Юбилей Александра Вышки. Преображающая природа дизайна

Первая часть интервью с уникальным художником и дизайнером касалась проблем современного дизайна, критической оценки его ограниченного восприятия в Беларуси, а также многообещающего ПРИМУСа, призванного преобразить нашу городскую среду.

Вышка, Витебск, Гусаков, Корженевский

Александр Вышка во время открытия персональной выставки. Фото Игоря Гусакова

Своё 60-летие Александр Вышка встретил уже не только как создатель нового слова в изобразительном искусстве – светодинамической живописи, но и сформировавшейся дизайнерской группы из профессионалов, которые знают друг друга уже давно. Он полон неутомимой энергии и далекоидущих творческих планов, являющихся выражением молодости духа и неугасимого внутреннего огня созидания. Нашу продолжительную беседу мы начали с разговора о дизайне, значение которого для формирования городской среды становится всё более очевидным. Чего стоит проведённая «Неделя дизайна» на базе Художественно-графического факультета Витебского государственного университета

Вопросы, о которых говорил художник, были злободневными. Так, Александр Вышка раскрывал ситуацию искажённого восприятия природы искусства, ограничивающего его лишь тем, что не относится к повседневному существованию. В итоге, наша действительность ожидаемо становится серой и заурядной. А ведь искусством может стать вся наша жизнь, и дизайнер привносит его в протяжённость обычного человеческого существования. Вопросом о значении дизайна для жизни современных людей мы и открыли наше интервью.

Вышка, логотип, Корженевский

Логотип Александра Вышки. Источник: соцсети

– В Беларуси и на постсоветском пространстве в целом о природе дизайна имеют очень приблизительное представление. В чём его значимость сегодня и что прежде всего человеку следует знать о нём?..

А. Вышка. Во время «Недели дизайна» на худграфе я озвучил появление одной дизайнерской организации, и она называется ПРИМУС. Почему она возникла?.. Потому что действительно надо отделить дизайн от «оформиловки». Это совершенно разные вещи. Дизайн призван решить конфликты между пространственной средой и человеком.

Вышка, Гусаков, Корженевский

Александр Вышка. Фото Игоря Гусакова

Так уж складывается, что в Беларуси и других странах СНГ дизайн стал асоциален. Что я имею в виду?.. Продукт деятельности дизайна – это комфорт на основе появления новых стандартов: поведенческих, материальных, образных. Где-то существует конфликт, и дизайнер минимальными средствами предлагает решение этого конфликта, уход от него. Если дизайнер делает интерьер, он делает не просто красивые стены, он создаёт в нём определённые зоны, определяет направления людских потоков, чтобы всем было удобно. Процессы, происходящие в интерьере,  определяют его структуру. Если мы делаем зону, куда папы и мамы приходят заключать договоры, значит, должна появиться зона, где надо разместить детей, так как родители часто приходят с детьми. И всем должно быть комфортно. Вот это и есть дизайн, а не просто поставить красивый стул, красивую скамейку, и чтобы бедный ребёнок сидел там и мучился или тягал за провода и дёргал все эти штырьки у компьютеров, к которым подошёл папа.

Итак, был конфликт, а мы его разрешили. Такие вещи происходят кругом. Но так уж получилось, что у нас в этой стране конфликтов нет, у нас везде всё хорошо. А раз всё хорошо, значит работа дизайнера не востребована. Когда дизайнер приходит на предприятие, в магазин, или ещё куда-либо, и видит, что вот это плохо, свет, к примеру, не соответствует и даёт диссонанс, и надо свет поменять, чтобы было комфортно, он натыкается в лучшем случае на безразличие. А в других случаях на тебя будут давить, и гнать отовсюду, чтобы не лез и не вмешивался.

Вышка, графика, Корженевский

Графика Александра Вышки. Источник: соцсети

И отсюда получаются совершенно уродливые участки застройки города, уродливые парковки и так далее: то есть отсутствие дизайна. Есть квадратные метры, есть чем-то застроенные площади. Нет комфорта. Или тоже, как делаются дорожки?.. Человек идёт по прямой, он не будет срезать, у него это в психологии, не обучишь ты его. А если ты хочешь заставить людей ходить по-другому, тогда надо построить систему образования, чтобы с самого маленького возраста они начали так ходить, и при этом ещё и думать, и стихи в уме читать, и наслаждаться теми цветочками, которые посажены вокруг, потому что всё это сделано в комплексе…

Так нет же, проектировщик просто бездумно выкладывает «отсюда – сюда», и его всё устраивает. Классический пример совершенно бездарного перехода, всегда смотришь и радуешься за «гения» проектной мысли, это поворот с улицы Правды на улицу Шрадера, и автостоянка возле облисполкома. И все идут через зелёную зону, и засевай ты её ещё несколько раз или не засевай, сюда будут идти люди. Это совершенно непонятная психология проектировщика: куда я проложу, туда они и пойдут, и мне всё равно… Отработал он 8 часов, нарисовал эту полоску, а куда она пошла, он так и не узнал. Потому что наши бабушки так ходили, папы и мамы ходили. И получается такой вот бред…

Витебск, Шрадер, Корженевский

Дорожка и импровизированная пешеходная тропа возле поворота на улицу Шрадера. Фото Георгия Корженевского

Дизайнер же, занимаясь подобными вещами, делает так, чтобы комфортно было всем: и тем, кто ходит, и тем, кто убирает, и тем, кто подстригает эти деревья. Или вот квадратные поребрики, огораживающие деревья на улице Ленина. Растоптаны все углы… Ну возьми ты, закругли их, и это придаст улице красивый внешний вид, даст обтекаемость, возможность нормально ходить пешеходу… Нет, сделали самым ужасным образом. А это формирует отношение человека. Он и везде так теперь будет поступать и наступать. Это так подготовлено: мы видим антидизайн, и это гнильё накапливается в человеке. И оно становится нормой.

Витебск, Корженевский

Истоптанный “дизайн” в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Вот всё это и относится к вопросам дизайна. А что такое оформление?.. Покрась мебель в синенький, а стеночку – в красненький. Красиво? Нет, некрасиво, ну тогда покрась в оранжевенький… Понравилось? – Понравилось. Ну и отлично. «Ах, які цудоўны дызайн!..»

Чем интересны города в Европе? Ты смотришь на каждый кусочек, и они «вкусные». Сделал с душой… и всё замечательно. Здесь же сделали, потом кому-то не понравилось, и начали переделывать, потом опять переделывать. А что это такое?.. Это означает, что на один и тот же объект три раза выделяются деньги. А откуда наша нищета потом появляется? Да вот отсюда и появляется. Деньги вылетают туда, куда они не должны были вылетать по факту. Да сделай ты всё прилично один раз!.. А то начальный позыв нормальный, когда хочется ездить на «Мерседесе». А в итоге получается, что на битом «Запорожце». И вот эти битые «Запрожцы» стоят сплошь и рядом…

Витебск, Корженевский

Выбор проектировщика и выбор людей, как видим, различны… Фото Георгия Корженевского

Потом мы почему-то говорим, что люди ничего не понимают, ни в чём не разбираются… Так вы сформируйте тех людей, которые бы понимали!.. Этому же не будет конца!

Витебск, Корженевский

В данном случае с городским проектировщиком не согласны ни пешеходы, ни водители. Фото Георгия Корженевского

– По каким причинам у нас всё-таки так беспросветно не осознаётся конфликтность между пространственной средой и человеком?

А. Вышка. Дело в том, что психологически любая государственная модель готовит «удобного персонажа», «горожанина», которым было бы легко управлять. Поэтому все государственные институты являются проводниками того минимума, которому основная масса должна следовать. Есть такое понятие «законопослушный гражданин». Спрашивают: вот почему в витебском микрорайоне Билево нет поликлиники?.. Отвечают: «Зато у нас домов много, надо было разные вопросы решать, а этот ещё немножечко потерпит…»

Но ты делаешь зону, пространство, где люди живут. Человеку необходимо ощущать себя комфортно. Настоящему государству следует больше заботиться о людях, и создавать благоприятные условия для своих граждан, для него, казалось бы, должно быть это естественно. Что такое «малая родина»? Это то, что нас окружает с детства. И если в её пространстве комфортно, и она вызывает у меня положительные эмоции, я не захочу отсюда уехать. Вы обратите внимание: наша молодёжь воспринимает сейчас Беларусь как перевалочный пункт: «А что здесь делать?.. Тут ведь ничего нет…» Ибо не на что посмотреть, всё уродливое. Они ведь в Интернете видят, как может быть красиво, более того, они куда-то ездят… И там для них оказывается комфортно, здесь же – нет. А те, которые постарше, думают: «А чего мы будем уже дёргаться?.. А где лучше?.. А вот там по телевизору говорят, что на Западе своих проблем достаточно…»

Вышка, графика, Корженевский

Александр Вышка. Полетали. Источник: соцсети

Совсем недавно я вернулся из Латвии. У них там самоуправление. Я общался с людьми, которые горят энтузиазмом, они постоянно хотят улучшить, и вот у них по чуть-чуть, но всё становится действительно лучше. Я спрашиваю: «А почему у вас дороги такие?» Они отвечают: «А зачем их латать? Мы лучше на деньги, которые нам выделяют для этих дорог, сделаем 10 км, но так, чтобы не пришлось переделывать лет 100. А потом, на следующий год, ещё десять, а дальше ещё …» И они это делают. И школы точно также… Они начинают ремонт школы не с фасадов, а с системы коммуникаций, отопления, сначала приводят эту систему в норму, а дальше уже идёт всё остальное. И детям там тепло, уютно, и вода хорошая, и туалеты чистые, и прямо в коридорах умывальники с мылом, значит не надо бегать в туалет, чтобы руки помыть, и в туалетах у них чисто и комфортно, и все дети радуются, всё им замечательно… А руководит всем этим директор, который за всё это болеет. Вот это и есть подлинный дизайн, когда люди на местах знают, что им необходимо делать. Они дают наверх звонки, участвуют в проектах Евросоюза, который в небольших суммах помогает.

– Так искусство ли дизайн, и где могут соприкасаться дизайн и изобразительное искусство?

А. Вышка. Леонардо да Винчи – это искусство?.. Архитектура – это искусство?.. Я смело могу назвать, что первый мощный дизайн – это Леонардо да Винчи. Что предполагает композиция?.. Это просчитывание от самой основы до того, что мы хотим получить в итоге. Механизмы работы в обоих случаях одинаковы. Но в дизайне есть ещё и утилитарные задачи. Можно это использовать. Мало того, что я просчитал и сделал красивую вещь, которая меня привлекает, но я ещё сделал так, что данной вещью очень комфортно пользоваться. Другое дело – будешь ты ею наслаждаться или нет…

Ёлочки, Вышка, интерьер, Корженевский

АРТДИЗАЙНСТУДИЯ Александра Вышки. Интерьер Дома Отдыха “Ёлочки”. Источник: соцсети

Я, когда смотрю на новый «Лексус», всегда испытываю наслаждение. В дизайне много составляющих, одна из них – эстетическая. Потому, если бы это не являлось искусством, сделали бы одну форму, которая нормально ездила, и её бы все тиражировали. Но ведь мало, у нас появляются и «Мазератти», и «Мерседес», и «Бентли», они отличаются… А если посмотреть «Бентли» 30-х годов, это ведь вообще произведение искусства!.. Как форма поёт, какие там линии и пропорции!..

Бентли, дизайн, Корженевский

Bentley Blue Train Special. Источник: supercar.ru

А когда мы выйдем на «Славянский базар» и посмотрим там на некоторые поделки, вы это искусством не назовёте. Это китч… Так если мы будем считать, что искусство – это когда выдавил из тюбика краску и провёл по холсту, будет неверно. Оказывается, должно быть что-то другое. Так вот, у дизайнеров просто другой инструмент, у них другие «краски», у них другие «холсты»…

Опять же, дизайн не может появиться вне искусства. Если художник – это левополушарный человек, инженер – правополушарный человек, то дизайнер – это и левополушарный, и правополушарный, то есть искусство плюс логика. Здесь более сложное искусство и оттого, что люди не умеют творить, читать и видеть, но хотят быть в искусстве, они отвергают право дизайна считаться искусством, проходите мимо, мол, искусство – это только мы… Однако искусство – не ярлык, который можно повесить, смотря на предмет, но то, что можно почувствовать, глядя на объект. Искусство балета является для нас искусством, а искусство организовать мероприятия, или карнавал в Бразилии разве не искусство?.. Это тоже, как и на «Славянском базаре»: есть холсты раскрашенные, а есть произведения искусства, оно внутри того, что мы видим. Любой предмет может быть искусством, а может им не быть.

Что значит, говорить «искусство или не искусство»? Плоды нашей жизни проистекают из нашего взгляда на неё: что мы хотим видеть, то мы и видим. Чем уже человек смотрит на вещи, тем меньше он видит. Чем шире он внутри, тем он шире смотрит на мир. Узкий человек отрубает от себя огромный спектр восприятия, и от этого становится просто бедным. В лучшем случае можно пожелать, чтобы он перешёл на другую ступеньку и обрёл новое мироощущение.

Вышка, графика

Графика Александра Вышки. Источник: соцсети

– Расскажите о Вашей педагогической деятельности… Есть ли у Вас прямые ученики и последователи?

А. Вышка. Я вёл дипломы в Витебском государственном технологическом университете, один год я преподавал дизайн на худграфе ВГУ, это был 1990-91 учебный год, туда я устроился на один семестр, а потом студенты уговорили меня остаться и на второй семестр. Аргумент у них был такой: «У нас только крылья начали прорастать, а вы нас бросите…» И я у них год провёл, а как позже потом узнал, все они ушли работать в дизайн. Многие также говорили, что за этот год получили больше, чем за все остальные, вот в данном направлении они и начали потом работать. Многие из них уехали и в Москву, и в Санкт-Петербург, стали директорами рекламных фирм. Того запаса им хватило, чтобы потом развиваться и выйти на высокие уровни. В ВГТУ мы хорошо работали в паре с Натальей Тарабуко, когда вели дипломы. Мы закончили с ней одно высшее учебное заведение: Белорусский государственный театрально-художественный институт. И у нас не было трений, мы не стеснялись давать советы студентам-дипломникам друг друга. Были такие «вече» с участием преподавателей и студентов, где проговаривалось всё.

Почему интересно преподавать?.. Потому что студенты – это своего рода мягкий и доверчивый материал, просто не надо его обманывать. Когда я преподавал на худграфе, то первым делом сказал две фразы. Первая была такой: «Можно лошадь привести к водопою, но если она не захочет пить, ты никогда её не заставишь. Поэтому если кто не хочет приходить сюда – не приходите. Но уверяю вас, знаний ваших будет недостаточно, чтобы сделать тот проект, который мы будем делать». И вторая фраза, которую я сказал: «Я отмечать никого не буду, у меня свободное посещение. Я не хочу сидеть с теми людьми, у которых глаза не горят, глаза должны светиться. Если вы садитесь к холсту, вы уже должны любить его, если вы берёте краску, вы должны её любить». Даже слово «должны» здесь не особенно приемлемо: уже любите краску, холст, мольберт, себя творящего, и тогда на этом холсте появится такое, что будет нравится всем остальным. А если вы этого не любите, если вы делаете просто так, то что бы вы не делали, не говорили, какие бы вещи за уши не притягивали, ничего там не будет.

Вышка, муза, живопись

Александр Вышка. Муза с одним крылом. Источник: соцсети

С кем я работаю… Так получилось, что у нас здесь сложилась интересная творческая группа. Сначала пришёл Степан Дроздов, которого я подготовил для поступления в Витебский государственный технологический университет. А после 3-го курса, он и его друг Илья Гурко пришли ко мне на практику, и мы с тех пор стали делать общие проекты. В это время создавался Духовской круглик, и они участвовали в данном проекте. После того мы ещё сделали несколько. Далее они закончили университет, поехали работать, а потом мы вместе делали декорации к фильму «Шагал – Малевич». Те декорации, которые были в центре города, делали Илья Гурко, Степан Дроздов, Иван Вышка (мой сын), и я. Вот эта группа, так она и сложилась… Сейчас мы работаем над другим новым объектом. Но об этом в другой раз. В принципе, у нас получилась очень хорошая команда.

Александр Вышка и Леонид Парфёнов. Источник: соцсети

Александр Вышка и Леонид Парфёнов. Источник: соцсети

И вот сейчас, на базе этой команды, мы организовали и озвучили ту самую неформальную дизайнерскую группу людей, которым небезразлично, что происходит в городе, которые хотят изменить что-то в городе к лучшему, которые хотят видеть город немного другим. И эта дизайнерская группа называется ПРИМУС. По-латински «primus» означает «первый». Если ты хочешь создавать новое, ты всегда первый. Потому что новое можно творить только первым. Если ты вторым создаёшь, то оно уже не новое. Кстати, УНОВИС (Утвердители нового искусства) почти то же самое, что и ПРИМУС. (Александр Вышка улыбается). Это первое значение.

Второе… Примус – это уникальная система, когда при определённой накачке появляется взвешенная смесь газа с продуктом горения, которая начинает гореть и передавать тепло. То есть, разогревать то, что находится вокруг. Очень хорошая функция: подогреть, разогреть, приготовить. Как видим, этот аппарат может ещё и давать новый продукт.

Вышка, дизайн, интерьер, Театральное, Корженевский

АРТДИЗАЙНСТУДИЯ Александра Вышки. Интерьер кафе “Театральное”. Источник: соцсети

И третье. ПРИМУС – это ПРоектирование И Моделирование Уникальной Среды. Что такое «уникальная среда»? Это и есть та новая среда, которая призвана удовлетворить потребности общества посредством профессиональной деятельности дизайнера. Настоящий дизайнер сначала определяет эти потребности, а потом находит решение. Этим и отличается дизайн от оформительства. Оформительство делает красивую обстановку, а дизайн учитывая потребности общества создаёт комфорт, уникальную среду. В этом и есть работа дизайнера. Если конечный продукт будет полностью соответствовать замыслу дизайнера, это и будет идеальным дизайн- продуктом.

Вышка, интерьер, Шварцвальд, Корженевский

АРТДИЗАЙНСТУДИЯ Александра Вышки. Интерьер ресторана “Шварцвальд”. Источник: соцсети

Но идеального продукта достичь практически невозможно: где-то подводит технология, где-то человеческий фактор и т.д., но стремиться к этому следует. И поэтому отдавая себе отчёт, что нет идеального дизайн-продукта, мы знаем, что в любой другой ситуации можно сделать ещё лучше и ещё дальше пойти. Вот это есть дизайн, когда ты сегодня создаёшь одно, завтра создаёшь на какой-то уровень выше этого, послезавтра ещё выше, и тогда идёт поступательное движение вверх. Тогда получается то, что мы видим в Европе, Америке, Китае, Абу-Даби, кругом… А болото, тем оно и болото, что «и так будет нормально», «и так сойдёт»…

2 комментария

  1. Ну слава богу единственный в своем роде комментарий к принципиально -“новому” предмету “ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА и теория и методология дизайна”! Кстати первый учебник выпустила Москва (Ковешникова), затем Казань (Михайлов) затем история дизайна науки и техники (Рунге) и потом наш хит УМК История дизайна и такой же по методологии. (Горбунов. ВГУ 2010 ) Так что Саша дорогой поздравляю тебя с 60 летием. Пиши почаще для масс-медиа и Корженевскому и для нас подобные статьи. Ждем твоего учебника (с картинками) пожалуйста. Идея просвещения масс не нова. Но “страшный” бомонд наш не приемлет дизайн ни в каком виде!!!! Души у чиновников ведь нет. Так что ч ВЫшка, что Горбунов, что КУлененок, что Коваленко, что Тарабуко им все едино. У нас нет главного потребности в дизайне… Таковы реалии. Нужно время чтобы в Витебске, который знают во всех уголках мира наконец пришли всем миром люди и помогли. А так мы здесь как на острове..

  2. Интервью….как голос в пустыне! Вроде все понятно … все по делу… Согласен с Игорем…большинству это все не нужно….не понятно…. а если непонятно…:) то и не нужно….особенно это касается тех от кого зависит …некое “последнее слово”…. подкрепленное финансами и “важными подписями”…. Витебску не везет….с пониманием властей, но везет на Людей! Пусть так и будет… В памяти ведь остаются …Люди…
    Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *