Дух волка, возрождение души и бесконечность…

Васильев, Васильева, Беженарь, Костогрыз, Витебск, Корженевский Культура

В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки Павла и Вероники Васильевых «Диалог мыслей»

Васильев, Васильева, Беженарь, Костогрыз, Витебск, Корженевский
Павел Васильев, Вероника Васильева, Юлия Беженарь, Олег Костогрыз на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Выставка открылась как приглашение каждого из посетителей к диалогу со всем многообразием смыслов и символов, отражённых в картинах. Это и «седая история», и национальная традиция, и культурные мифы, и архетипы, и, конечно же, единая общечеловеческая метакультура. Подаёт же пример тому другой диалог, а именно творчества супругов Павла Васильева и Вероники Васильевой. Оба они недавно закончили художественно-графический факультет Витебского государственного университета. Ныне Павел Васильев работает научным сотрудником в Музее истории и культуры г. Новополоцка, а Вероника Васильева преподаёт на кафедре архитектуры и дизайна Полоцкого государственного университета, в то же время обучаясь на заочной магистратуре витебского худграфа.

Васильев, Васильева, Витебск, живопись, Корженевский
Павел и Вероника Васильевы со своими друзьями из Витебского государственного университета. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки 24 мая выступали педагоги ВГУ, у которых молодые художники учились, будучи студентами. Это декан художественно-графического факультета Юлия Беженарь, искусствовед Михаил Цыбульский, художники Александр Карпан и Олег Костогрыз. Все они подчёркивали, что для Павла и Вероники Васильевых постоянное самосовершенствование неизменно являлось основополагающей ценностью, и что пытливый ум подобных студентов всегда заставляет педагогов работать по максимуму. Молодым художникам пожелали не останавливаться на достигнутом и дальнейшего развития творческих поисков.

Витебск, музей, выставка, Корженевский
Художники заслужили аплодисменты… Фото Георгия Корженевского
Васильев, Васильева, Витебск, Живопись, Корженевский
И ещё одно памятное фото… Фото Георгия Корженевского

Их живопись не повторяет друг друга. На выставке можно наблюдать, как исторические параллели и ассоциации Павла Васильева, связанные с национальной историей, переходят в универсалистские аллегории Вероники Васильевой. Таким образом, мы видим органичное взаимодополнение и осуществление совершенного творческого диалога.

Тени, Грюнвальд, Васильев, живопись, Корженевский
Павел Васильев. Тени Грюнвальда. 2015 г.
Васильева, осень, живопись, Корженевский
Вероника Васильева. Прощание осени. 2016 г.

Саму выставку, на наш взгляд, лучше рассматривать начиная с работ Павла Васильева и двигаться далее слева – направо, придя к живописи Вероники Васильевой. Так, от мифопоэтического восприятия истории мы будем перемещаться к миру возвышенному и надисторическому. А центральной картиной экспозиции является «Возрождение» Вероники Васильевой, объединяющее национальное и общечеловеческое. Изображённое в ней можно подразумевать и как древо национальной истории, и как универсальное Древо Жизни.

возрождение, дерево, живопись, Васильев, Корженевский
Вероника Васильева. Возрождение. 2014 г.

Общим тотемным образом для картин Павла и Вероники Васильевых является волк. Разумеется, у обоих художников это не «волк духовный» в негативном контексте, а тот, основополагающим принципом которого является свобода. «Призрак Чародея» Павла Васильева раскрывает таинственный образ известного персонажа белорусской истории, способного принимать облик данного тотема. О таких людях говорило древнее пророчество, приведённое в «Возвращении воинов» Теуна Мареза:

… И их будут называть Народом Волка. В своих сердцах они вечно будут нести смутные воспоминания об ушедшем мире, оранжево-красном солнце, которое было когда-то человеку домом, которое было когда-то его славой и его честью. Днём они будут бежать мерзостей человеческого безумия, а ночами – взирать на бледный свет луны и выплакивать свою боль о потерянной свободе, о забытых копье и мече. В каждой частице своего существа они будут вечно лелеять восторг надежды и свободы.

Всеслав, маг, чародей, магия, Васильев, живопись, Корженевский
Павел Васильев. Призрак Чародея. 2014 г.

Картина Павла Васильева «Железный волк» выражает этот дух рыцарственности, непоколебимой воинственности и непреклонной стойкости. В самом названии не просто апелляция к доспехам, но и к содержанию актуального Железного века человеческой истории согласно Гесиоду, с его суровостью, непросветлённостью, и в то же время сохранением чёткой духовной проекции.

волк, рыцарь, тотем, тотемизм, Васильев, живопись, Корженевский
Павел Васильев. Железный волк. 2016 г.

Иная ситуация – в работе «День шестой», с явным обращением к идее библейских дней творения. Здесь отражаются негативные аспекты Железного века с торжеством механицизма как в цивилизационной среде, так и в общественном сознании. Дух волка безнадёжно скован хитроумной механикой, воплощающей борьбу с природой и ненависть к свободе. Очевидно, что картина говорит даже не столько о животном мире, сколько о социальной механике человеческого существования. Ведь в день шестой, согласно Книги Бытия, были созданы не только «звери земные», но и человек.

механицизм, технократия, волк, Корженевский
Павел Васильев. День шестой. 2016 г.

И совершенно иной образ волка мы видим в картине Вероники Васильевой «Мгновение». Это одухотворённая сущность, по всей очевидности такая, каковой она и замышлялась провиденциально. Исходя из того, что здесь не просто волк, а идея волка, он выражен практически в дзенском состоянии «сатори», когда в миге переживания опыта «здесь и сейчас» раскрывается постижение вечности. Синий цвет, символизирующий запредельное, мудрость и бесконечность, подчёркивает смысл отображённого «мгновения».

Васильева, сатори, дзен, волк, Корженевский
Вероника Васильева. Мгновение. 2016 г.

Наиболее распространённым символом у Вероники Васильевой является полумесяц. По словам художницы, это определённая единица, которую она берёт в разных отношениях и рассматривает в различных контекстах. Этот лунный символизм говорит нам о жизни человеческой души и отношениях с миром в различных ситуациях. В картине «Путь» раскрывается идея духовного подъёма и окончательного преображения. Некая душа, взошедшая на вершину лестницы реализации, жаждет взлететь. В то же время мы видим уже осуществившийся полёт в бесконечность какой-то иной сущности.

путь, духовность, реализация, лестница, Васильева, Корженевский
Вероника Васильева. Путь. 2016 г.

В заключении статьи мы хотим обратить внимание на ещё один символ в творчестве художницы – это цветок. В данном случае речь идёт о картине «Ирисы». Здесь цветок является символом души, постигшей свой духовный центр. Цветы предстают перед нами в качестве странников, открытых влияниям духовного света и направляющихся в неизведанное. Мы видим совершенное выражение идеи Пути, раскрывающего пространство беспредельности.

цветы, ирисы, странники, Васильева, Корженевский
Вероника Васильева. Ирисы. 2014 г.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий