…как это и полагалось во времена салемских ведьм. Вспоминаем очередную дату, когда в Салеме 10 мая 1692 года были повешены первые ведьмы…
Продолжаем тему антиутопии, которая на самом деле прославляет наших художников, демонстрируя их склонность к духовной эволюции, опережая развитие современников, так во многом и оставшихся в сознании патриархального и фундаменталистского общества. Их сверхнормативное стремление к движению вверх и в настоящее время куда как превосходит общее неопределённое топтание соотечественников, существующих в пределах плохо организованного хаоса общественного подсознания. Не следует поддаваться иллюзиям какого-либо качественного отличия нынешнего белорусского социума от общества Позднего Средневековья: белорусы живут в условиях патриархально-подданической политической культуры, при этом унаследовав все самые худшие, антиэволюционные черты советского строя.
Неправедное судилище и расправа над ведьмами в протестантской провинции Новой Англии есть один из отдельно взятых примеров торжествующего религиозного мракобесия, которые имели место во множестве и католических, и православных государств. В настоящее время в постсоветском пространстве наблюдается известного рода «откат» к ограниченно воспринимаемым «традиционным ценностям», совершенно вредный и духовно инволюционный по своему существу. Используя это, расширяют своё влияние соответствующие религиозные структуры, и что особенно опасно – те, которые проводят черносотенные и имперские взгляды. Каково было бы свободомыслящим художникам, и не только им, если бы эти структуры обладали бы возможностью «вязать и разрешать» в самом государстве, как это было раньше?..
На сей раз, по сравнению с предыдущей антиутопической статьёй о том, как обошлись бы с некоторыми витебскими художниками во времена нацизма, мы решили расширить пределы географии наших славных творцов до пределов Витебской области. И поскольку речь идёт о ведьмах, то начнём, конечно же, с женщин. Хотя и мужчины также подвергались преследованиям по обвинению в магии и колдовстве, в том числе в Салеме, так что и без них тоже не обойдёмся. Начнём же мы с молодых художников, так сказать начинающих магов, а закончим уже очень известными, укоренёнными, весьма именитыми.
Социально-метафизическая чувствительность художницы, её глобальное осмысление мира всепоглощающего социального гипноза обратили бы внимание как у инквизиторов прошлого, так и настоящего. Ведь в проекции социотехники есть химеры «неправильные», то бишь «не наши», «буржуазные», а есть правильные, авторитарные, привязанные к «отеческому правлению». Как-то не те химеры она разоблачает, отказывая им в буквально священной, религиозной ценности…
А уж пристальный интерес к изнанке бытия, разгадка которой откроет многие стороны природы нашего социума, и вовсе не простится. Ещё бы, ведь это опровергнет ложь, будто наш социум нравственно здоров, а его управляющая псевдоэлита имеет какое-то отношение к нравственным принципам.
В общем, в результате судебных испытаний в процессе попыток добиться «добровольного» и «искреннего» признания, была бы молодая художница не раз погружена ниже своей Ватерлинии.
2 – 3. Вероника Васильева, и вкупе с ней – Павел Васильев
Это лишь на первый взгляд вид у них такой благообразный, однако до зоркого глаза любого из инквизиторов дошла бы их опасная для всего общества сущность.
Например, обращение к теме Луны, олицетворяющей некую единицу человеческой природы, да ещё и вкупе с выражением универсалисткой духовности. Опасная антропологическая теория, тем более, что к проявлениям лунных влияний религиозные фундаменталисты всегда относились подозрительно, считая их ведьмовскими.
Или произвольная тема волка в творчестве обоих художников, что являет собой некий совершенно ненормативный тотемизм, да ещё, возможно, и склонность этих подозрительных людей к оборотничеству!..
А там, где присутствует солнечный символизм, почему-то выражается тема «мира во всём мире», выгодная нашим врагам, да ещё и проецируется чуждая буддийская вера!..
В общем, супружеский и творческий союз Вероники и Павла Васильевых из славного города Новополоцка инквизиторы явно не оценили бы столь высоко, как союз Петра и Февронии. И в монастырь (в лучшем случае) они были бы заключены насильно, и находясь на хлебе и воде занимались бы «правильным» искусством. Но могли бы ещё закончить как весьма тревожный персонаж на картине Павла Васильева…
Здесь и спору нет, картины, дизайнерские проекты, и даже ученики одного из наиболее известных витебских художников поверглись бы аутодафе, закончившемся сожжением всех и вся. Так, чтобы и следа не осталось… Ибо и человек слишком свободомыслящий, и искусство совершенно прямо касается магических образов, и светодинамическая живопись его позволяет заглядывать туда, куда послушному и богобоязненному человеку не стоит и носа совать.
Тут же и непочтительность к власть предержащим чрезмерная, вместо того, чтобы смотреть на всё происходящее у нас в стране через призму божественного целеполагания. К тому же эти опасные пророчества, вводящие в смущение незрелые умы и подстрекающие к осмыслению запретного… У нас ведь, как известно, прошлое удивительно, настоящее прекрасно, а будущее – превыше всяких преставлений!..
А ещё и трансантропология, тяготение к сущностям иных миров!.. Выражение природы ведьм, стихиалей, планетарных хранителей и космических стражей – весь этот опасный путь Высокого Приключения в творчестве нашёл бы у инквизиторов должную оценку. Со всеми последствиями, о которых мы говорили выше. Действительно, очень опасный человек, как и всякий подлинный мастер…
5. Валерий Счастный
Колдовство – это, конечно, грех большой, а вот обвинение в ереси было бы даже тяжелее. И магии, кстати, тоже… Конечно же, и сам художник, и многие другие современники, справедливо считают его искусство христианским. Однако традиционалистский авангард Валерия Счастного уже вызывал бы большие возражения у слишком ретивых ортодоксов, приведи их соответствующий долг службы. А уж экуменическая тематика творчества художника – и подавно.
Однако времена религиозного фундаментализма всё же не так актуальны, как в прежние эпохи, по крайней мере это касается европейской культуры. И творчество Валерия Счастного ныне свободно выражает идеи универсального Блага в проекции тех изначальных христианских ценностей, которые заложены в Евангелии.
К тому же это ещё и глубоко национальное осмысление бытия, без которого сложно достичь универсального на подлинном высокохудожественном уровне. Творчество живописца из Верхнедвинска, являющегося к тому же одним из наиболее ярких представителей современной Витебской художественной школы, органично соединяет в себе мир традиции в его духовном измерении, характеризующемся высокой нравственностью и человечностью, и общую современную проекцию эволюции осознания.
Простые решения сталинской эпохи: https://gazetaby.com/post/istoriya-nochi-kaznennyx-poetov/155713/ Хотя, художники, по последней картине,-осознают, что все религии обман и главная их цель,- получение денег для служителей культов и повиновение масс. Но без опиума для народа,- многие умрут от болевого шока от реалией нашей жизни…. Иллюзия обмана,-тоже имеет право на существование и скрашивание жизни.