Елена Жукова о системных проблемах и вызовах современного образования

В канун Нового года в Витебском художественном музее состоялось открытие необычной выставки «Проекции жизни и творчества: между геометрией и искусством»

Елена Жукова. Фото Елены Кривенькой

Необычность экспозиции заключается главным образом в том, что она явилась выражением стремления отдать дань глубокого уважения выдающемуся педагогу. Выставка состоит из работ коллег и учеников профессора Елены Жуковой, человека легендарного и мифологического, ибо её выдающаяся роль в развитии науки и образования для витебского худграфа общепризнана. Она преподавала один из сложнейших предметов на факультете, да и во всём вузе – начертательную геометрию, и обучала множество известных представителей современной Витебской художественной школы. Нынешняя выставка приуроченная к её 80-летию, включает работы ныне живущих и уже ушедших художников: Леонида Антимонова, Григория Кликушина, Ивана Столярова, Николая Гугнина, Феликса Гумена, Вячеслава Шамшура, Александра Карпана. В экспозиции также представлены документы и фотоматериалы, принадлежащие Елене Жуковой.

На открытии выставки. Фото Елены Кривенькой

На открытии выставки. Фото Елены Кривенькой

О Елене Тихоновне Жуковой невозможно сказать, что «годы берут своё». Ей присуща всё та же яркая творческая энергия, ясность и острота научного мышления. Она до сих пор продолжает сотрудничать с художественно-графическим факультетом Витебского государственного университета, принимая активное участие в научном консультировании и подготовке рецензий. Взыскательность её требований к положению дел в современном образовании отличается своей объективностью и богатым знанием этой сферы изнутри. Несмотря на то, что в разговоре с ней мы затрагивали вопросы, относящиеся к современному состоянию витебского худграфа, все указанные проблемы являются актуальными для системы образования в Беларуси вообще. В этой проекции, раскрывающей ряд актуальных «болевых точек», высказывания Елены Жуковой становятся очевидными для всех.

Ф. Гумен. Портрет Елены Жуковой. 1970-е гг.

Ф. Гумен. Портрет Елены Жуковой. 1970-е гг.

Отсутствие востребованности и нехватка кадров

Оценка положения дел на сегодняшний день, конечно же, не блестящая. Того престижного факультета на весь Советский Союз, сейчас, конечно же, далеко нет. Это происходит в том числе и из-за изменения учебных планов в худшую сторону, из-за поиска новых специальностей, которые не востребованы в жизни. Сколько не смотришь на структуру этого факультета, лучше, чем было, сейчас нет. Прежних специальностей хватало, чтобы дать возможность каждому в жизни найти свою нишу. Как, например, в прикладном искусстве… Сколько у нас выпускников, работающих в домах народного творчества, привозят свои работы на «Славянский базар»… Это всё наши выпускники. Очень многие работают в технических учебных заведениях, являются директорами художественных студий – каких только нет специалистов!.. Каждый выпускник в силу своих способностей и возможностей, находил своё место в жизни.

Что же происходит сейчас? В настоящее время нет той востребованности, которая была бы нужна. Нужны крупные специалисты, которые могли бы создать базу профессии, речь идёт о том же дизайне, например. А там в основном работает кто? Наши выпускники или выпускники Витебского государственного технологического университета. То есть международного уровня нет. Надо приглашать, как это и было раньше. А кто поедет? И это обидно. Есть опасность, что высокие традиции такого процветающего факультета могут быть утрачены…

Елена Жукова. 1962 г. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

Елена Жукова. 1962 г. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

Зло централизации, хаос образовательных программ и сокращение набора студентов

Продолжает сокращаться набор на дневное обучение. Если раньше на худграф по трём существовавшим тогда специальностям принимали до 100 человек, и каждый по Беларуси находил своё место в жизни, то сейчас гораздо меньше. Чтобы у факультета были перспективы, нужна коренная перестройка, и во многом, я считаю, вина здесь лежит на Минске. Они спускают нам свыше совершенно некомпетентные программы. Я даже возьму свой предмет, когда я ещё работала…

Начертательная геометрия является теорией всей технической графики. Её изучают с первого курса. Она закладывает эти пространственные представления, умение оперировать формами в пространстве. Это находит своё место и в технике, и в изобразительном искусстве, и в архитектуре. Вот я, бывает, удивляюсь, какие иногда архитекторы создают сложные пространственные формы, а ведь в основе этого лежит понимание начертательной геометрии. Эту науку создали ряд замечательных русских и зарубежных учёных. Сейчас же её в учебной программе капитально «подчистили», оставили только, как говорится, «азы».

Но даже не это главное. Главным является то, что данный предмет, когда его должны изучать студенты с первого курса, перенесли на второй курс. А на первом курсе изучают проекционную грамоту, и можно себе представить, какие совершенно непонятные вещи обрушиваются студентам на головы. Теория же, которая является основой для проекционной грамоты, даётся на втором курсе. Начертательная геометрия должна изучаться на первом курсе, где студенты познают формы. Весь мир состоит из форм.

Те, кто руководит образованием из Минска, совершенно некомпетентны в этих вопросах и создают неизвестно что. А потом рассылают на места, и факультет вынужден работать по этим учебным планам. Получается такой парадокс. Вместо того, чтобы посоветоваться, вызвать на беседу сотрудников факультета, узнать, как лучше построить образование, чтобы оно было на уровне, присылают готовые бумажки, по которым мы вынуждены работать. Я из-за этого ушла из факультета, потому что не могла перенести несоответствия.

На занятии по начертательной геометрии. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

На занятии по начертательной геометрии. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

Польза научного знания

Выпускники боялись начертательной геометрии, но они её осваивали, и со временем очень хорошо. Помимо учебных занятий я вела факультативы, которые тогда никак не оплачивались. Но я вечерами собирала тех, кто чего-либо не понимает, и вновь и вновь мы проходили это всё с разных методических позиций, как и где данная наука может пригодиться. Данные знания имели выход и в дипломные работы студентов: архитектурные формы на основе начертательной геометрии, начертательная геометрия в цвете… Были многие студенты, которые очень любили данный предмет, они были в нём как рыба в воде, и несмотря на то, что начертательная геометрия была на первом курсе, эта любовь у них сохранялась до выпуска, и дипломные работы по ней они делали.

Многие витебские художники широко используют научные знания, полученные на начертательной геометрии. Однажды я пришла на выставку, где были работы Василия Васильева, Александра Досужева, а у них используются чистые геометрические формы, аксонометрические проекции. Чистая начертательная геометрия нашла своё воплощение в изобразительном искусстве. Эта фундаментальная дисциплина, которая охватывает структуру всего мира.

Александр Алонцев, Феликс Гумен, Елена Жукова. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

Александр Алонцев, Феликс Гумен, Елена Жукова. Фото из архива художественно-графического факультета ВГУ

Проблемы материальной базы, образовательный синтез и неуклонное стремление к возрождению

А какие были у нас педагоги: Валентин Дежиц, Иван Столяров, Григорий Кликушин… Известнейшие художники и мастера. И они соответственно воспитывали студентов. А какая серьёзная была база!.. Вот декан факультета Василий Григорьевич Шаталов привозил, пригонял из тогдашнего Ленинграда вагон бумаги, красок, кистей, холстов, и всё это раздавалось студентам бесплатно. При Советском Союзе, даже в период бедного послевоенного государства, было достойное обеспечение. А как только обрели свою независимость – всё это закончилось. В настоящее время очень дорогое образование на художественно-графическом факультете, сумасшедшие цены на кисти и краски.

Так что, когда к нам приезжали делегации из художественно-графических факультетов всего Советского Союза, они восхищались нашим факультетом, дипломными работами, которые мы выставляли на их обозрение, всевозможные наглядные пособия им представляли. К нам председателями государственных комиссий приезжали известные художники из Минска: Павел Масленников, Леонид Дробов, Юрий Кухарев. И они давали компетентные оценки работам и по композиции, и по цвету, со всех сторон. В своих дипломных работах мы старалась объединить изобразительное искусство и техническую графику, это был синтез. Такого нигде не было, как мы этим занимались. А теперь этого ничего нет… И это обидно, это больно…

Был действительно расцвет этого факультета, он гремел по всему Советскому Союзу, а теперь его не так слышно и видно. И это не вина его нынешнего руководства, это беда всего нашего времени. Я желаю новому декану нашего художественно-графического факультета Юлии Беженарь, всей администрации, достигнуть успехов в возрождении того высокого уровня, что они и стараются делать.

Юлия Беженарь и Елена Жукова

Коллеги, друзья, ученики Елены Жуковой

Коллеги, друзья, ученики Елены Жуковой

2 комментария

  1. Хорошая заметка, хороший обзор и анализ витебской культуры глазами Жуковой. Отношение к культуре у нас нынче формальное – ее не столько любят, как терпят. А любят и делают героями страны хоккеистов, лыжников и прочих спортсменов. Если бы культура имела какую-то выгоду, то ее давно оседлало бы Управление делами Президента. Но увы и ах. Может это и хорошо, а то бы конец культуры наступил окончательный и все бы превратилось в заурядное шоу.

  2. Нет тут никакого анализа, а только вздохи по советскому прошлому, при всем уважении к Елене Тихоновне. И прошлого этого в том виде, в каком это было, не будет больше никогда. И не будет никогда того факультета, который был. Жизнь переменилась и факультет тоже. И даже в пределах Витебска, где есть уже кафедра дизайна Витебского технологического университета, ситуация уже не та… У техноложки уже больше шансов найти свою тропу. А на худграфе ее уже никто и не ищет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *