10 памятных фотографий витебских художников из прежних времён от Игоря Барсукова

Из лучшего о прославленных мастерах живописи, графики и акварели, созданного живой легендой отечественного фотоискусства

Барсуков, Витебск, фотография, Корженевский

Игорь Барсуков. Автофото. 2015 г.

На фотографии сверху Игорь Барсуков предстаёт в качестве Странника, вдруг оказавшегося на центральной улице Ленина, на фоне супрематической росписи стены здания, имеющей явно космическое содержание. Он подчёркнуто небрежен, и как бы находится вне времени и пространства, смотря вверх в соответствии с направленностью своеобразной «стрелы», которую можно угадать в абстрактных начертаниях. Этот человек будто выражает удивление происходящим вокруг, однако прицел стёкол его очков сообщает взгляду тотальную проницательность. Он смотрит в бездонное космическое пространство, холод вечности которого достигает в это время до самой земли. Фотохудожник испытывает взаимопроникновение двух разнородных реальностей: космоса и земного мира, вечности и преходящего.

Осознание и видение природы такого взаимодействия обусловливает эту проницательность и отличает передачу Игорем Барсуковым портретных образов. Все реальные персонажи его фотографических портретов не просто совершенно сняты на плёнку с технической точки зрения, но в них выявлены очень значимые аспекты внутренней сущности, которая принадлежит вечности и обеспечивает подлинную творческую реализацию. Фотографии художников, созданные в 80 – 90-х годах прошлого века и представленные в этой статье, экспонированы на выставке «Избранные фотографии» в Витебском художественном музее.

1. Феликс Гумен: сила, естественность, независимость

Гумен, Барсуков, фотография, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Художник Феликс Гумен. 1988 г.

Всеми этими качествами известнейший акварелист отличается вне зависимости от времени и конъюнктуры эпохи. Это представляет собой «вечное и неизменное» в его внутренней природе, своеобразную личностную метафизику, в которой дух индивидуальной свободы соединён с подчёркнутой мужественностью.

Гумен, солнце, Витебск, акварель, Корженевский

Феликс Гумен. Солнце на городом. 2011 г.

2. Геннадий Шутов: мудрость Тота Гермеса Трисмегиста

Барсуков, Шутов, Витебск, фотография, Корженевский

И. Барсуков. Художник Геннадий Шутов. 1990-е г.

Именно мудрость и познание жизни отличает этот архетип, и Игорь Барсуков подчёркивает данный смысл посредством свечения, передающего образ своего рода сакрального нимба. Взгляд художника на фотографии – выражение души подлинного философа.

Барсуков, Шутов, натюрморт, Корженевский

Геннадий Шутов. Натюрморт. Источник: bino.ru

3. Александр Соловьёв: проницательность и авторитет

Барсуков, Соловьев, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Художник Александр Соловьёв. 1983 г.

В фотографии представлен весь тот набор личных свойств художника, которые способствуют яркости сложных мистических прозрений в его картинах: внутренняя дисциплина, сосредоточенность, цельность характера. Взгляд живописца почти грозен. Интересно уже тогда выявившееся соотношение: серьёзность, внутренняя трезвость и огромный авторитет Сан Саныча, и в то же время его небрежение к внешнему, так называемый «натуральный имидж». Великий современный абстракционист и представитель авангарда…

Соловьев, Живопись, абстракционизм, авангард

Александр Соловьёв на открытии своей персональной выставки в Витебском художественном музее. Январь 2015 г. Фото Георгия Корженевского

4. Анатолий Ковалёв: мужественная простота

Барсуков, Ковалев, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Художник Анатолий Ковалёв. 1984 г.

Покой и созерцательность живописных работ мастера выражают его огромную любовь к предметам и объектам изображения. Творческий путь художника всегда характеризовался его естественностью и укоренённостью в стихии родного пространства.

Ковалев, живопись, пейзаж, Корженевский

Анатолий Ковалёв. Двина весной. Источник: artdk.by

5. Владимир Вольнов: интеллигентность и внутренний аристократизм

Барсуков, Вольнов, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Художник Владимир Вольнов. 1990-е г.

Эти качества обусловливают его необыкновенную чувствительность к людским страданиям и сложному историческому пути своего народа. Действительно, подлинный аристократизм не имеет ничего общего с бесчувственным снобизмом. Владимир Вольнов замечательно выражает в себе мистический архетип Анубиса, имеющий начало в древнеегипетской традиции, и определяемый как «страдающая за весь мир душа».

Вольнов, Витебск, ангел, народ, живопись, Корженевский

Владимир Вольнов. Возвращение ангела. 1998 г.

6. Пётр Кириллин: «Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»

Кириллин, Барсуков, фотография, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Художник Пётр Кириллин. 1990-е г.

Это выражение Фридриха Ницше сполна характеризует личностную и творческую природу художника. Его искусство являет собой пример порождения собственного многосложного, энергетически бьющего через край и интеллектуально насыщенного космоса.

Витебск, Кириллин, Стена, Корженевский

Афиша персональной выставки Петра Кириллина в витебской “Стене”. Источник: artvitebsk.by

7. Творческое объединение «Квадрат»: духовное братство мастеров

Барсуков, Витебск, Квадрат, авангард, Корженевский

И. Барсуков. Арт-группа “Квадрат”. 1988 г.

Несмотря на то, что во внешней реальности данное объединение прекратило свою деятельность ещё в 1994 году, его плоды процветают до сих пор в искусстве бывших членов и современных последователей. Хотя слово «бывших» может быть здесь употреблено с известной условностью. Двух представителей «Квадрата» уже нет с нами: это Александр Досужев (в первом ряду слева) и Валерий Чукин (второй слева во втором ряду). Но память об этих без преувеличения великих мастерах будет непреходящей.

Досужев, вера, религия, христианство, живопись, Корженевский

Александр Досужев. Вера I, II, III. 1989 г.

8. Александр Малей: взгляд из глубины внутреннего «Я»

Барсуков. Малей, фотография, Витебск, авангард, Корженевский

И. Барсуков. Художник Александр Малей 1988 г.

Три художника, о который сейчас пойдёт речь – все члены Творческого объединения «Квадрат». И Александр Малей среди представителей Витебской художественной школы является наиболее последовательным продолжателем традиций легендарного УНОВИСа. Космистские проекции его творчества, имеющие в качестве своего духовного источника наследие «Утвердителей нового искусства», ныне развиваются в соответствии с его глубоким пониманием современной духовности и восприятием ритмов космической жизни.

Барсуков, Малей, супрематизм, Витебск, Корженевский

И. Барсуков. Супрематизм Александра Малея 2015 г.

9. Виктор Шилко: лестница в небо

Барсуков, Шилко, Витебск, авангард, Корженевский

И. Барсуков. Художник Виктор Шилко. 1988 г.

Стремянка рядом с художником органично выражает метапроекцию его творчества. Виктор Шилко является «своим» в энергетической реальности, коему ведомы её самые сложные узлы и переплетения. Его работы самым непосредственным образом выражают процессы, происходящие в планетарном космосе. И отклик на них художника – всегда непромедлительный.

Шилко, авангард, Корженевский

Виктор Шилко. Без названия. 2015 г.

10. Валерий Счастный: естественность и традиционализм

Барсуков, Счастный, экуменизм, Корженевский

И. Барсуков. Художник Валерий Счастный. 1988 г.

На фотографии явлен образ практически иконографический. Таким же по сути иконографическим творчеством предстаёт живопись Валерия Счастного. В ней явлен глубокий религиозный экуменизм, объединяющий традиционную символику с художественным авангардом.

Счастный, экуменизм, традиционализм, Корженевский

Валерий Счастный. Серия “Крестный Путь”. 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *