В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки Павла и Вероники Васильевых «Диалог мыслей»
Выставка открылась как приглашение каждого из посетителей к диалогу со всем многообразием смыслов и символов, отражённых в картинах. Это и «седая история», и национальная традиция, и культурные мифы, и архетипы, и, конечно же, единая общечеловеческая метакультура. Подаёт же пример тому другой диалог, а именно творчества супругов Павла Васильева и Вероники Васильевой. Оба они недавно закончили художественно-графический факультет Витебского государственного университета. Ныне Павел Васильев работает научным сотрудником в Музее истории и культуры г. Новополоцка, а Вероника Васильева преподаёт на кафедре архитектуры и дизайна Полоцкого государственного университета, в то же время обучаясь на заочной магистратуре витебского худграфа.
На открытии выставки 24 мая выступали педагоги ВГУ, у которых молодые художники учились, будучи студентами. Это декан художественно-графического факультета Юлия Беженарь, искусствовед Михаил Цыбульский, художники Александр Карпан и Олег Костогрыз. Все они подчёркивали, что для Павла и Вероники Васильевых постоянное самосовершенствование неизменно являлось основополагающей ценностью, и что пытливый ум подобных студентов всегда заставляет педагогов работать по максимуму. Молодым художникам пожелали не останавливаться на достигнутом и дальнейшего развития творческих поисков.
Их живопись не повторяет друг друга. На выставке можно наблюдать, как исторические параллели и ассоциации Павла Васильева, связанные с национальной историей, переходят в универсалистские аллегории Вероники Васильевой. Таким образом, мы видим органичное взаимодополнение и осуществление совершенного творческого диалога.
Саму выставку, на наш взгляд, лучше рассматривать начиная с работ Павла Васильева и двигаться далее слева – направо, придя к живописи Вероники Васильевой. Так, от мифопоэтического восприятия истории мы будем перемещаться к миру возвышенному и надисторическому. А центральной картиной экспозиции является «Возрождение» Вероники Васильевой, объединяющее национальное и общечеловеческое. Изображённое в ней можно подразумевать и как древо национальной истории, и как универсальное Древо Жизни.
Общим тотемным образом для картин Павла и Вероники Васильевых является волк. Разумеется, у обоих художников это не «волк духовный» в негативном контексте, а тот, основополагающим принципом которого является свобода. «Призрак Чародея» Павла Васильева раскрывает таинственный образ известного персонажа белорусской истории, способного принимать облик данного тотема. О таких людях говорило древнее пророчество, приведённое в «Возвращении воинов» Теуна Мареза:
… И их будут называть Народом Волка. В своих сердцах они вечно будут нести смутные воспоминания об ушедшем мире, оранжево-красном солнце, которое было когда-то человеку домом, которое было когда-то его славой и его честью. Днём они будут бежать мерзостей человеческого безумия, а ночами – взирать на бледный свет луны и выплакивать свою боль о потерянной свободе, о забытых копье и мече. В каждой частице своего существа они будут вечно лелеять восторг надежды и свободы.
Картина Павла Васильева «Железный волк» выражает этот дух рыцарственности, непоколебимой воинственности и непреклонной стойкости. В самом названии не просто апелляция к доспехам, но и к содержанию актуального Железного века человеческой истории согласно Гесиоду, с его суровостью, непросветлённостью, и в то же время сохранением чёткой духовной проекции.
Иная ситуация – в работе «День шестой», с явным обращением к идее библейских дней творения. Здесь отражаются негативные аспекты Железного века с торжеством механицизма как в цивилизационной среде, так и в общественном сознании. Дух волка безнадёжно скован хитроумной механикой, воплощающей борьбу с природой и ненависть к свободе. Очевидно, что картина говорит даже не столько о животном мире, сколько о социальной механике человеческого существования. Ведь в день шестой, согласно Книги Бытия, были созданы не только «звери земные», но и человек.
И совершенно иной образ волка мы видим в картине Вероники Васильевой «Мгновение». Это одухотворённая сущность, по всей очевидности такая, каковой она и замышлялась провиденциально. Исходя из того, что здесь не просто волк, а идея волка, он выражен практически в дзенском состоянии «сатори», когда в миге переживания опыта «здесь и сейчас» раскрывается постижение вечности. Синий цвет, символизирующий запредельное, мудрость и бесконечность, подчёркивает смысл отображённого «мгновения».
Наиболее распространённым символом у Вероники Васильевой является полумесяц. По словам художницы, это определённая единица, которую она берёт в разных отношениях и рассматривает в различных контекстах. Этот лунный символизм говорит нам о жизни человеческой души и отношениях с миром в различных ситуациях. В картине «Путь» раскрывается идея духовного подъёма и окончательного преображения. Некая душа, взошедшая на вершину лестницы реализации, жаждет взлететь. В то же время мы видим уже осуществившийся полёт в бесконечность какой-то иной сущности.
В заключении статьи мы хотим обратить внимание на ещё один символ в творчестве художницы – это цветок. В данном случае речь идёт о картине «Ирисы». Здесь цветок является символом души, постигшей свой духовный центр. Цветы предстают перед нами в качестве странников, открытых влияниям духовного света и направляющихся в неизведанное. Мы видим совершенное выражение идеи Пути, раскрывающего пространство беспредельности.