«Abstract» в Витебске: вечность природной и космической жизни

Открытие традиционной выставки в Витебском центре современного искусства поставило откровенные и фундаментальные вопросы о природе творчества.

Abstract, Витебск, искусство, Корженевский

Художники – участники нынешней выставки проекта “Abstract”. Фото Георгия Корженевского

Как всегда, в проекте «Abstract» принимают участие художники с подчёркнуто индивидуальным восприятием и выражением реальности, что приводит к результатам, находящимся на уровне великолепных творческих озарений. Создателем, бессменным куратором и вдохновителем проекта является известный художник Василий Васильев. Уже в самом начале открытия выставки, которое состоялось 13 апреля, он отметил наличие расхожего мнения об абстрактном искусстве, будто оно «не очень связано с природой». И вопреки всем превратным представлениям, посетители могли убедиться, что нынешний «Abstract» являет собой гармоничную связь и с природным, и с космическим миром.

Фалей, экология, Корженевский

Антонина Фалей. Экологический слой

Несмотря даже на выражение глобальных катастроф, что выявлено во впечатляющей метафизической скульптуре Сергея Сотникова… Разрушение, как и творение, является органичной частью мироздания.

Сотников, космос, планета, катастрофа, Корженевский

Сергей Сотников. Катастрофа

Тему глобальной метафизики мы можем увидеть и в живописных произведениях. Картина Леонида Медведского «Беседы афонских старцев» напоминает, что любая живая и действенная духовная традиция имеет истоки в единой, Примордиальной традиции. В данном конкретном случае речь идёт о духовном православии, Небесной Церкви православного трансмифа.

Медведский, Афон, Витебск, Корженевский

Леонид Медведский. Беседы афонских старцев (фрагмент картины)

«До сих пор, исполнителей много, а композиторов мало», – так говорил Василий Васильев на открытии экспозиции. Как он отмечал, на этой выставке нет исполнителей, ибо невозможно увидеть копирования действительности, здесь мы сталкиваемся с творческой мыслью художников. И в самом деле, это метафизическое мышление, прозревающее в космические идеи, глубины энергетической природы мироздания, и выражающее символические основания реальности. Нужно признать, что такое искусство непременно соприкасается с истинным бытием и вступает во взаимодействие с ним.

Ляхович, созерцание, мироздание, восприятие, Корженевский

Валентина Ляхович. Созерцание

Малей, авангард, Корженевский

Александр Малей. Синий квадрат

В этом отношении абстракт, явленный в произведениях художников, не упирается в современность в её вульгарном измерении, и выходит вообще из границ принадлежности определённой временной протяжённости, о чём и сказал куратор выставки:

У меня сложилось впечатление, что чем современнее искусство, тем меньше оно является искусством. Всё-таки абстракт – это серьёзное искусство, предполагающее творческое мышление.

Васильев, Барселона, Корженевский

Василий Васильев. Барселона

Именно в стремлении уйти от всепоглощающей обыденности, абстрактное искусство и авангард начали утверждаться в ещё позднесоветской действительности. О её идеологическом абсурде, равно как и нелепости постсоветской квазиидеологии, не имеющих никакого отношения к подлинной жизни, также говорил Василий Васильев:

Люди моего поколения и старше – это были как человек, измученный «Нарзаном», измучены фамилиями Ильи Репина, Ивана Шишкина и других представителей реалистического направления. Это уже была «притча во языцех»… Если бы вы оказались здесь лет 20 тому назад, вот это невозможно было всё представить. А речь шла, о чём были полны теперешние новостные события: вести с полей, сто строек, портреты милиционеров и других тружеников нашей страны. О том, что существуют люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, говорилось весьма стыдливо. Даже до сих пор я не могу понять: интеллигент – это слово ругательное или положительное?.. До сего времени впилось в кровь, что мыслить не обязательно, можно и без этого прокормиться, и весьма неплохо. А созидание – не для нас…

Abstract, Абстракт, Витебск, Корженевский

На открытии выставки “Abstract”. Фото Георгия Корженевского

Отсутствие созидательного принципа уничтожает сам смысл творчества, которое призвано раздвигать границы познания и создавать принципиально новое, способствующее эволюции осознания людей, расширяя возможности человеческой психосферы. Известный представитель художественного авангарда Виктор Шилко в своём выступлении упомянул об искажённом восприятии искусства в современной действительности, которому подчиняются многие художники, ограниченные исключительно задачами коммерциализации собственных произведений:

Художник не должен быть официантом. Вот они подносят и спрашивают: «Вам нравится?.. Не нравится – так я пойду и сейчас переделаю…»

Вольнов, Ге, Медведский, Шилко, Корженевский

Владимир Вольнов, Елена Ге, Леонид Медведский, Виктор Шилко. Фото Георгия Корженевского

А слова Василия Васильева подчёркивали приоритетность субъектной природы творчества, являющейся условием выражения художником подлинной реальности, её провиденциального содержания:

Покуда мы независимы, покуда мы не подвязаны к каким-либо структурам, мы имеем возможность творить… Мы работаем не для вас, потому что это прикосновение к чему-то такому, к чему по-другому я не могу прикоснуться, не могу почувствовать нечто, данное мне лично. И это так у каждого человека. Если он работает для «кого-то» – это враньё. Не сможет он породить идеи, которые приходят как откровение.

Васильев, Корженевский, Витебск, Abstract

Говорит Василий Васильев. Фото Георгия Корженевского

Художественная и идейная значимость проекта «Abstract» для Витебска и белорусского искусства является уникальной, как и уникально всё творчество, представленное на нынешней выставке. Не зря художник Александр Малей заявил, что этот проект для города должен быть «вечным». Утверждение не такое уж удивительное, учитывая сверхвременной вектор направленности творческой мысли выдающихся мастеров. При этом, в соответствии с их кредо, включающим в себя неутомимый поиск небывалых путей познания, выставкам не грозит увязнуть в художественных повторениях, о чём сказала одна из участниц нынешней экспозиции Татьяна Маклецова:

Каждый раз при открытии – это совершенно новый проект. И настолько новый, настолько современный, что он никогда не устаревает.

Маклецова, предчувствие, мистика, Корженевский

Татьяна Маклецова-Яковлева. Предчувствие

Abstract, Витебск, Корженевский

“Abstract” имеет успех и собрал множество посетителей. Фото Георгия Корженевского