Волшебное искусство Александра Вышки: космическая реальность художника

Культура

Одухотворяющий мистицизм, зачарованный мир, магические гвозди, фантастические эффекты светодинамической живописи – об этом мы расскажем в нашей статье.

Александр Вышка
Александр Вышка

Конец прошлого – начало нынешнего месяца был отмечен многими мистическими событиями и датами: Хэллоуин, Дзяды, Самайн… В Витебске проходили знаковые выставки с явным магическим и мистическим содержанием. И в это время просто нельзя было пройти мимо салона такого оригинального художника, как Александр Вышка. Между прочим, не за горами, в январе следующего года, у него будет 60-летний юбилей… Но его внутренняя молодость, абсолютно безотносительная к обыденным представлениям о возрасте, характеризует и его личность, и внешний облик, и творчество.

Искусство Александра Вышки является совершенно особым в том направлении  «фантастического реализма», характерного для многих представителей Витебской художественной школы. Его творчество проявляется в разных ипостасях: это и реалистическая манера, которой присуща глубокая образность, и работы символического характера, и использование оригинальных художественных технологий. При том, что искусство художника подчёркнуто элитарно, оно доступно восприятию обычного зрителя – качество, являющееся также уникальным. В его салоне, превращённом в соответствии с авторским замыслом в пространство волшебного космоса, проводятся экскурсии, и посетители погружаются в чудесный мистический мир.

Маленькие зрители проявляют явный интерес к содержанию мистического искусства
Маленькие зрители проявляют явный интерес к содержанию мистического искусства

Многие после экскурсий художника говорят, что уходят другими людьми, и в их жизни проясняются важные смыслы. Есть даже те, которые приходили до пяти раз… Таким образом, искусство Александра Вышки обладает психотерапевтическим и одухотворяющим воздействием. В соответствии с характером самого художника, его искусству присущ исцеляющий артистизм. Даже если в его работах выражена трагедия, чувство потери или неудачи, этот артистизм всё равно спасает, приподнимая зрителя над «иллюзиями обыденной жизни».

Духи-хранители

В некоторых направлениях Западного мистицизма духами-хранителями по отношению к человеческому плану бытия называют потомков «сынов Божьих», сошедших к дочерям человеческим. Разумеется, они выражают реальность существования ещё более грандиозных сущностей, относящихся к планетарному, галактическому и вселенскому уровням.

Сам Александр Вышка говорит о необходимости сохранения внутренней гармонии и доброжелательности, и тогда жизнь человека будет соотноситься с Хранителями, которые всегда смогут прийти ему на помощь:

Когда я не боюсь, когда я нахожусь с собой в гармонии и не несу агрессии вовне, всегда судьба протянет мне руку и жизнь наводит мосты.

Будучи Водолеем по знаку Зодиака, эпоха которого ныне вступает в силу, художник отмечает важное свойство, присущее представителям этого знака, дающее надежду и на благоприятное развитие современной человеческой цивилизации:

Иногда кажется, что они погибли, но судьба всякий раз даёт им спасение.

А. Вышка. Хранитель Огня
А. Вышка. Хранитель Огня

Кстати, относительного всего, связанного с «несчастливым» числом «13», не исключая и небезызвестную «пятницу 13-го», художник говорит, что это число у него всегда по жизни шло. И номера жилищ у него были с этой цифрой, и экзаменационные билеты он вытаскивал очень часто 13-е. Между прочим, хорошие отношения с этой цифрой – свойство непременно одарённых и нестандартно мыслящих людей.

Среди персонажей, обитающих в салоне Александра Вышки, мы видим трёх Хранителей. Это Хранитель Огня, Хранитель Тайн и Хранитель Времени. Хранитель тайн, который много что видел, но никому ничего не рассказывает, обладает золотым яйцом, символизирующим архитектуру мироздания и совокупность причинных основ всех явлений. Время, тайны и огонь, по словам художника, связаны между собой. В огне сгорает ветхое и отжившее, после чего появляется и утверждается новое. А то, что сгорело, как отмечает художник, несёт в себе тайны. Время несёт в себе тайны. И они, эти три хранителя, объединены в общей идее.

А. Вышка. Хранитель тайн
А. Вышка. Хранитель тайн

Мы видим также фигурку женщины на крышке часового корпуса, и ей, судя по всему, очень комфортно в обществе Хранителя Времени. Александр Вышка излишне не романтизирует женскую природу, но в то же время объясняет присущие ей свойства весьма утончённо:

Женщина никогда не любит мужчину, женщина любит себя рядом с мужчиной. А рядом с таким мужчиной она может любить себя хоть целую вечность. Она не стареет, потому что находится рядом с Хранителем Времени.

А. Вышка. Хранитель времени
А. Вышка. Хранитель времени

Заколдованный мир

В салоне Александра Вышки, где обитают столь значимые трансфизические сущности, происходят и пространственно-временные метаморфозы. Так, можно увидеть гнездо диковинной птицы, располагающееся на потолке. Как вспоминает художник, во время экскурсии одна маленькая девочка сказала: «Это гнездо птицы наоборот».

Гнездо диковинной птицы...
Гнездо диковинной птицы…

Ряд художественных объектов раскрывают определённые аспекты экзистенции самого художника, страницы его «личной истории», которые находят обобщённое, образное, космологическое осмысление. Так, две работы посвящены известному витебскому фотографу Александру Глебову. Перед своей смертью он оставил художнику свой реквизит и фотографии. Александр Вышка планирует создать ещё два произведения памяти фотографа, и они по сути будут принадлежать обоим творцам. Вот «Отзвучавшая музыка», которую художник объясняет следующим образом:

Первый раз музыка отзвучала, когда перестали играть на этом инструменте, а в другой раз – когда Александр Глебов перестал делать свои фотоработы.

А. Вышка. Отзвучавшая музыка
А. Вышка. Отзвучавшая музыка

Серия «Утраченное» состоит из трёх произведений, которые также объединяют в себе и личную историю, и осмысление человеческих судеб, и взгляд на культурно-исторический процесс, и космологические обобщения. Первая работа в этой серии – «Отыгранная пьеса» с подвешенной белой маской:

Предыдущая пьеса отыграна, а там новая маска без эмоций и без грима, у которой всё ещё впереди. Если что-то заканчивается, это значит начало чего-то нового. Маска Красного клоуна принимала участия в представлениях на аренах, но творческого лица не получилось. Как «продукт деятельности» – пустая рама, ничем не заполненная. Семена творчества были брошены, корень появился, но так ничего и не взошло. Костюм Пьеро: воротничок, три пуговицы – не судьба… Перчатка – сердце, сердце – перчатка, не случилось, не произошло… Отыгранная пьеса… но, возможно, будет другая, появится новый грим, новые эмоции, и новая пьеса в позитиве даст то, что не удалось достичь в этой…

А. Вышка. Отыгранная пьеса
А. Вышка. Отыгранная пьеса

«Заколдованный лес» раскрывает образ одухотворённой экологической среды, для которой главным нынешним врагом является антропогенный фактор. К сожалению, человечеству как виду не присуще учиться на ошибках и заглядывать в будущее:

Лес гибнет, экология нарушена… Дриада, хранительница леса… Ей бы сохранить себя, не говоря уже о том, чтобы сохранить этот лес… Дриада как сердце, а ветви – в виде артерий, которые дают жизнь ей, а она – им.

А. Вышка. Заколдованный лес
А. Вышка. Заколдованный лес

«Утраченная живопись» посвящена произведениям, которые в силу человеческого вандализма или по причинам непросвещённости, вновь из-за неспособности людей заглядывать «вперёд», не дошли до наших дней. Художник так комментирует замысел всей серии:

Итого, серия состоит из трёх работ. В «Отыгранной пьесе» мы утратили то, что могли создать и не создали. В «Утраченной живописи» мы утратили то, что создали, но не сумели сохранить. И «Заколдованный лес», говорящий нам о возможности утраты из-за своей бездарности того, что нас окружает.

А. Вышка. Утраченная живопись
А. Вышка. Утраченная живопись

Работа «Мнимое пространство, или Иллюзия» раскрывает совокупность человеческих заблуждений и фантазмов относительно собственной природы и своего места в мире. Все эти химерические представления, связанные с пустотностью обусловленного, пожирают существование людей, стирают неповторимый облик каждого человека:

Годы нашей жизни утекают из нашего взгляда на неё. Что мы хотим видеть, то мы и видим…

А. Вышка. Мнимое пространство, или Иллюзия
А. Вышка. Мнимое пространство, или Иллюзия

Гвозди…

Применение гвоздей в работах Александра Вышки переводит выражение проблематики существования современного человека из пространства экзистенциальной метафизики в проекцию метафизики социальной. Эти гвозди в высшей степени конкретизируют безысходность существования коллективного человечества в глобальном социуме, являющегося тем, что в соответствии с гностическими представлениями можно было бы назвать «тенью Иалдабаофа». Ситуацию тотального управления людьми помимо их воли, которое неизбежно обернётся общим вырождением, раскрывает картина «Слепой ведёт слепого, или Дорога в никуда», которую Александр Вышка объясняет следующим образом:

Тринадцать в середине стоящих фигур, и два поводыря лежачих. И привести они их никуда не могут. Один в одну сторону провёл не туда, другой – в другую, оба упали, и эти 13 остались стоять «скованные одной цепью», не в состоянии покинуть это замкнутое пространство.

А. Вышка. Слепой ведёт слепого, или дорога в никуда
А. Вышка. Слепой ведёт слепого, или дорога в никуда

Деструктивная и преступная сущность социальной магии выявлена в работе Александра Вышки «В гражданской войне не бывает победителей». Мы видим крест, утыканный гвоздями, выражающий трагизм человеческих судеб, распятых в условиях насильственной системы общественных отношений. Данное произведение описывает не только «тёмное прошлое», ведь когда Александр Вышка его создавал, оказалось, что он предвосхищает и «тёмное будущее»:

Ещё не было Майдана, а работа эта была. Её я начал делать в качестве протеста на плакат Эль-Лисицкого «Клином красным бей белых». Гениальное произведение, но призывающее к братоубийству. Так я в противовес этому сделал данную работу «В гражданской войне не бывает победителей».

А. Вышка. В гражданской войне не бывает победителей
А. Вышка. В гражданской войне не бывает победителей

Применение гвоздей в магических целях наиболее известно из культов африканских традиций, которые условно в широком общественном мнении воспринимаются под обобщённым названием Вуду. Гвозди символизируют направленность воли, а в ритуальном пространстве они предназначены для просьбы о чём-то. Но иногда гвозди вбиваются для того, чтобы оказать негативное воздействие на какую-либо сверхъестественную сущность или человека.

Статуэтка Вуду. Того. Источник: http://kardiologn.livejournal.com/
Статуэтка Вуду. Того. Источник: kardiologn.livejournal.com

Замысел творческому применению гвоздей созревал у художника давно, и окончательно он убедился в его оправданности около трёх лет назад, когда оказался в Этнографическом музее Лейпцига. Там он увидел экспонаты конголезского искусства, среди которых были африканские божества, утыканные гвоздями со всех сторон. Обретение такого неожиданного и важного для себя творческого откровения, Александр Вышка называет «небесным штурмом»:

Всё само льётся, нужно только ничего не ломать, и если это надо, всё приходит. Когда я туда зашёл, увидел там почти то же самое, что здесь оставил. Я посмотрел, сказал спасибо, и понял: вот оно то, ради чего я оказался в Германии. Оставленное здесь было по образу того, что довелось увидеть в Лейпциге.

Этнографический музей Грасси. Лейпциг
Этнографический музей Грасси. Лейпциг

Светодинамическая живопись

Во время своих экскурсий по космологическому пространству своего салона, Александр Вышка демонстрирует эффекты светодинамической живописи, придающие работам новые смыслы. Понятия «светодинамическая живопись» и «светодинамические объекты», он сформулировал два года назад, и нигде в мире аналогов им нет. Художник рассказывает о возможностях многоуровневого постижения, которые позволяет достичь применение данной техники:

Суть светодинамической живописи в том, что работа живёт в разных световых пространствах, и каждое новое световое пространство даёт ей дополнительные качества, новые световые характеристики. Одну информацию мы можем получить, созерцая объект в дневном свете, другую с ультрафиолетом, есть ещё третье состояние, а потом и четвёртое, когда уйдёт весь свет, а после по новой включится, и мы будем на работу смотреть совершенно по-другому, не так, как её первый раз видели. Ибо знаем, что есть ещё два других слоя, которые на первый момент оказывались невидимыми.

Представим всего лишь некоторые из многообразных эффектов светодинамической живописи, проявленные в работах художника. Эти эффекты выявляют заложенный в произведениях освобождающий смысл, раскрывающий новые духовные возможности и реалии. Так, в работе «Слепой ведёт слепого, или дорога в никуда» открывается дорога, путь…

Открытый путь...
Открытый путь…

В «Хранителе тайн» золотое яйцо исчезло, и проявляется яркая мистическая Роза.

Мистическая Роза
Мистическая Роза

«Заколдованный лес» демонстрирует сердце, артерии, природного мира, и даёт надежду, что сердце опять застучит, и природа оживёт. В «Отыгранной пьесе» становится очевидным, как «семена творчества» превратились в планеты, которые поднимаются в космос. И те идеи, брошенные в землю, но не взошедшие, уходят вверх, и когда-нибудь, кем-нибудь будут реализованы. А «Мнимое пространство, или Иллюзии» преображаются в бесконечную космическую реальность, выражением которой служит всё экспозиционное пространство салона художника.

Вселенское пространство
Вселенское пространство
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий