Больше, чем два пола…

В нынешний Международный День Молчания мы поговорим о необычном: о реальной множественности полов, ведь эта тема является запретной для религиозных фундаменталистов и идеологических морализаторов.

дискриминация, ЛГБТ, гендер, Корженевский

День молчания. Источник: texasgoldengirl.com

Международный День Молчания, проводимый 3 мая, является ежегодной акцией публичного ненасильственного протеста. Она призвана обратить внимание широких кругов общества на замалчивание различных форм дискриминации, насилия и преступлений, обусловленных ненавистью по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. То есть по отношению ко всем, чья природа выходит за пределы нормативных представлений, укоренённых в общественное сознание. Трагические последствия такой нетерпимости известны во всём мире, не обошли они и Беларусь, о чём рассказывал «Витебский курьер».

Лонг-Бич, ЛГБт, трансгендер, гендер, дискриминация, Корженевский

День Молчания в Лонг-Бич, США. Источник: daily49er.com

Ранее мы также освещали деятельность активистов проекта «MAKEOUT» и квир-проекта «DOTUK. Адукацыя і мастацтва», знакомили читателей с персоналиями. Напомним, что понятие «квир» (от англ. queer) универсально, оно объединяет всех, кто не вписывается в общепринятую систему половой и гендерной идентификации, и более того, находятся принципиально вне каких-либо устойчивых самоотождествлений. Гендер, в отличие от биологического пола, подчёркивает социальную сущность пола и зависимость «мужского» и «женского» начал в обществе от сложившихся нормативных ролей.

квир, Дотык, DOTYK, Витебск, Корженевский

На встрече, организованной квир-проектом «DOTYK. Адукацыя і мастацтва». Фото Георгия Корженевского

Иногда дело доходит до того, что согласно утверждениям определённых представителей феминизма, различия в статусе «мужского» и «женского» вообще не имеют никакой биологической природы и являются лишь достоянием социальной интерпретации. Что, конечно же, отдаёт вульгарным социологизмом и несправедливо по отношению к природе, где доминирующая фигура самца не является вымышленной. Хотя в ряде видов – и самки… И тут мы должны перейти к самому интересному: несмотря на любые социальные интерпретации, среди человечества, даже без наличия намёков на вторичные половые признаки, рождаются представители мужского и женского пола, имеющие отношение к нему лишь номинальное.

трансгендер, Корженевский

Леа Ти. Источник: anneofcarversville.com

Дело даже не в сексуальной ориентации. Человек с гомосексуальными склонностями может и вовсе не выглядеть женственно, как это часто вульгарно представляют. Достаточно вспомнить фундаментальный образ великого актёра Жана Маре. То же касается и лесбиянок, многим из которых женственность отнюдь не является чуждой. И те, и другие могут являться психологически стопроцентными мужчинами и женщинами и не выходить за пределы человеческой природы. Этот выход мы видим, когда физический и внутренний пол не совпадают. И здесь мы переходим к метафизическому гендеру.

Монтеррозас, андрогин, Корженевский

Альберто Монтеррозас. Источник: androgynousmalefashion.tumblr.com

Согласно монотеистическим источникам, человеком преимущественно является именно мужчина. Женщина была создана Яхве уже после того, как был сотворён мужчина, и то лишь потому, что «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Именно мужчина является выражением «человеческой матрицы», которая исчерпывающе представлена в каббалистической фигуре Адама Кадмона. Что же касается женщины, во все века монотеистической истории не оставалось никаких сомнений в её вторичной роли, и единственная её функция, за которой признавалось значение безусловно сакральное – это рождение потомства. Вся полнота исторических и религиозных деяний принадлежала мужчине. Так, спустя неисчислимые столетия после Адама, апостол Павел пишет в своём Послании к Римлянам:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Рим. 11: 3).

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Рим. 11: 7 – 10).

Адам, матрица, Каббала, Корженевский

Адам Кадмон. Источник: anthrowiki.at

И здесь можно вспомнить о достопочтенном каббалистическом образе Лилит, которая, согласно некоторым эзотерическим источникам, и являлась тем «змеем», сыгравшим ключевую роль в искушении Адама и Евы. Сыны и дочери Лилит, проникающие в человеческую реальность, как раз и предстают для консервативного сознания антиподами человечества со всеми соответствующими «девиациями» их внутренней природы. И чем в большей степени определённая культура подчинена образу и идее «человеческой матрицы», тем агрессивнее внутри неё подавляется всё, что воспринимается как отклонение.

Лилит, Корженевский

Зов Лилит: самый изящный хищник. Источник: thecoverartisan.deviantart.com

Итак, мужчина и женщина в их консервативных проявлениях совершенно соответствуют замыслу Яхве. Другое дело, когда мы сталкиваемся с мужчинами, в которых проявлена женская природа, и женщинами, соответственно, с мужской природой. С точки зрения чистого монотеизма – это девиация, хотя в ряде восточных традиций, равно как и в афро-карибских, да и в западных языческих, к таким проявлениям относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Так, в индонезийской традиции Биссу выделяют 5 полов. Кроме мужчин и женщин есть «калалай» (женщины с мужской природой) и «калабай» (мужчины с женской природой), а в качестве вершины гендерной пирамиды – сами жрецы Биссу, имеющие качества всех четырёх полов. В известном смысле западное понятие «квир» может быть применимо к данным жрецам. Разумеется, ко всем 5-ти полам в этой традиции адекватное отношение, хотя, разумеется, человеческими считаются только два.

Биссу, Индонезия, Корженевский

Церемония Биссу. Источник shamawar.wordpress.com

На картинке ниже читатели могут увидеть кадр из фильма «Третий пол», снятого телеканалом «National Geographic». Здесь представлена гендерная структура в соответствии с религией Биссу. Слева направо это будут мужчина, калабай, биссу, женщина, калалай. Абсолютно мирное и гармоничное сосуществование различных возможностей, к чему и следует относиться позитивно, находясь уже практически в глобальном общемировом пространстве. Что ещё важно в плане гармонии: ни калабай, ни калалай, не проявляют стремления анатомически менять свой пол, и ощущают себя совершенно самодостаточными, хотя и не принадлежа человеческому фактору. Физические условия нахождения в мире человеческой формы не предполагают столь богатого различения на внешнем, материальном уровне, однако метафизически отличия выражены совершенно определённо.

Биссу, Индонезия, гендер, Корженевский

Гендерная структура в традиции Биссу. Источник: equalityforallkind.files.wordpress.com

Но даже если мы сосредоточимся на женской природе в её классических проявлениях, то увидим два совсем разных типа, сходных лишь анатомически. Первый обычно называют материнским, это выражение того, что именуют Природой Порождающей. Другой в известном смысле определяем влияниями той самой Лилит, и содержит в себе авантюрные и страстные качества. Один из глубочайших психологов в истории развития этой дисциплины Отто Вейнингер давал довольно брутальную характеристику данного разделения, классифицируя два женских типа как «женщину-мать» и «женщину-проститутку». Правда, с куда большей симпатией относился ко второй… Картина Ивана Крамского «Неизвестная» в совершенстве передаёт этот второй тип, а образы палеолитических Венер, конечно же, предельно соотносятся с выражением природы женщины-матери и той функции, которая была определена для неё в соответствии с волей Яхве.

Крамской, Неизвестная, Лилит, Корженевский

Иван Крамской. Неизвестная. 1883 г. Источник: ru.wikipedia.org

палеолит, Венера, Виллендорф, Корженевский

Палеолитическая Венера Виллендорфская. Источник: mybiblioteka.su

И ещё один гендерный тип, связанный с трансцендентальными планами бытия, стоит выделить. Это агендер, отсутствие половой идентификации как таковой, что особенно в случае связи с асексуальностью может засвидетельствовать об ангелической природе. Действительно, ангелы, согласно традиционной теологии, не имеют пола, и об асексуалах даже мельком упоминается в Новом Завете, хотя преимущество отдаётся тем, кто приложил все усилия к борьбе со своей плотью:

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19: 11 – 12).

асексуалы, Корженевский

Марш асексуалов. Источник: ru.wikipedia.org

Очевидно, что полноценная картина гендерных различий куда богаче любых нормативных рамок, которые навязываются сознанию людей многими нынешними религиозными институтами и консервативно ориентированными политическими идеологиями. Фактор толерантного отношения ко всей множественности форм гендерных идентификаций является показателем общественной эволюции в отличие от проявляющихся тенденций загнать человечество обратно в «новое старое Средневековье». Признание за каждым права на свободное следование собственной внутренней природе будет предполагать возможность для любого эволюционирующего существа обретения и своей наилучшей реализации в этом мире.

гендер, трансгендер, Корженевский

Множественность гендерных идентичностей. Источник: theodysseyonline.com