдерживали далеко не все. Многие, проработав пару-тройку месяцев, уходили, устраиваясь на работу куда угодно, желательно в места, где не приходится контактировать с людьми. Ведь, проработав распространителем хотя бы месяц, ты начинаешь людей ненавидеть. Всех. А в лицо продолжаешь улыбаться…

Распространители часто подходят на улице. Фото из социальных сетей

Распространители часто подходят на улице. Фото из социальных сетей

Не знаю, как я выдержал два года, сначала на посуде, затем на книгах. Может, потому, что у меня неплохо получалось, и не было ни дня, чтобы я хоть что-нибудь не продавал.

Но больше работать в этой сфере не хочу. Устал. Да и люди в последнее время какими-то злыми стали, раздраженными, покупать ничего не хотят. Думаю, так кризис сказывается. Какие тут книги, когда жрать нечего…

А пару лет назад было все довольно неплохо. Взяли меня на работу посуду продавать. Офис наш тогда размещался возле филармонии, сейчас, по-моему, фирма эта уже закрылась. Каждому распространителю давался определенный участок. Мне повезло: достался Московский проспект, на котором находятся два вуза, школы, детские сады, маленькие магазинчики и офисы – работай, не хочу.

В скором времени я уже знал, в каких организациях и в какие дни получают зарплату, и старался приходить либо в день ее, когда у человека есть деньги на руках, и он думает, что их много и можно на что-то потратиться, либо накануне ее, когда в ожидании получки многие люди тоже решаются на покупку. Правда, в этом случае приходилось приходить и на следующий день, чтобы забрать деньги, но оно того стоило.

Женщины становятся "жертвами" распространителей гораздо чаще. Фото forumodua.com

Женщины становятся “жертвами” распространителей гораздо чаще. Фото forumodua.com

Я всегда выбирал кабинеты, где много женщин – им гораздо легче что-нибудь «втюхать», особенно классную сковородку, удобную лопатку для переворачивания блинчиков и другие кухонные мелочи. Тут главное было не молчать, а говорить-говорить, как нас и учили. Еще одно главное правило продаж: правило «четырех да». Когда ты сначала задаешь четыре вопроса, на которые, скорее всего, человек ответит утвердительно, а уже затем предлагаешь свой товар. Например, вы же любите готовить для своей семьи, стараетесь максимально разнообразить меню, любите, когда все под рукой и ненавидите оттирать пригоревшую пищу от сковородки? Вот с этой сковородкой вы навсегда забудете о пригорании. К тому же, видели, сколько такая стоит в «Короне»? А  у нас в два раза дешевле.

Неплохо шли дела и с продажей книг. К слову, книги мы продавали хорошие, красочные и по весьма низкой цене по сравнению с книжными магазинами города. Привозили книжную продукцию для продажи со Смоленска – там они очень дешевые и накручивали процентов 50-70, из которых 20 причиталось мне. И, поверьте, цены на них все равно были ниже, чем в витебских книжных. Лучше всего раскупали детскую литературу, энциклопедии, книги по кулинарии и ежедневники. Часто бывало такое, что женщины сами просили меня принести к такому-то числу такую-то книгу – на подарок.

Конечно, в работе бывало всякое, хватало и негатива. Порой приходилось выслушивать такие оскорбления, что вам и не снилось. Но я держался, ведь другую работу было найти непросто. А когда продажи совсем упали, уволился – вот уже полгода я развожу питьевую воду по офисам и организациям города. Встречаю бывших своих покупателей, кстати, некоторые даже спрашивают меня, когда я еще принесу дешевые книги. А тогда брать не хотели – вот такой парадокс…

Несколько советов, как обезопасить себя от ненужных покупок, если в ваш кабинет «проник» распространитель.

1. Сбежать. В соседний кабинет. В туалет. Куда угодно. Вариант, конечно, неплохой, но не сбегать же каждый раз при виде коробейников.

2.Игнорировать. Пожалуй, это самый надежный способ. Достаточно показать свой интерес, хотя бы поворотом головы или мимолетным взглядом – и распространитель начнет «обрабатывать» именно вас.

3. Не вступать в диалог и не отвечать ни на какие вопросы. Максимум, что должен услышать от вас продавец: «Я занята», «Меня это не интересует».

4.Сослаться на начальство. Объяснить распространителю, что у вас очень строгий начальник, который не разрешает в рабочее время общаться с кем бы то ни было, а на всех нелегальных продавцов обещал вызвать милицию. «Ой, кажется, он сейчас должен зайти»,  – эта фраза должна обязательно помочь коробейнику ретироваться.

5. Сказать, что нет денег. Совсем. Ни на что. Даже на самую маленькую прихватку.

6.Попросить принести то, чего не существует в природе. Например, придумать название книги и автора с головы и сказать, вот эту книгу я бы обязательно купила. За любую цену. Но только эту и никакую другую.

7. Предложить купить что-то у вас. Мол, как здорово, вы сковородки принесли, а я косметику распространяю. Вот посмотрите каталог, вышла чудесная серия для мужчин…

8. И главное, никогда и ни при каких обстоятельствах не давайте свои личные контакты распространителю. Иначе он не отстанет от вас никогда.