Неисповедимые «Пути» смыслов и судеб человеческих…

Выставка плёночной фотографии «Пути» открылась 8 декабря в витебском «Арт-пространстве “Толстого, 7»

Участники выставочного проекта

Участники выставочного проекта

Фотографическая экспозиция явилась результатом творческой инициативы 13-ти студентов художественно-графического факультета кафедры изобразительного искусства и кафедры дизайна Витебского государственного университета. В традиционных культурах путь означает волевой вектор осуществления реализации, которая ведёт к становлению в качестве надындивидуального существа, единению со своим Божественным Я. В то же время утверждается и самоценность пути как такового, дабы ложные идентификации, навязанные пространством глобального социума, не смогли его исказить. О выражении глубины и тонкостей Пути как идеи, и говорили участники выставочного проекта на открытии экспозиции.

Свет в ночи... Фото Тимофея Гущо

Свет в ночи… Фото Тимофея Гущо

Отмечалось, что между фотографиями, а их всего около 270-ти, существует связь, так как для каждого автора важны идеи, люди, символы, места в осуществлении их личного Пути. И, разумеется, всё это многообразие векторов движения будет непременно пересекаться. Путешествуя по образам фотографий, каждый посетитель может найти в них собственную сюжетную линию, которая станет для него проекцией смысла. Безмолвное наблюдение, осуществляемое любым внимательным созерцателем, так или иначе приведёт его к тому, к чему пришёл любой из участников проекта: созданию своего сюжета и идеи, фиксации внимания в присущей ему точке смысла. Этому способствует символический характер фотографий, выражающих соответствия с надличностными образами, идеями, архетипами.

Образы, идеи, архетипы... Фото Валерии Субоч

Образы, идеи, архетипы… Фото Валерии Субоч

С организаторами выставочного проекта, аспиранткой художественно-графического факультета ВГУ Анной Петько и студенткой 2-го курса кафедры дизайна худграфа ВГУ Ольгой Руммо, мы разговаривали о творческих составляющих Пути, важности осуществления «остановки мира» во время фиксации пространства посредством фотографии, самоценности духовного поиска.

Остановка мира... Фото Валерии Субоч

Остановка мира… Фото Валерии Субоч

– Так куда же ведут Пути?

А. Петько. Пути, как параллельные прямые, пересекаются где-то в далёком пространстве. И посетители выставки созерцают вереницу фотографий, в которых выражены различные образы. И в итоге у каждого из них должен скомпоноваться какой-либо один обобщённый художественный образ. Это и будет итогом его созерцания.

О. Руммо. У каждого свой путь, но пути человеческие неизбежно пересекаются, как и жизни людей. И если следовать своей подлинной стезе, в итоге каждый из нас приходит туда, куда ему нужно и предначертано.

Начало Пути... Фото Дарьи Матеша

Начало Пути… Фото Дарьи Матеша

– Насколько важно здесь вести речь об изменённых, внерассудочных состояниях восприятия?

А. Петько. Глядя на эти снимки, их можно воспринимать рассудочно, как отдельные объекты, изображённые на плоскости, но можно каждый снимок воспринимать как выражение идеи и образа, который, несомненно, подталкивает к личным интерпретациям. И это обогащает сознание и выводит его на определённый совершенно иной уровень.

Тоннель восприятия... Фото Антона Красовского

Тоннель восприятия… Фото Антона Красовского

– Здесь мы, по всей очевидности, подходим к выявлению сверхличностного архетипа…

А. Петько. Само слово «путь» является архетипическим, человеческое существование неразрывно связано с идеей Пути. Это вечное движение в пространстве.

Образ Вечного Дао… Фото Алеси Петько и Стаса Слижова

– Что же важнее: путь или цель?

А. Петько. Конечно путь… Проходя его, мы встречаем определённые указатели, знаки, знамения, и начинаем понимать, что получаемые нами дары могут встречаться именно на протяжении всего нашего пути.

О. Руммо. Важен сам путь, потому что во время нашей жизни мы переживаем огромное количество разных вызовов и трудностей, с помощью которых мы набираемся опыта. В этом пути, сталкиваясь с различными людьми, учась на своих ошибках, мы находим себя. И важно идти именно по своей дороге. Каждый должен решить сам для себя, какая дорога для него является подлинной, и не сходить с неё.

Аура познания… Фото Валерии Субоч

– Почему использовалась именно плёночная фотография?

О. Руммо. В настоящее время люди преимущественно фотографируют на мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, количество кадров в которых практически неограниченно. Человек снимает всё, что видит, совершенно не задумываясь, без осознания композиции, цвета или сюжета. А в плёночном фотоаппарате 24 или 36 кадров, и здесь задумываешься над каждым снимком, и это особенно располагает к тому, чтобы мыслить как художник.

На открытии выставки

На открытии выставки