В Витебской музыкальной гостиной открыта выставка гродненского художника, картины и графические работы которого передают таинственный дух Времени.
Творчество художников из Гродно мало знакомо витебскому зрителю. Главным образом это связано с проблемами коммуникации в нынешний период существования государства, когда у самих творцов очень мало состоятельных покровителей, а в частном порядке отнюдь не многие жители страны способны и заинтересованы покупать картины. Потому существуют элементарные проблемы довезти, например, свои работы до другого областного центра. Об этом, в частности, говорил на открытии выставки искусствовед Михаил Цыбульский. Итак, сам исторический период не является благоприятным для людей искусства. Но Ивану Русачеку интересна не столько обычная история, сколько время в его фундаментальном, метафизическом выражении. Потому его картины не зависят от конкретики профанного исторического процесса, являются духовно свободными, приподнятыми над мирской суетой, и богаты оккультными аллегориями.
Выставка Ивана Русачека «Ракушки, книги, птицы и другие часовые механизмы», открытая с 9 октября, формировалась, по словам самого же художника, с учётом пространства Музыкальной гостиной г. Витебска. Продолжением его графики стали четыре живописных полотна, которые раскрыли тему времени в том числе и через образы музыкальных инструментов и их звучания. Согласно универсальному символизму, музыка является выражением упорядоченного космического пространства, и передаёт последовательное развёртывание всего многообразия возможностей, заложенных в проявленное существование. Музыка в своём сакральном измерении позволяет увидеть то, что человек слышит в данный момент «здесь и сейчас», и в этом отношении она выражает наиболее глубокие и абстрактные идеи и архетипы, которые невозможно передать вербальными средствами. Потому тематика времени, раскрытая художником, явила собой полную гармонию с пространством Музыкальной гостиной.
Последствия этого являются весьма далекоидущими. Время, вступающее в резонанс с пространством, перестаёт «пожирать» реальность, избавляясь от своих исторических, профанных характеристик. Пространство оказывается предстающим в своей одновременности, и тому, кто пребывает в нём, явственно раскрывается дух вечности. Этот эффект свойственен экспозиции в Витебской музыкальной гостиной, выставочный зал которой обретает ныне совершенно особое, метафизическое измерение, указывая на вечное и неизменное.
О символическом и архетипическом характере творчества художника говорила на открытии экспозиции старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Елена Ге. Куратор выставки Ольга Анисько также отмечает архетипический характер экспонированных произведений Ивана Русачека:
Автор исследует многочисленные механизмы времени: звук, воду, книги, историю, связывая их с миром своих образов.
Понятие «механизмы» указывает в данном плане на образ Великого Архитектора Вселенной, который является столь характерным для Западной эзотерической и оккультной традиции. Стоит отметить, что работы Ивана Русачека глубоко передают западную духовность, и позволяют приблизиться к постижению её содержания и огромного богатства, выражая тот путь глубокого, сосредоточенного и детального познания, который прошёл сам художник. И здесь название его места жительства обретает особый дополнительный смысл, относящийся напрямую к экспозиции: произведения Ивана Русачека призваны в том числе «огораживать» от профанических влияний времени в его сниженном, «поглощающем» и «расходующем» выражении, влекущем за собой энтропийные тенденции.
Иван Русачек не только сам задаётся вопросами о времени, но и приглашает всех посетителей ответить на них. На арт-объектах в виде двух дверей размещены графические работы, и пришедшие на открытие выставки оставляли на дверях свои соображения о природе времени. Эта же возможность есть у всех, кто посетит выставку, которая продлится до 1 ноября.