Андрей Чигиров: искусство белорусского Отшельника

Город

Выставка деревянной скульптуры «Таинство формы» проходит в Витебском художественном музее.

На открытии выставки Андрея Чигирова "Таинство формы"
На открытии выставки Андрея Чигирова “Таинство формы”

Название выставки Андрея Чигирова возвращает понятию «форма» изначальное измерение, раскрывая её сакральный смысл. Лишь в проекции грубой материализации сознания форма может восприниматься как исключительно явление «видимого», «материального» мира. В перспективе священных традиций форма является выражением идеи, имеющей не просто умозрительную, а совершенно реальную запредельную и архетипическую природу. Потому произведения Андрея Чигирова предстают в полной мере тем, что называют «сакральным искусством».

А. Чигиров. Сфинкс. 2011 г., Стэлла. 2015 г.
А. Чигиров. Сфинкс. 2011 г., Стэлла. 2015 г.

Здесь раскрывается глубинная архаичность искусства Андрея Чигирова, которой соответствует образ самого художника как Отшельника. Архетип Отшельника относится к глобальной традиции, и, как известно, ему соответствует один из арканов Таро. В негативном значении он указывает на ненужную изоляцию и отсутствие контактов. Но в позитивном значении это путь познания, наличие внутреннего света и свобода от чуждых влияний. Этот архетип проявляется в жизни Андрея Чигирова как во внутреннем, так и во внешнем смысле.

А. Чигиров. Пришелец. 2010 г.
А. Чигиров. Пришелец. 2010 г.

Когда на открытии выставки, происходившем 19 августа, некоторые друзья художника высказывали недоумение о его «затворничестве» в посёлке Копысь Оршанского района, и говорили, что лучше бы ему жить в каком-либо областном центре, где и культурная инфраструктура куда более развитая, и возможности общения с коллегами широкое, эти замечания всё же не выглядели столь уж объективными. Посёлок Копысь, где в настоящее время не проживает и тысячи человек, имеет глубокую историю. Впервые он упомянут в Никоновской летописи в 1059 году, а с XIV по XVIII века в нём существовал замок. Копысь в своё время являлся владением князей Острожских, а затем – Радзивиллов. Кстати, и нынешний президент Республики Беларусь Александр Лукашенко родом оттуда, так что данное место не выглядит столь уж «медвежьим краем».

Вид с городища на Копыский мост через Днепр
Вид с городища на Копыский мост через Днепр

Зато материал для деревянной скульптуры всегда под рукой, и арендную плату за мастерскую, которая для многих художников ныне не подъёмна, платить не надо. Прекрасное, живописное место, насыщенное духом исторического прошлого, вдохновляющее на выражение глубоких размышлений художника о сакральных основаниях бытия в своём творчестве… И Андрей Чигиров создаёт там уникальные произведения. О некоторых основополагающих культурных аспектах его творчества мы и расскажем.

Эротизм

Эротизм является одним из фундаментальных аспектов глобальной традиции и мира сакрального, и его не следует путать с бытовым сексуальным актом ради удовольствия или продолжения рода. Это сфера Красоты, характеризующая проявленные формы, которая у художника имеет проникновенное воплощение. Показательно, что две скульптуры на выставке с явным эротическим содержанием имеют названия, которые для большинства людей, воспитанных в духе ханжества и лицемерия «староэонных» религий или идеологий, могут показаться совершенно противоположными по сути: это «Аскет» и «Аскеза».

А. Чигиров. Аскеза. 2011 г.
А. Чигиров. Аскеза. 2011 г.

На самом деле греческое ἄσκησις указывает на упражнение в чём-либо, а именно в данном случае на осуществление определённой духовной практики. Потому культивирование красоты проявленных форм, содержащих в себе весть о замысле мироздания как сферы Прекрасного, является актом духовного творчества.

Оккультизм

Следующей важной составляющей творчества Андрея Чигирова является оккультизм. Само это понятие происходит от латинского «occultus», что означает «тайный», «скрытый». Оккультизм раскрывает уровни познания, выводящие человеческое существо за пределы человеческой формы. В отличие от также довольно известного в современном мире явления, как эзотеризм, ставящего цель возвращение обусловленных существ к Первоистоку, сфера оккультного является преимущественно познанием «вширь», и раскрывает всю полноту мироздания.

А. Чигиров. Аскет. 2010 г.
А. Чигиров. Аскет. 2010 г.

Оккультизм ещё можно назвать Путём Высокого Приключения, и отсюда понятна его близость для представителей творческой среды. Произведения Андрея Чигирова как раз и раскрывают всё сияющее многообразие волшебных форм проявленного мира.

Естественная среда

Естественная среда является миром, среди которого живёт художник, и она в полной мере предстаёт для него своей. Сама специфика материала, который облюбовал Андрей Чигиров для своих скульптур, говорит об этой близости к естественному порядку и раскрывает его образ как «естественного человека». Как известно, концепция «естественного человека» зародилась в европейском Просвещении, и художник органично соединяет в себе две её ипостаси, противоположные у Джона Локка и Жан-Жака Руссо.

Он руководствуется как практическим опытом, познавательным экспериментом, так и органично существует в мире природы, объединив в себе, в том числе, столь любимые читателями Даниэля Дефо образы Робинзона Крузо и Пятницы. И, конечно же, здесь нельзя не подчеркнуть единство Андрея Чигирова именно с белорусской природой, на что указывает и материал, и многие темы его работ, тем более что эта природа является также и значимой частью культурного ландшафта Беларуси.

А. Чигиров. Грач прилетел. 2015 г.
А. Чигиров. Грач прилетел. 2015 г.

Архаика

Для всех, кто знаком с творчеством Андрея Чигирова, не остаётся сомнений, что оно укоренено в глубокой архаике. При этом выражение архаики в его произведениях является универсальным, в них можно найти элементы как белорусской, так и полинезийской, древнеегипетской, ближневосточных традиций, а также и ещё более древних, которые именуются ныне доисторическими. Данные элементы могут также переплетаться между собой, перетекать друг в друга. Более того, как и в произведениях всех значительных мастеров, архаическое и модернистское у него неразрывно связаны между собой. Ведь мир традиции на самом деле никуда и не уходил, он проявляется и поныне в различных видоизменяющихся формах.

А. Чигиров. Женщина на кубе. 2010 г.
А. Чигиров. Женщина на кубе. 2010 г.

Таково многогранное и обладающее огромной внутренней цельностью творчество Андрея Чигирова, и мы раскрыли лишь некоторые его характерные черты. Универсалистский характер этого творчества, выражающийся прежде всего в изображении архетипических женских образов, сообщает ему метафизическое значение. Будучи современным художником, произведения которого являются ответом на взыскуемые ныне Красоту, Гармонию и Вечность, он и сам находится над конкретным историческим временем.

На открытии выставки
На открытии выставки
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Марина

    Творческих успехов!

    Ответить