Ночь музеев – 2016 в «Арт-пространстве Толстого, 7»: фотовыставка Густаво Сагорского и открытие загадочного подвала

Вторая статья о празднике, организованном Витебским центром современного искусства, расскажет об оригинальных выставках, принявших посетителей 18 мая

Витебск, искусство, творчество, Корженевский, Вышка, Сидоров

Открытие выставки в творческом подвале. Фото Георгия Корженевского

В первом материале мы рассказали об Арт-проекте Евгения Кутаркина и мастер-классе Елены Петровой с его глубоким смыслом, возвращающим городского жителя к реальности естественной среды. И завершили краткой информацией о выставке фотохудожника из Израиля Густаво Сагорского «Apparitions» («Явления»), характеризующейся метафизическим содержанием. Впрочем, и в описании остальных экспозиций мы будем касаться мистики, имеющей ко всем проектам совершенно прямое отношение. Тем более, новое пространство для выставок в подвале на Толстого, 7 вызывает соответствующие ассоциации с магией исторического прошлого.

Лалыко, Сковородко, Витебск, Корженевский

Известные художники Борис Лалыко и Олег Сковородко посетили Ночь музеев в «Арт-пространстве Толстого, 7». Фото Георгия Корженевского

Дух волшебства и непосредственности окутывал эту Ночь музеев в витебском Арт-пространстве, и, по всей очевидности, единственным подчёркнуто официальным моментом был тот, когда директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников зачитал на открытии «Явлений» приветственное письмо временного поверенного в делах Государства Израиль в Беларуси Юлии Рачински-Спиваков. В письме отмечалось, что выставка проходит в рамках Дней культуры Израиля в Беларуси, и говорилось о той истории и человеческих контактах, которые объединяют белорусский и еврейский народы. В самом же выступлении Андрея Духовникова подчёркивалась важность атмосферы непосредственности, которую намеренно создали сотрудники Арт-пространства:

Ночь музеев будет не очень простой, потому что каждый из вас будет в состоянии её смоделировать. Вы можете свободно бродить по нашему зданию от выставки к выставке, и может быть, найти что-то новое для себя.

Духовников, ВЦСИ, Витебск, Корженевский

Выступает директор ВЦСИ Андрей Духовников. Фото Георгия Корженевского

Как мы уже упоминали в первой статье, «Apparitions» были первой из открытых в этот вечер выставок. В ней производится попытка раскрыть архетипическую суть предметов, живых существ через необычные ракурсы и ситуации, в которые они помещены. Казалось бы, обыденное поворачивается к нам неизведанной стороной и вызывает удивление мистического рода. А выставочное пространство на Толстого, 7, замечательно соответствует этой задаче. Вот, как в дикой неоформленности стен его зала прорастает вечнозелёное дерево…

Сагорский, фотография, Корженевский, Витебск

Творчество Густаво Сагорского. Фото Георгия Корженевского

Впрочем, искусство и должно иметь прямое отношение к мистике, так как одна из его фундаментальных гносеологических задач разбить привычные стереотипы человеческий перцепции, выдернуть человека из сна в ревнивом мире общественного подсознания. На одной из фотографий мы можем увидеть улитку, олицетворение бесконечной неосознанности и в то же время скоротечности любого обусловленного бытия, которая как бы заглядывает в пропасть Непознанного и Бесконечности.

Сагорский, Корженевский

Фотография Густаво Сагорского

Или опрокинутый стакан с разлитым кофейным напитком, аллегорически указывающий на безвозвратную утрату и крушение имевшихся ранее надежд.

Сагорский, Корженевский

Фотография Густаво Сагорского

Также простая картонная коробка, ставшая своеобразным «местом упокоения» для человеческого существа – явная аллегория на тленность «общества потребления» и закономерный исход бессмысленной потребительской дрессировки в современном мире.

Сагорский, фотография, Корженевский

Фотография Густаво Сагорского

А теперь переместимся в новое пространство, открытое в Ночь музеев на Толстого, 7. Это подвал, включающий в себя три импровизированных помещения, который отныне также будет использоваться для выставок наиболее смелых, нетрадиционно мыслящих и просто отчаянных, в самом лучшем смысле этого слова, художников. 18 мая там открылись экспозиции Игоря Сидорова, Леры Молотниковой и Дмитрия Горолевича. Знакомство с новым загадочным пространством началось с выставки графических работ Игоря Сидорова.

На открытии выставки Игоря Сидорова. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки Игоря Сидорова. Фото Георгия Корженевского

Посетители могут увидеть там произведения поистине уникальные как в проекции их мистического смысла, так и отношении изобразительных техник, как, например, сухая игла, применяющихся в Витебске редкими мастерами. Игорь Сидоров раскрывает реальность тёмную, непривычную, пугающую для обыденного сознания. Зачастую это энигматические, внечеловеческие сущности из иных слоёв мироздания.

Сидоров, графика, Корженевский

Графика Игоря Сидорова

Между прочим, противогазы у некоторых его персонажей могут означать чуждость и инородность человеческой среды для них. То же означают и громоздкие линзы или очки.

Сидоров, графика, Корженевский

Графика Игоря Сидорова

О работах Игоря Сидорова мы уже упоминали в нескольких своих статьях. Похоже, этот экслибрис может многое сказать и о таинственном внутреннем мире самого художника.

Сидоров, графика, Корженевский

Графика Игоря Сидорова

Произведения расположены, казалось бы, в порядке непритязательном и даже случайном, тем не менее это подчёркивает естественность и тонкость переживания графиком иных реальностей. Достойная как в техническом, так и в содержательном плане экспозиция…

Сидоров, графика, Корженевский

Графика Игоря Сидорова

Выставки молодой художницы Леры Молотниковой «Витебский курьер» освещал также не единожды. Её абстрактные произведения раскрывают мир сияющих планетарных и космических энергий, что особенно проявилось в нынешней экспозиции, ибо зрители могли увидеть эффекты, возникающие из применения флуоресцентных красок. Венчало экспозицию её великолепное звёздное небо, с переливающимися туманностями.

Молотникова, ВЦСИ, Корженевский

Флуоресцентная живопись Леры Молотниковой. Фото Георгия Корженевского

Эксперименты Леры Молотниковой, являющейся студенткой кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета, были по достоинству оценены её более старшими коллегами. Так, Александр Вышка, давший жизнь понятию светодинамической живописи, отметил, что с этой выставкой его коллег прибавилось.

Молотникова, Витебск, ВЦСИ, Корженевский

Лера Молотникова. Фото Георгия Корженевского

Творческое пространство Леры Молотниковой исполнено восхищением красотой энергетической реальности, и к этому чувству могут приобщиться все, кто посетят её экспозицию.

Молотникова, ВЦСИ, живопись, Корженевский

Картины, написанные светом. Фото Георгия Корженевского

А выставка Дмитрия Горолевича передаёт реальность уже другого космоса, национального. В энигматических картинах художника, исполненных загадочных аллегорий, мы можем увидеть множество замков и ключей. Похоже, это говорит о неразгаданных тайнах национальной истории, её скрытых от современников многозначительных смыслах.

Горолевич, живопись, Корженевский

Картина Дмитрия Горолевича

Покрывала, скрывающие некоторых персонажей картин, архетипически восходящие к «Покрывалу Изиды», также свидетельствуют об определённой недопроявленности содержания белорусского космоса для современных людей. Мы сталкиваемся с сакральной тайной, по своему определению ещё неосознанной.

Горолевич, живопись, Корженевский

Картина Дмитрия Горолевича

Картины Дмитрия Горолевича характеризуются почёркнутым аристократизмом и глубиной внутреннего смысла. Аналогичное впечатление оставила вся Ночь музеев в «Арт-пространстве Толстого, 7» с её самобытными художниками и оригинальными выставками. Витебское Арт-пространство, концентрирующее вокруг себя художников, обладающих особым, нетривиальным взглядом на реальность, утверждает себя как место, где приветствуются творческие поиски и новые интересные идеи.

Горолевич, живопись, Корженевский

Картина Дмитрия Горолевича