Белорусскому снегу, нынешнему и минувшему, посвящается…

К снежным бурям, которые, как всегда, оказались для аварийных и коммунальных служб неожиданными, художники подготовились куда лучше, организовав выставку «Падал прошлогодний снег».

Екатерина Мясникова с картиной Инги Каршакевич "Колядное угощение"

Екатерина Мясникова с картиной Инги Каршакевич “Колядное угощение”

Врата в снежный мир открыли 16 витебских и минских художников, а куратором выставки, объединившим зимние плоды творческих усилий известных мастеров изобразительного искусства, является Екатерина Мясникова.

Врата в мир снежный...

Врата в мир снежный…

Выставка проходит в Витебском областном краеведческом музее, и мы настоятельно рекомендуем её посетить, так как она представляет очень качественное многообразие живописных жанров: это и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Есть работы, исполненные в абстрактном направлении, но в большинстве своём всё же явлена реалистическая манера живописи.

Виталий Гуназа. Зимняя. 2010 г.

Виталий Гуназа. Зимняя. 2010 г.

Можно увидеть произведения и космологического условно-сказочного содержания, и это совершенно оправданно, так как выставка открылась в преддверии Старого Нового года.

Анна Силивончик. Чайные розы. 2010 г.

Анна Силивончик. Чайные розы. 2010 г.

А само открытие экспозиции было наполнено духом праздника. Организаторы и гости приняли участие в играх, ну и само торжественное мероприятие посетили Дед Мороз и Снегурочка – это было одно из последних их появлений вплоть до следующего Нового года. В роли Снегурочки, между прочим, была сама куратор выставки…

Дед Мороз и Снегурочка приветствуют гостей и участников выставки

Дед Мороз и Снегурочка приветствуют гостей и участников выставки

А в центре выставочного зала мы видим скульптурное произведение Алексея Евсеева из дерева и металла «Поўня», посвящённое календарному солнечному символизму. Путь к нему закручивается в спираль, что указывает на динамическую и неповторимую реальность каждого календарного цикла. О смысле этой волшебной динамики говорила Екатерина Мясникова:

Если внимательно присмотреться, можно увидеть, что сначала идут следы взрослого человека, и когда они обходят эту импровизированную «ёлочку», то становятся следами ребёнка. Это напоминание всем нам о Новом годе как празднике и чуде, и мы надеемся, что в Новом году будет интереснее и веселее. В чудо верят прежде всего дети и умеют верить со всей непосредственностью. И вот этот хоровод вокруг ёлки, пусть даже в виде инсталляции, призван напомнить всем нам, что где-то глубоко внутри души мы остаёмся детьми, и если есть возможность пробудить в себе ребёнка, то этим не стоит пренебрегать.

Алексей Евсеев и его “Поўня”

Художники живо откликаются на проявления красоты в этом мире. Потому в экспозиции представлены и самые новые работы, относящиеся к 2016 году. Они раскрывают волшебный мир уже нынешней зимы.

Анна Карасёва. Метёт. 2016 г.

Анна Карасёва. Метёт. 2016 г.

Взгляд художников на зимний мир, как, собственно, на реальность вообще, исполнен видения в окружающем природном и социальном пространстве таинственных и загадочных явлений. Это в особенности подчёркивает графика Игоря Сидорова.

Игорь Сидоров. Взгляд. 2015 г.

Игорь Сидоров. Взгляд. 2015 г.

Да, именно такой, сверхъестественный по своей сути взгляд, разрывающий пространство и устремляющийся в Бездну, мы можем увидеть на выставке. И это тоже гармония, которая недоступна для обыденного восприятия. Но в целом в экспозиции культивируется вполне умиротворённый взгляд на реальность, относящийся в ряде случаев к искусству глубочайшей творческой медитации.

Сергей Чертилин. Зимнее чудо в Медвежине. 2009 г.

Сергей Чертилин. Зимнее чудо в Медвежине. 2009 г.

Мир города столь же чудесен, как и природная среда, так же близок к изначальным истокам существования. Мистерии Нового года располагают к тому, чтобы пристально рассмотреть в городском пейзаже проявления духа волшебства и тайны.

Андрей Войтеховский. Утро в городе. 2008 г.

Андрей Войтеховский. Утро в городе. 2008 г.

А в актуальность названия выставки волшебным образом вмешалась сама природа, как бы вернув снег из прошлого года, о чём рассказывала Екатерина Мясникова:

Когда выставка планировалась, снега не было и близко. Потому само название «Падал прошлогодний снег» было актуально и воспринималось художниками на «ура». Но как только мы в понедельник начали монтировать выставку, посыпалась эта замечательная снежная крупа…

Екатерина Сумарева. Пограничное состояние. 2014 г.

Екатерина Сумарева. Пограничное состояние. 2014 г.

Екатерина Мясникова отметила ещё одну весьма примечательную символическую закономерность:

В 2016 году мы открыли выставу в 16.00., в которой 16 участников.

На открытии выставки

На открытии выставки

И действительно, число «16» гарантирует удачу и счастье, так как оно составлено из четырёх священных тетраксисов. Это утверждение всего богатства и многообразия проявленного, указывающее также на диалектическое познание взаимодействия всех его элементов. А семёрка, получающаяся в результате сложения чисел «1» и «6» означает тайну божественного присутствия в проявленной вселенной. Исходя из этого символизма, мы можем пожелать художникам, принявшим участие в выставке, гармонии, мира, новых ярких и жизнеутверждающих творческих открытий в 2016 году.

Наталья Белоокая. Зимний натюрморт. 2007 г.

Наталья Белоокая. Зимний натюрморт. 2007 г.