где учат на звонарей и какие болезни лечат колокольным звоном
25 ноября 1735 года в Москве был отлит Царь-колокол. Этот памятник русского литейного искусства 18 века поражает своими размерами: высота колокола с ушками составляет 6,24 метра, диаметр 6,6 м, весит колокол около 200 тонн.
Колокола в православии всегда играли важную роль. И практически невозможно представить сегодня храм без колокольного звона, зовущего прихожан в церковь. Пусть мало на Витебщине осталось старинных колоколов, но и нынешние радуют своими звонами. Как, например, один из уникальнейших колоколов Витебска — «Благовест», расположенный в Успенском соборе.
Рассказать о чудо-колоколе вызвались пономарь Успенского собора Сергей Иванович Викторов и молодой звонарь Всеволод. Правда, для этого корреспонденту «Витебского курьера» пришлось подняться на саму колокольню. Как раз в тот день здесь прошел мастер-класс для звонарей, который давал Игорь Коновалов, главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя в Москве.
Как признался Сергей Иванович, в колоколах люди верующие видят продолжение алтаря. И «Благовест», который считается одним из самых больших колоколов Беларуси, этому званию соответствует. Сделали его на заводе ЗИЛ в России. Весит звон 5 тонн. Но Всеволод, которому, кстати, только исполнилось 16, без труда звонит в «Благовест», сообщая прихожанам о начале и конце служб.
Всеволод — один из учащихся школы звонарей при Успенском соборе. Всего шесть человек обучается постоянно в храме искусству колокольного звона. Чтобы стать настоящим звонарем, недостаточно просто иметь хороший музыкальный слух и желание. Важно быть человеком истинно верующим, участвовать постоянно в церковных Таинствах, исповедываться и причащаться. Перед тем, как подняться на высокую (30 м) колокольню, звонари молятся у икон. Звонарем может стать как мужчина, так и женщина. Ограничений по возрасту нет: ходят и подростки, и люди постарше.
— Ни один музыкальный инструмент не сравнится по частоте и звуку с колоколом, — с гордостью говорит Сергей Иванович, — колокол — это самая дорогая вещь в любом храме. В нашем соборе две колокольни, учебная звонница, всего 21 колокол. Нашими колоколами даже лечат! Приходили даже дети с синдромом Дауна и больные ДЦП. Конечно, колокольный звон — не панацея. И тут важно искренне верить в исцеление. Но облегчение колокола приносят, это и ученые подтверждают. Не зря же во время эпидемий было принято звонить в колокола.
А еще в нашем городе есть детская школа звонарей. Она находится в Покровском соборе. Здесь постоянных учеников тоже немного — 5 человек, но двое детей, по заверениям отца Александра Сироткина, уже хорошо звонят в колокола. Да и родители, глядя на детей, тоже с удовольствием приобщаются к искусству колокольного звона. Отец Александр считает, что для звонаря важно иметь скорее не музыкальный слух, а чувство ритма. Кто из музыкантов, например, умеет играть на ударных инструментах, тот за короткое время освоит колокол. А остальным понадобится год как минимум.
— А вы заметили, что колокола в церкви звонят одну мелодию из года в год? — спрашивает отец Александр. — И человек, посещающий определенный храм, привыкает к звону. Так звонили в его детстве, так и звонят в возрасте зрелом. С давних времен колокола успокаивали душу, служили ориентиром для заблудившихся путников, которым необходимо было найти дорогу в тумане, метели. Человек слышал колокольный звон и понимал — вот, рядом есть храм, есть поселение. Заслышав звук колокола, люди тут же бросали работу и спешили в храм.
В Покровском соборе сейчас 8 колоколов, отлитых на воронежском колокололитейном заводе «Вера» в начале девяностых годов.
А в нашем городе, в старейшей Благовещенской церкви, есть звонница наземная, освященная в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2005 году. Здесь 11 колоколов. Служители церкви сообщили, что наземную звонницу установили, поскольку первоначально при Благовещенской церкви не было высоких колоколен, а звонница так отдельно и стояла.
О трудной судьбе колоколов корреспондент поговорила с Еленой Шатько, автором монографии «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность». Елена Геннадьевна заметила, что история колоколов на Беларуси омыта кровью. И самим звонарям не раз приходилось быть жертвами грабителей. Подобный случай произошел, например, в деревне Ситцы Докшицкого района.
Много пришлось перетерпеть колоколам во времена смут. Первые упоминания о колоколах в православных храмах можно найти в Новгородской летописи и в «Слове о полке Игореве». А в Витебске в 17 веке имелась мастерская, где отливали колокола и пушки. Примечательно, что после громкого убийства Иосафата Кунцевича все витебские колокола были сняты, их перелили в один большой колокол с надписью «о сем злодеянии».
Пострадало немало колоколов и во время войны 1812 года. А когда к власти пришли большевики-атеисты, прихожанам пришлось прятать колокола. Так, в 1931 году жители Шарковщины закопали свой колокол у речки. Многие из тех, кто в те годы прятал колокола, после погибли на войне, и до сих пор в белорусской земле можно найти старинные колокола, информация о которых была утеряна после гибели смелых прихожан. Прятали звоны и во время Великой Отечественной, чтобы оккупанты не переплавили их на пушки.
Сегодня не так много осталось старинных, уникальных колоколов. Рассказывать об их местонахождении историки не спешат, чтобы данной информацией не воспользовались злоумышленники.
Пусть же колокола продолжают звонить, призывая нас подумать о вышнем. Ведь звучание колокола связано с небом и ангелами.