Муниты в Витебске: есть ли возврат обратно?

Свидетельства очевидцев: смерть от истощения, зомбирование молодежи, коллективные свадьбы, ночные бдения… что погубило сектантов?

1 мая 1954 года была создана Церковь Объединения, которую сегодня большинство христианских религий считает опасной тоталитарной сектой. Ее основатель, Сон Мен Мун, уроженец Северной Кореи, объявил себя вторым Иисусом Христом, который пришел в этот мир, чтобы стать новым «Мессией, Спасителем, Господом Второго Пришествия и Истинным Родителем» (слова самого Муна, произнесенные им в 2004 году перед членами Конгресса США).

доктор мун с супругой

“Истинные Родители” – образец подражания для мунитов. Источник: mk.ru

В конце девяностых годов прошлого века последователи Церкви Объединения создали свой центр в нашем городе. Квартира, в которой жили адепты (муниты), располагалась в доме №6 по улице Кирова. Здесь в трех небольших комнатах обитали парни и девушки, которые искренне верили, что Мун является Мессией, учили корейский язык (как же, ведь на нем говорил «бог»!) и мечтали поскорее пройти обряд блессинга (благословения), после которого они могли считаться «истинными детьми совершенного отца».

В те годы в центре Витебска мунитов можно было встретить часто. Они отнюдь не пугали прохожих проповедями о скором конце света и не требовали срочного покаяния. Подходили с красивым альбомом, в котором были открытки с фото Анны Гедес, изображавшие умильных младенцев. Предлагали купить или же сделать пожертвование для Церкви Объединения. Будущих адептов они выбирали из числа молодежи.

Витеблянка Анна (имя изменено) посещала церковь Муна в Витебске около двух лет. Истинным адептом она не стала, но все же (как признается сама женщина) иногда вспоминает о секте. Но уже не с сожалением, не с ненавистью, а даже с юмором:

Как я с ними познакомилась? Да просто шла по улице Кирова к железнодорожному вокзалу. Было лето, светило солнце, погода чудесная, я готовлюсь к экзаменам в университет. И тут ко мне подходит улыбчивая девушка, моя ровесница, и интересуется, как я отношусь к браку, к целомудрию, хочу ли создать семью. Ну, когда тебе всего восемнадцать, такие вопросы еще не волнуют всерьез, но ведь о принце на белом коне кто из нас не мечтает? Или хотя бы о нормальном, положительном парне, который бы не пил, не курил и хоть иногда дарил цветы, как в песне Аллы Пугачевой. Ну, а целомудрие… Врать не стану, к тому моменту я уже невинной девушкой не была. Но ответила, что семью, конечно, создать хочется.

Девушка по имени Катя предложила мне зайти пообщаться к ним на квартиру. Здесь, что называется, в теплой дружеской обстановке за печеньем и чаем я и узнала о Движении Объединения. В квартире было вполне уютно, правда, меня смутило, что мебели мало, а в гостиной на журнальном столике находится огромный портрет супружеской пары Мунов, которому поклонялась моя новая подруга, вернее, «крестная мама» (так муниты называют людей, пригласивших их впервые в секту). Само учение да и содержание книги «Божественный Принцип»  (что-то вроде Библии у мунитов) вообще показались мне странными. Я верила на тот момент в Бога, но в церковь православную ходила от случая к случаю: на Пасху да Рождество. Но главное поняла: доктор Мун за мир во всем мире, и еще он способен подобрать мне истинного супруга, мою настоящую вторую половинку. Для этого требовалось лишь искренне служить Муну, а также выслать ему фото (портрет и в полный рост), заполнить анкету, сдать зачем-то кровь на отсутствие ВИЧ и терпеливо ждать, когда Мун собственноручно выберет мне будущего мужа.

Новым адептам после прихода в Церковь тут же транслировался фильм, в котором доктор Мун представал настоящим страдальцем за веру, прошедшим все ужасы концентрационных лагерей Северной Кореи (при этом как-то умалчивались факты, что в тюрьме мессии приходилось побывать и по обвинению в двоеженстве, изнасиловании, сексуальных извращениях). Далее – ролики с изображением свадебных церемоний между юношами и девушками, которым сам Мун подобрал идеальную пару. В 1961 году, когда было проведено первое массовое бракосочетание, благословленное главой секты, на нем присутствовало 36 пар. Позже число брачующихся перевалило за тысячи. Так, в 1997 году в Вашингтоне был поставлен рекорд: обручились 30 000 пар. В прошлом же году в Сеуле сочетались браком 3 800 пар.

Массовые бракосочетания были главной "фишкой" Церкви Объединения. Источник: uucyc.ru

Массовые бракосочетания были главной “фишкой” Церкви Объединения. Источник: uucyc.ru

Конечно, для девушек романтичных, которым хочется быть любимыми, учение Муна о семье было привлекательным, – вспоминает Анна, – многие из них, еще до отправления анкеты с фото, начинали готовиться ко встрече с будущим возлюбленным, покупали ему какие-то мелкие подарки и сувениры, писали письма. А еще «фандрейзили» на совесть (так называли в секте сбор средств,  или уличную продажу сувениров-открыток), предлагая прохожим открытки Анны Гедес с улыбчивыми младенцами. Если же творения известного фотографа не интересовали людей, муниты предлагали сделать небольшое пожертвование.

Не буду врать, и мне доводилось бегать по улицам, стоять возле Синего дома в Витебске или у станции метро «Немига» в Минске с открытками. Наиболее преданные фанаты Муна старались попасть на «фандрейзинги» за границу. Если здесь процесс сбора денег занимал примерно часа 4 в день, то за рубежом народ убивался по полной. Но и из собранных там денег ребята платили Муну лишь десятую часть, остальное тратили на подарки родным и одежду. Кормили в Церкви Объединения весьма просто: какая-нибудь каша, макароны, суп. В почете были отказы от пищи на полдня, на несколько дней. 

анна гедес, открытки, младенцы

Вот такие открытки от Анны Гедес были в почете у мунитов. Источник: liveinternet.ru

Однажды традиция поститься как раз и сыграла с мунитами Витебска злую шутку. Перед тем, как принять обряд блессинга (то есть сочетаться браком с неизвестной доселе девушкой), юный студент одного из техникумов решил несколько дней поголодать. Закончилось это трагедией (парень умер от истощения), а мунитами заинтересовались в КГБ, куда пожаловалась мать покойного. Хотя сами сектанты молились за своего собрата искренне, пока тот лежал в реанимационном отделении, посвящая этому ночи (сектанты составляли график молитв: сначала просили у Муна выздоровления для юноши одни, потом их сменяли другие).

Что же касается участия в выборе пар самого Муна, то тут Анна уверена: письма счастья с фото жаждущих обручиться до него могли и не доходить. Этот вопрос решался на местном уровне. Так, еще до «часа икс», когда отправлялись анкеты, Анна имела разговор с Катей, курировавшей витебское отделение Церкви Муна. Та откровенно намекнула, что для Ани подходящей партией станет конкретный парень из Минска. Что же касается самой Кати, то она была замужем (по обычаю Муна) за гражданином соседней республики, который с женой виделся редко. После обряда блессинга молодоженам полагалось в течение двух-трех лет просто общаться друг с другом, без каких-либо сексуальных отношений. Позже этот срок уменьшился до нескольких месяцев, ведь молодым людям (если они действительно испытывали симпатию друг к другу) хотелось поскорее вступить в половые отношения.

Если же супруги не желали после блессинга притираться к друг другу, брак распадался. А руководство занималось откровенным очковтирательством, сообщая завышенные цифры принявших благословение. Когда число желающих обручиться по Муну было совсем мизерным, сектанты попросту останавливали в центре Витебска супружеские и просто влюбленные парочки, предлагая им причаститься особым вином из крови и плоти руководителя Церкви Объединения, а после фотографировали их, сообщая, что так освятили их союз. Что интересно, на частый вопрос новообращенных, а почему же Мун живет в роскоши (в то время как православные святые предпочитали отказ от материальных благ), члены Движения Объединения отвечали, что настоящий мессия это заслужил своими делами во благо мира.

В 2002-м году муниты покинули квартиру на Кирова. История получилась действительно нехорошая: двое членов секты, которые прошли уже обряд блессинга и имели супругов, закрутили роман. Об этом стало известно руководству из Минска, а также всем остальным витеблянам, посещавшим Церковь Объединения. Моральные устои пошатнулись, вера в то,что соединенные Муном молодожены будут хранить верность до гробовой доски, тоже.

Не могу сказать, что в общине мунитов было все так уж плохо, – вспоминает Анна, – мне нравилось общаться с ровесниками, петь вместе популярные бардовские песни под гитару, знакомиться на улице с прохожими, ездить в другие города. Да, я понимала, что есть в секте множество негатива: это и слепое поклонение тому же Муну, и то, что многие ребята-студенты бросали учебу и посвящали все время фандрейзингу, и посты-молитвы-ночные бдения, которые психологически было трудно перенести. Помню, как меня с одним парнем отправили в какой-то минский ресторан в 12 ночи, где мы должны были продавать открытки. Спать хотелось ужасно, а напарник рассказывал, что сам Мун тратит на сон 2 часа в день, а мы должны ему соответствовать. Не нравилось и вставать в пять утра в воскресенье на молитву. Помню, как в Минске нас растолкали еще часа в четыре и мы отправились в парк Челюскинцев петь песни и молиться. Постоянно не высыпалась.

Церковь Объединения в Беларуси пыталась официально зарегистрироваться дважды: в 1996 году и в 2001-м. Не получилось. Сегодня ее адепты, если таковые еще и остались в нашей республике, активности не проявляют. Кто-то вернулся к прежней жизни, а кто-то стал активным членом других религиозных объединений.

Анна призналась, что мунитов в итоге погубило как раз лицемерие. На публике члены секты притворялись добродетельными и истинно верующими, а вообще же показуха и всевозможные приписки в отчетах были явлением обычным…В Движении Объединения было множество молодежи, не желавшей трудиться, а также огромное количество (по словам Анны) «товарищей с тараканами в голове», которых избегали лица противоположного пола. Они надеялись на устройство личной жизни.

Только ведь судьбу не обманешь…

  • Николай

    Я считаю, что тех людей, которые втягивают молодежь в секты, нужно судить так же , как и торговцев наркотиками. Они так же колечат людям жизнь, в большинстве случаев, человек становиться психически больным, оторванным от реального мира. Они калечат души и делают людей инвалидами. И ни одна подобная секта, не считает себя сектой. Они провозглашают мир, добро, равенство, но на самом деле – просто убивают в людях культуру, мораль, семейные ценности и оставляют их на оюочине жизни.

  • Совершенно верно! Но увы, часто молодежь сама ищет подобные организации, ведь там они могут как-то самореализоваться и быть значимыми.

    • Татьяна

      Евгения! но ведь это очень плохо, что у них нет возможности по другому почувствовать себя значимыми и самореализоваться! Молодежь,по моему, ищет людей близких по духу, по настроению и с похожими ценностями, настоящих друзей. Эти ценности и внутренняя свобода воспитывается в семье. Если у ребенка есть внутренний стержень, если у него отличная благополучная семья, если у него отличная кампания, то что ему организации?
      К сожалению сегодня не многие могут этим похвастаться.
      На сегодняшний день именно религиозные семьи славятся своими семейными и дружескими отношениями.И это нельзя не признать. И это дает основание думать что вера спасет общество, и свобода выбора религии необходимое условие его здоровья.

  • Лиза

    Евгения, спасибо за статью. Сама являюсь членом Церкви Объединения 18 лет. Видела много, ошибки есть, перегибы, люди приходят разные, в том числе и со своими тараканами… как и все мы и везде так … но есть прекрасные счастливые семьи, которые для кого-то являются примером и поддержкой, у многих уже взрослые дети – подростки с удивительными ценностями….. Было бы приятно когда-нибудь прочитать вашу статью про счастливую успешную многодетную семью, созданную таким необычным способом – получившую Благословение от преподобного Муна, гордящуюся этим, развивающую свою любовь и т.п. и т.д.

  • Виталий

    Здравствуйте, Евгения и читатели.
    Я являюсь членом Церкви Объединения уже 20 лет. Встреча с людьми, практикующими учение доктора Муна, произвела во мне “ценностную революцию”, помогла прояснить цель жизни, а также побудила стать более активным участником общества. У меня замечательная жена и трое детей. Я являюсь частью вдохновляющего сообщества искренних доброжелательных людей.
    Безусловно, членство в какой бы то ни было церкви не гарантирует автоматических перемен в личности человека и его поведении. Церковь Объединения не является исключением. Одна из сильных сторон Церкви Объединения в том, что она ищет возможности для верующих разных религиозных конфессиий сообща решать насущные проблемы, стоящие перед человечеством, такие как распад семей и нравственный упадок среди молодежи, экологические и социальные проблемы.
    Отделения нашей церкви зарегистрированы практически во всех странах Европы, включая наших соседей – Россию. Слухи и домыслы о целях и деятельности Церкви на практике оказались несостоятельными, надуманными и стереотипными.
    В Беларуси Церковь Объединения находится в процессе регистрации.
    Желаю вам всех благ.

  • Дмитрий

    Замечательная статья. Подобный пример ограничения свободы совести – показатель зашоренного и зависимого мышления журналистов. То что наше общество не способно принять иные религиозные взгляды и долгие годы жизнь сотен людей находится в полулегальном поле, – позор Беларуси.

    Я “мунист” (оскорбить меня любым уничижительным словом не получиться) с 95 года. Счастлив в браке и с радостью вспоминаю свои годы социального служения обществу и духовного поиска.

    Понятно что духовный поиск это не заработанные миллиарды, не высокий чиновничий пост, а хорошие отношения в семье и воспитание детей. Многие говорят о том какое образование дает школа, о воспитании общества, а ответсвенность свою, своей семьи не замечают.

    В статье дан замечательный пример человека-неудачника, который дали четкие и однозначные ориентиры что для человека в жизни важно выполнить три благословения, данные Богом: 1. развиваться как личность; 2. создать счастливую семью; 3. стать достойными гражданами страны и мира. Никто и никогда мне не обещал что получи я Благословение и мне не придется больше ничего преодолевать и делать)) Работа по созданию семьи длиться всю нашу жизнь.

    И не могу понять почему люди принимавшие собственные решения, перекладывают ответственность на некие “секты”. Лично я принял именно идею прихода Мессии на Землю. Ибо именно эта идея замылена и спрятана в самую дальнюю ячейку памяти и сознания. Што вы будете делать если увидите Христа, хотя бы таким, каким вы его представляете? Начнете жаловаться что жизнь трудная и поэтому грешите?!! Меня преподобный Мун учил что за все что я сделал в своей жизни (за каждую нанесенную обиду, за каждое злое слово и за каждый нечестный поступок), я должен заплатить искупление здесь и сейчас, не откладывая на потом, не передавая долги своим детям. Где еще такому учат?! И “искупление” это не просто заплатить пожертвование в церковь, как многие думают. Если украл у государства, то нельзя получить искупление и прощение построив церковь или монастырь. Можно только вернуть наворованное, раскаяться и не совершать подобного никогда.

    Не знаю будет ли опубликован мой пост, сомневаюсь, если честно. Я бы мог ответить и по каждому обвинению в статье, но кому это нужно?) Но когда вы начинаете кого-то осуждать посмотрите на себя и увидите что вряд ли являетесь людьми, которые достойны “бросать камни”.

  • Конечно, каждому свое. И я, к примеру, спокойно и с уважением отношусь к православным, католикам, протестантам, иудеям да тем же буддистам! Если вы внимательнее посмотрите мои статьи, поднимаю проблемы всех конфессий и пишу об организованных ими мероприятиях. Но не могу понять мунитов, с которыми была долгое время знакома. Почему какой-то корейский дядя решает, с кем мне жить? Да и так ли уж преподобный Мун свят? Почитайте внимательнее, что пишут во многих изданиях про его семью…

    • Татьяна

      Поднимать проблемы конфессий должны те кт о к конфессии принадлежат, а не те кто наблюдает снаружи. Вы же лично можете поднимать проблемы исключительно взаимоотношений конфессии и общества. Разрешите ужнать, каое у вас образование в религиоведческой области?

      Вопрос: зачем сегодня в 2016 году писать об организации которая по вашим словам не активна уже около 15!!! лет. В чем собственно цель вашей статьи?
      Вам в организации не понравилось вы ушли . Кому то нравится-он там остается.
      В чем проблема то?

      Выбор мужа или жены это личное дело каждого не так ли? Никто не обязан женится самостоятельно, кому то может быть и совет нужен. Счастье дело субъективное. Кстати те же, вами уважаемые, иудеи практикуют браки по договору да и православные к батюшке за советом часто обращаются и никто их за это не осуждает, правда?
      Мун свят для тех кто в это верит. Православные святые тоже святы, в любой религии есть свои святые личности, мы не знаем всех и за что их прочитают как святых…И мы не видим ничего плохого в том что последователи уважают их заслуги.
      Почему же нельзя Муна считать святым тем кто так действительно думает?

    • Дмитрий

      Евгения, это искупление самовольного выбора партнера в Эдеме (в соответсвии с теологическим объяснением). Это продолжение традиции “родительского благословения”. Те пары, которые подбирались преп. Муном, подбирались не по психологическим портретам, а духовным чувством (интуицией, если кому-то проще). Причем последнее Благословение где действовала эта формула искупления было в 2007 год. То же само и с “периодом разделения”, т.е. фактически это обручение. После 2007 года преп. Мун лично проводил обручение единицам и второму поколению (детям из благословленных семей), а “период разделения” пары могли устанавливать себе сами, хотя рекомендовалось сделать духовное условие хотя бы в 40 дней.

      О “святости”. Взгляните для начала на свои слова: “корейский дядя”. Неужели вы думаете что для Бога есть разница какой у вас цвет кожи или разрез глаз? Это ведь скрытый расизм.

      Интересно что вы вкладываете в понятие святости? Вся жизнь преп. Муна была на благо мира. Долгие годы он принципиально не заботился о своей жене и детях, отдавая все свое время ученикам, изучению и исполнению Божьей воли. О семье должны были заботиться ученики, самостоятельно дойдя до этого. То, что это поведение не укладывается в наши “традиционные” представления, не значит что оно неправильное.

      Читать “что пишут во многих изданиях”, для начала, надо немного фильтровать сами “издания”. Например, преп. Мун ни разу не был осужден за какого-либо рода сексуальные обвинения. Обвиняем был. Так в Южной Корее протестантские церкви были инициаторами подобных обвинений, но их голословность вылилась в пшик. Зато перепечатки желтой прессы попали на хорошую почву “свободы” девяностых, где падкие на сенсации СМИ приписывали на один фейк еще пару своих.

      Вот слова преп. Муна:
      “Я испытал жизнь в тюрьме не только у коммунистов, но и в свободной Корее. Я никогда не забуду бывшего члена Церкви, который подошел ко мне, когда меня подводили к западным воротам Сеульской тюрьмы. Посмотрев на меня, он презрительно рассмеялся: “Ты, дурак! Ты все еще занимаешься этими глупостями?” Я никогда не забуду этого человека. В тот момент я ничего ему не сказал, а про себя помолился: “Боже, дай мне шанс свидетельствовать о Твоей благости и выказать свое послушание Тебе”

  • Просто я очень негативно отношусь к организациям религиозным, которые требуют полного подчинения от своих адептов. И секта Муна в этом числе. Если кому-то хочется – ради Бога!

    • Евгений

      Евгения, Вам должно быть знакомо понятие журналистской этики. А именно то, что при подаче материала читателю, автор должен быть максимально объективен и не допускать личной оценки того, о чём говориться.
      В данной статье даже витеблянка Анна не испытывает негативных чувств по отношению к Движению Объединения. Но общий вывод, который вы делаете, что это что-то плохое, с чем лучше не иметь дела. И даёте таким образом читателям неверное направление мысли, присовокупляя к этому своё личное мнение.
      Как минимум за такую статью нужно извиниться перед читателями.
      А если Вам действительно хочется понять, почему же люди верят в Муна, то самый лучший способ для этого – взять интервью у представителей Движения Объединения и просветить общественность по данному вопросу.

  • Марина

    Добрый день. Я бы тоже хотела добавить свой комментарий на данную статью. Лично я вижу, что в моей семье я решаю те проблемы, с которыми не могли справиться ни мои родители, ни я сама. Я опираюсь на учение, с которым познакомилась в 2004 году в городе Донецке (Украина) и теперь практикую его на практике в своей повседневной жизни. И это мне дает возможность становиться лучше и решать, казалось бы, неразрешимые проблемы.

    С уважением, Марина.