В Витебском художественном музее 25 мая состоялось открытие выставки Игоря Барсукова «Избранные фотографии»
На этой метафизической выставке выделяются фотографии, относящиеся к двум большим разделам авторского повествования. Первый – это портреты художников, отмеченные психологической глубиной и передачей сокровенного внутреннего образа персонажей. Второй большой раздел – история разрушений и культурных обломков, свидетельство безразличия и варварства в советское и постсоветское время по отношению к достояниям творчества и духа.
Фотографии Игоря Барсукова совершенно оправдано можно называть картинами, ибо в них явлено как совершенное техническое мастерство, так и высокий эстетический вкус. Искусствовед Михаил Цыбульский, выступавший на открытии выставки, отмечал наличие этого огромного технического опыта фотографа, который всегда помогает творчеству:
Ён прайшоў праз усе стадыі тэхнічныя, як ретушёр, як чалавек, які займаўся тэхналогіяй гэтых працэсаў. Гэта важна таксама, як у выяўленчым мастацтве: калі ты разумееш «кухню», то потым ставіць задачы больш складаныя, больш вобразныя, ўжо атрымліваецца лягчэй.
Также он говорил о подлинном искусстве Игоря Барсукова, в силу неизменно присутствующей в его фотографиях глубокой образности:
Акрамя партрэтаў ён вельмі многа здымаў рэпартажныя фотаздымкі. Але гэтыя рэпартажныя фотаздымкі ў яго вельмі вобразныя. Гэта не імгненная фіксацыя падзей, гэта заўжды ёмкі вобраз, які прачытваецца неадназначна.
Как рассказал сам Игорь Барсуков, 27 из 38 фотографий, представленных на нынешней выставке, совершенно новые, нигде и никогда не «засвеченные». Но глубокий смысл был и в наличии уже узнаваемых фотографий, представленных в экспозиции, которые никогда не устареют и не станут чем-то обыденным. Таков известный снимок членов Творческого объединения «Квадрат», ставший уже хрестоматийным, но всё таким же удивительным и новым.
Александр Малей, один из представителей этого творческого объединения, существовавшего с 1987 по 1994 годы, но огромное культурное значение которого сохраняется и доныне, подчёркивал неразрывную связь истории «Квадрата» с фотографом:
Конечно же, Игорь Барсуков – наш почётный член «Квадрата». Он практически всё то время прожил с нами, и благодаря именно ему можно в настоящее время посмотреть на нашу историю и на наши акции.
А художники Феликс Гумен и Владимир Вольнов обращали внимание на эпохальное значение творчества Игоря Барсукова. Феликс Гумен рассказывал о нём как о художнике-летописце:
Он вёл всё время летопись витебской жизни. У него богатейшие материалы… Люди, которые ушли – это история нашего города, история культуры. Можно было бы подготовить целый альбом, как сувенир, посещая этот музей. То, что Игорь Барсуков художник – это несомненно.
Владимир Вольнов говорил о необыкновенной целостности творческого пути мастера, которому удалось выразить жизнь родного города и страны во всей её полноте:
Это срез жизни, это история возрождения души Беларуси… Игорь Барсуков подаёт пример, как нужно относится к творчеству. Не зацикливаться на определённых проблемах и поисках в своём творчестве, но охватывать всю полноту жизни. И это будет ценно для всех нас и для истории. Мы видим подлинно художественый подход в фотографиях Игоря Барсукова.
Как отметила директор Витеского художественного музея Ольга Акуневич, сегодня, когда плёночная фотография отодвигается в прошлое и заменяется цифровыми фотоснимками, высокохудожественный уровень работ Игоря Барсукова всё более обращает на себя внимание. Общественная история, отражённая в них, становится единой с личной историей современников фотографа:
Сегодня это настоящее наследие нашей истории… После каждой из этих фотографий можно долго стоять и думать, и долго-долго вспоминать историю, которая у каждого своя.