Александр Досужев: на излёте бесконечности

Юбилейная памятная выставка Александра Досужева «ПЛИП» демонстрируется в Витебском художественном музее.

Александр Досужев... Взгляд из бесконечности...

Александр Досужев… Взгляд из бесконечности…

Александр Досужев покинул наш мир в феврале 2014 года, на 69-году жизни. 31 октября 2015 года ему исполнилось бы 70 лет. На экспозиции представлены работы, хранящиеся в Витебске: из фондов Витебского художественного музея, Витебского центра современного искусства, а также из частных коллекций. Куратором и организатором выставки является Александр Малей, который был участником легендарного творческого объединения «Квадрат», как и Александр Досужев.

А. Досужев. Плип – объект, время. “TIME” 1, 2, 3. 1990-е г.

Посетители, пришедшие на открытие выставки, могли увидеть видеофильм, уносящий их далеко в 80-е и 90-е годы, и доносивший дух неподдельной искренности и свободы, времени, полного надежд. Александр Досужев, как и все участники «Квадрата», являлись нонконформистами. О нонконформизме говорил на церемонии открытия Александр Малей:

Александр Досужев принадлежал новейшей истории искусства, которая имеет своё начало в 70-х годах. Это один из выдающихся художников той плеяды, которые назывались нонконформистами. Это художники, отстаивавшие собственные позиции, своё видение мира, их искусство противостояло общепринятому мнению.

Александр Малей

Александр Малей

Радикализм, нонконформизм, революционность

Нонконформизм в искусстве, как и в других областях человеческого существования, предстаёт проявлением метаидеологии радикализма. На фоне современного политического и религиозного экстремизма о радикализме в обществе сложилось нелицеприятное мнение. Однако существует гносеологический, духовный радикализм, методология которого позволяет разбивать устойчивые стереотипы восприятия и утверждённые глобальной социотехникой границы познания. В системе изобразительного искусства идеи нонконформизма и радикализма воплощает в себе художественный авангард. Представители витебского «Квадрата» одни из наиболее ярких выразителей современных идей авангарда.

А. Досужев. “Движение цвета в супрематической форме. 23 февраля”. Из триптиха. Композиция №3. 1993 г.

Авангард не ограничен временными рамками, его представляют в равной степени как Казимир Малевич, так и Александр Малей, или другой «квадратовец» Виктор Шилко, также принимавший участие в открытии выставки. И, разумеется, авангард не ограничен и неким условным стереотипом поведения нонконформиста, который складывается в поверхностном общественном мнении, как непременно скандальный и конфликтный. Говоря о личности Александра Досужева, Виктор Шилко как раз подчёркивал его высокие человеческие качества и внутреннюю гармонию:

Это был не только выдающийся художник, он был ещё и выдающийся человек… Мы часто бывали у него в мастерской, даже просто для того, чтобы на него посмотреть. Этот человек был как Иисус Христос, он очень был красив собой как внешне, так и внутренне. Вот такая была личность, и сейчас даже можно сказать, что это на самом деле великая личность. Это художник, который нашёл в себе всё.

Виктор Шилко

Упоминание об Иисусе Христе в данной связи совершенно оправдано. Ведь он также являлся одним из величайших нонконформистов, которых знает история человечества. Фразы Христа и его учеников подтверждают это:

Царство Моё не от мира сего (Ин. 2: 12)

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2: 15)

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6: 12)

А. Досужев. Вера I, II, III. 1989 г.

Речь идёт о мире как о «тени Иалдабаофа», тотальном господстве консенсуса общественной среды, ставящим препятствие новому познанию, которое на каждом этапе существования глобального социума выглядит революционным: «Се, творю всё новое» (Откр. 21: 5). И если художник верен смыслу творчества, о котором Николай Бердяев говорил как о «создании нового, ранее не бывшего», то в любом случае и после него остаётся личное творческое откровение, переживающее преходящий социум. Общество низвергается в бездну Ничто, а творец становится бессмертным в своих произведениях. Это и констатировал Александр Малей:

Я думаю, что это первая выставка Александра Досужева такого исторического плана, когда художника уже нет, века уже нет, и государства, в котором развивалось его искусство тоже нет. Ничего нет…

А. Досужев. ПЛИП 65. “Скрыжаванне”. 1995 г.

Тайны ПЛИПа

Говоря о метаидеологиях, следует отметить, что ни одна их них, в том числе и радикализм, не является онтологически самодостаточной. Даже если нонконформизм занимает приоритетные позиции в творчестве, художник всё равно должен найти меру его существования в культурном пространстве, дабы его откровение дошло. После завершения истории творческого объединения «Квадрат», каждый из его представителей пошёл своим путём, сочетая авангард с культурным контекстом традиции и современности. Так Александр Досужев сформулировал собственную концепцию ПЛИП, что означает «Поверхность – Линия – Пятно». Александр Малей обратил на неё особое внимание:

Что же удалось Александру Досужеву сделать для искусства? Удалось воплотить идею в манере, свойственной только ему: он природу перевёл в плоскость другой реальности, назвав её ПЛИП. И вот эта выставка в XXI веке выглядит экзистенциально иной, она обладает метафизическим, запредельным содержанием… Эта реальность является его личной духовной субстанцией.

На открытии выставки

На открытии выставки

Итак, ПЛИП становится проявлением той гармонизации, которая отличала личность Александра Досужева, определив совершенно особое место творчества художника в культурном контексте современности. ПЛИП явился духовной платформой для его вхождения в Вечность. Три категории ПЛИПа выражают интегративное существование разнородных принципов.

А. Досужев. Автопортрет на железном фоне. 1990 г.

А. Досужев. Автопортрет на железном фоне. 1990 г.

Поверхность Александра Досужева являет собой аналог пространства Бесконечности, невозмутимость бескрайнего моря Бытия, совершенство и полноту Беспредельности.

А. Досужев. ПЛИП 32. “Композиция”. 1995 г.

Линия представляет радикальные тенденции к разрыву этого пространства, через который должно быть проявлено новое откровение, то, что никогда не было и принципиально невозможно для самого порядка существования. Поверхность – это выражение пространства абсолютного бытия, линия являет тенденцию к разрыву его ткани.

А. Досужев. ПЛИП 25. “День Икс”. 1994 г.

Пятно же представляет собой принцип самозарождения жизни и сгустков осознания, которое может обладать свойствами Космического Яйца.

А. Досужев. ПЛИП 80. "Зимний". 1995 г.

А. Досужев. ПЛИП 80. “Зимний”. 1995 г.

Взаимодействие этих трёх категорий раскрывает сложную космологическую систему, которую сформулировал и выразил в своём творчестве Александр Досужев. И в каждой картине художника выявлены особые принципы этой тайны взаимодействия.

А. Досужев. ПЛИП 11. “Белый”. 1992 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *