Союз Земли и Огня

огонь, ведьма, Корженевский Культура

Огнище и Канун Пролетья, отмечаемые 13 апреля, проходят под воздействием принципа упорядочивания мира и объединяют в себе многих мифологических и легендарных существ.

огонь, ведьма, Корженевский
Взаимодействие с магическим элементом огня. Источник: prophotopro.ru

В этот день мы можем увидеть полноту содружества двух стихий: Земли и Огня. Огнищем у славян назывался домашний очаг, который в древности совмещал функции священного очага, когда сакральное и мирское ещё не были разъединены столь глухой стеной. А в Древней Греции богиней-хранительницей домашнего очага, и в то же время жертвенного огня, являлась Гестия. По некоторым мифологическим представлениям, титан Прометей вовсе не выкрал у хранившийся Гестии огонь, она сама его отдала, чтобы тот передал его людям, так как была исполнена к ним доброжелательности.

Гестия, Веста, Корженевский
Гестия (Веста). Источник: dolis.com.ru

Неудивительно, что изначально с Гестией было связано всё священное, чистое и целомудренное. Земной огонь есть проявление высшего, космического огня, и Гестия пребывает на Олимпе, олицетворяя незыблемый космос. Для человечества она становится сущностью, объединяющей мир богов, человеческое общество и каждую отдельную семью. В римской мифологии параллелью Гестии являлась Веста, а служительницы её культа, поддерживавшие в храме богини огонь, связанный с представлениями об устойчивости и надёжности существования, назывались весталками. Они выбирались на служение в возрасте от 6 до 10 лет, и в течении 30 лет его продолжительности должны были сохранять физическую «чистоту».

Лейтон, гравюра, весталка, Корженевский
Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона. 1880 г. Источник: ru.wikipedia.org

Вот здесь уже возникает прямая взаимосвязь между «вестами» и «не-вестами» у славян, и по поводу природы обозначения этих понятий до сих пор много спорят. С одной стороны, «невеста» означает нечто ещё не познанное, она таинственное и загадочное существо, «не весь что…» Это архетипический образ, который проявляется в таких географически далёких друг от друга персонажах, как царевна Несмеяна в русских народных сказках и вудуистская Эрзули Фреда. С другой стороны, вступление в брак делает её «не-Вестой», то есть происходит разрыв с её первоначальной чистотой.

Васнецов, Несмеяна, Корженевский
Виктор Васнецов. Царевна Несмеяна. Источник: opisanie-kartin.com

В любом случае, одно можно сказать точно: образ Весты прижился и в современной действительности, будучи весьма известным и популярным. Чего стоит ОАО «Веста», являющаяся одной из ведущих кампаний розничной торговли в Витебске, состоящей из разветвлённой сети магазинов… В особенности, параллели напрашиваются во время проведения благотворительных акций и скидок

Веста, Витебск, Корженевский
Магазин “Веста”. Источник: nv-online.info

Благодетельная роль Весты в отношении к людям была связана с деятельностью подчинённых ей ларов и пенатов – духов-хранителей домашнего очага. А уж параллель этим сущностям, природа которых преимущественно соответствует элементу Земли, у славянских народов общеизвестна. Это столь любимые многими домовые, вызывающие неподдельный интерес у людей всех возрастов, а в особенности – детей. С домовыми рекомендуется устанавливать самые добрые отношения, от этого зависит благополучие и бытовой комфорт.

домовой, Корженевский
Домовой. Источник: magiya-vedmi.ru

Русский поэт и мистик Даниил Андреев в «Розе Мира» описывает, в соответствии со своим духовидческим опытом, их трогательно и проникновенно. Он указывает, насколько партикулярный монотеизм ограничивает возможности «разумого сотрудничества» с домовыми и другими благоприятными сущностями, искажая восприятие проекциями навязчивого фанатизма:

И пусть мудрецы нашего века, посадившие сами себя в материалистический карцер, иронизируют с высоты своего невежества над суевериями дикарей, но только в сказках о домовых, о пенатах и ларах, о добрых и шаловливых маленьких духах домашнего очага заключается глубокая правда. Древнее язычество знало её куда лучше нас, лучше евреев и магометан, лучше христиан, возводивших на эти безобидные существа поклёпы и небылицы. Сплетни про домовых удивляют своей несправедливостью. Подобные россказни бывают порождены только одним духом – тем самым, который свойственен фанатикам монотеизма, ханжам и сухим моралистам, объявляющим всё, что не входит в их канон, нечистью. Куда объективнее относились к этим существам древние, видевшие в них верных друзей – лар и пенатов!.. Область этих мелких стихиалей, ютящихся у человеческих жилищ, называется Манику. Ландшафты этого мира похожи на комнату и не лишены уюта. Но снаружи – мрак и холод, и не дай Бог этим существам быть изгнанными из их тёплых убежищ. А формы их воплощений не таковы, как у большинства стихиалей: в них нет ничего струистого, переливающегося – наоборот: как и нибруски, как жители Дуггура, они обладают плотным, чётко очерченным телом, хочется сказать – тельцем. Они миниатюрны, веселы и проказливы, а некоторые активно добры. Это своего рода филантропы, любящие делать людям мелкие услуги так, чтобы этого никто не знал. Впрочем, другие из них позволяют себе с людьми более или менее безобидные шутки. Вообще же, они относятся к нам избирательно, но дом стараются хранить и оберегать, как могут. Потому что в случае его разрушения разрушаются и их приюты в слое Манику, и бездомные малютки в большинстве случаев погибают. Лишь немногим удаётся добраться до другого убежища.

Андреев, Корженевский
Даниил Андреев. Источник: e-reading.club

Тем не менее, «свято место пусто не бывает», и православная церковь, проявляя нетерпимость к стихиалям, решила не остаться в стороне от назначения своих «вспомоществователей», заменив всех домовых образом святого Ипатия Чудотворца. Епископ IV века в Малой Азии, боровшийся с ересями, фигура которого сама по себе была бы совершенно неинтересна, он вдруг вырос во всеобщего покровителя бытовой жизни, каким-то образом избавляющего от бесплодия и даже приумножающего материнского молоко. Вот уж поистине «чудотворец»… А чтобы сделать его «помощь» безальтернативной, церковь навязала представления, будто он защищает и от домовых, которые, якобы, куражатся и бесчинствуют…

Ипатий, православие, чудеса, Корженевский
Ипатий Гангрский и его чудеса. Икона. Источник: days.pravoslavie.ru

В заключении отметим, что понятие «огнище» не ограничивается только «домашним очагом» и всем комплексом идей, связанных с жизненным благом. Во времена подсечно-огневого земледелия это слово означало у славян также место из-под вырубленного и паленого леса, предназначенное для распашки. «Огонь опаляющий» являлся в данном случае не разрушительной силой, но способствовал космизации пространства человеческого бытия и принесению «плодов земных». Осознавая его очистительную и формообразующую силу, славяне выносили из своих печей горящие уголья и разводили костры, прыгая через них, а также пронося через огонь орудия земледелия. Всё это и происходило во время дня, получившего называние Огнище, когда взаимодействие Земли и Огня достигало полной, невиданной гармонии.

волхв, язычество, родноверие, Корженевский
Волхв Родового Огнища Славянской Родной Веры (Украина). Источник: alatyr.org.ua
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий