О тайнах и загадках истории Витебщины и о нашем отношении к ней

Загадочное захоронение под Друцком, языческие центры Витебска, подземная часть иезуитского коллегиума на площади Свободы, а также почему не стоит возводить Софийский собор в нашем городе. В областной библиотеке состоялось знаковое событие сентября.

В понедельник, 14 сентября, в Витебске был знаковый день: состоялась презентация трех капитальных изданий, подчеркивающих историческую значимость именно Витебского региона. Особую ценность мероприятию придавало и присутствие двух известных археологов, которые занимаются изучением исторического наследия и прошлого Витебска. К завершению презентации подоспел и вице-мэр Витебска Пётр Николаевич Подгурский, который тепло поздравил Ольгу Николаевну Левко с выходом в свет очередного тома издания Национальной Академии наук. Сам он, в прошлом выпускник исторического факультета Могилевского пединститута им. А.Кулешова, работал в Могилевском областном краеведческом музее, принимал участие в археологических исследованиях. В своем выступлении Петр Николаевич подчеркнул взаимосвязь настоящего с прошлым:

Наш древний Витебск имеет богатую историю и за нее нам не стыдно. Хочу отметить и то, что в городе Старая Ладога открыт монументальный памятник, посвященный Рюрику и Олегу – легендарным варягам. Варяги были у нас в Витебске, были в Полоцке, были в Друцке. Они явились той политической надстройкой, элитой, которая дала толчок развитию древнерусского государства. 

Все это изложено в представленных книгах и я думаю,что эти книги будут востребованы не только научными работниками, но и читателями, которые хотят знать историю нашего родного края.

Торжественное мероприятие открыла директор библиотеки Татьяна Николаевна Адамян, которая кратко перечислила заслуги и достижения доктора исторических наук, профессора Ольги Николаевны Левко. Юрчак Денис Валерьевич, главный специалист главного управления идеологии, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома, отметил, что презентация трех серьезных изданий подчеркивает историческую значимость Витебского региона.

Денис Валерьевич добавил, что представленные книги, в первую очередь, будут интересны для современных студентов исторического факультета ВГУ им. П.М. Машерова, которые занимались археологическими раскопками в Друцке и Полоцке. Была отмечена и фундаментальность работы, проведенной известными учеными:

Гэта не праца пісьменніка і нават гісторыка-навукоўца. Каб гэтыя кнігі выйшлі, патрэбны дзясяткі археалагічных сезонаў. А гэта даволі сур’ёзна і пра сур’ёзнасць гаворыць і колькасць старонак у кнізе.

Денис Валерьевич высказал большую благодарность Ольге Николаевне Левко за популяризацию археологического и культурного наследия Беларуси, отметив еще одну ее работу – «Археологическое наследие Беларуси»:

Гэту кнігу не сорамна набыць і падараваць замежніку, таму што яна прадстаўляе ўсё, што знойдзена ў беларускай зямлі, у самых розных рэгіёнах. И аформлена выданне шыкоўна – выдатнымі каляровымі фотаздымкамі, і тэкст дадзены на некалькіх мовах.

Автор и научный руководитель серийного издания «Древнейшие города Беларуси» Ольга Николаевна Левко поделилась с присутствующими:

Нет ничего приятнее, как встретиться лицом к лицу со своими читателями, с людьми, для которых ты пишешь, которым ты хочешь донести что-то, чего они еще не знали о собственном крае и о той земле, по которой они ходят каждый день. И чтобы они могли представить себе, насколько это важная ценность жизни и какое это счастье каждого из них в том, что они присутствуют именно на этой земле и что они могут гордиться этой землей и могут ее показать всем.

Собравшимся была продемонстрирована фотопрезентация, подготовленная для коллег-археологов из Швеции: следы присутствия на белорусских землях викингов из Скандинавии встречаются повсеместно, поскольку через наши края проходил путь «из варяг в греки».

Впервые серьезная и фундаментальная археологическая работа по изучению исторического прошлого Друцкого княжества собрана воедино в объемном фолианте. Это результат многолетнего кропотливого труда целого коллектива ученых и краеведов.

Фотография могильной плиты с цветной вкладки из книги «Друцк»

Фотография могильной плиты с цветной вкладки из книги «Друцк»

При исследовании окрестностей древнего Друцка экспедицией Национальной Академии наук в 2008 году был выявлен курган, в котором обнаружено загадочное коллективное захоронение из 38 человек – единственное в своем роде на территории Беларуси. Под толстым слоем насыпной земли в каменном саркофаге покоился ребенок. По окружности от него находился десяток тел, принадлежащих высокорослым мужчинам. А сверху было уложено еще около двух десятков тел мужчин и женщин. Предполагается, что этот ребенок имел непосредственное отношение к княжескому роду и похоронен был вместе со своими телохранителями и слугами. Что стало причиной его гибели, какая там разыгралась трагедия – этого мы пока не знаем. Похожие захоронения встречались на Украине, поэтому теперь историкам и археологам прибавилась пища для размышлений и переосмыслений нашего наследия. Каменная плита найденного под Друцком саркофага сейчас хранится в Витебском областном краеведческом музее.

Тема древнего Друцка, безусловно, весьма любопытна. Ранее мы уже писали об этом и не исключено, что вновь к ней вернемся.

За спиной у Левко О.Н. два стеллажа с написанными ею книгами

За спиной у Левко О.Н. два стеллажа с написанными ею книгами

Очень интересны были рассуждения Ольги Николаевны о походах полоцких князей в новгородские земли, о принятии христианства, о строительстве полоцкого Софийского собора. В свете недавней инициативы сооружения в Витебске храма, аналогичному полоцкому Софийскому, ей был задан вопрос о том, что она думает по этому поводу.

Известный ученый ответила:

Я все-таки полагаю, что не зря показала сюжет с полоцкой Софией. Понимаете, она задумывалась как символ государственности, такой символ очевидный – вот наше величие! Оно во всем – и в княжеской власти, и во власти Бога, который нам покровительствует. И я думаю так: где построен был храм, где поставлен был – там ему и место.

Свято-Благовещенский храм

Благовещенская церковь – старейший храм Витебска. Фото: Георгий Корженевский

SAM_4839

Свято-Успенский кафедральный собор в Витебске. Фото: Ольга Витебская

Он тоже пережил тяжелую историческую судьбу – там, между прочим, была Богородичная церковь 14-15 века, она поставлена в том месте на Успенской горе. А ведь Успенская гора называлась Лысой горой до того, как стала Успенской – и не зря. Потому что с таким названием – Черная гора, Лысая гора – это были места-языческие центры, где и главные языческие божества были установлены. А когда христианизация пришла, то уже христианские священники использовали стремление людей идти туда, куда они ходили к Богу, и ставили уже на тех местах языческих свои храмы. И вот эта Богородичная церковь на Успенской горе дала начало всем тем храмам, которые ее сменили (а их было порядка пяти друг за другом) они то горели, то разрушались от ветхости. В конце 18-го века затеяли строительство каменного храма Успенского на месте всех его предшественников, и он тоже как символ христианизации этой территории. Поэтому я думаю, что для Витебска вот этих двух основополагающих храмов вполне достаточно.

После завершения презентации Ольга николаевна Левко отвечает на вопросы пришедших на встречу

После завершения презентации Ольга Николаевна Левко отвечает на вопросы пришедших на встречу

Ольга Николаевна высказалась против решения о возведении Софийского собора в Витебске и по другим причинам:

Говорят, что возведут его в абсолютно тех формах, в которых он был изначально. Но поймите, его начальные камни лежат в земле под тем храмом в Полоцке, который на сегодняшний день утратил свой начальный облик. Но таких храмов у нас по Беларуси – множество.

Отметила исследователь и «щепетильную» сторону этого вопроса, которая неоднократно поднималась среди общественности нашего города:

У нас на территории Беларуси разные конфессии. Изначально было православие, и все храмы, которые строились до 16-го века были православными, кроме нескольких католических храмов, поставленных после принятия католичества Ягайло. Но с конца 16-го века, когда сюда стали приходить миссионеры от разных католических организаций, например, базилиане, не строили храмы, а просто отбирали православные монастыри и переводили их в унию, в совместную католико-православную веру. Только католики-иезуиты и некоторые другие ордены стали строить свои храмы. Вот, например, иезуитский коллегиум был поставлен на территории Витебска там, где теперь площадь Свободы. Его подземная часть осталась целой – до 5 метров подземной глубины идут конструкции – это стены первого этажа и подвалы.

Мне сейчас священники витебские говорят: «Мы хотим воссоздать Николаевский собор».

Понимаете, это неправильно. потому что изначально там был построен иезуитский коллегиум католический, и если в 19-м веке этот католический костел отобрал православный Московский Синод в свою пользу и перестроил в православный Николаевский собор – это не означает, что его надо возводить.

А что же те руины, которые покоятся в земле, выбросить вообще? Ведь это наше историческое прошлое, хотим мы этого или не хотим. У нас люди разных конфессий живут бок о бок, и мы должны уважать все: и православие, и католицизм, и униатство, и другие религии, которые у нас имеют место.

Поэтому здесь, мне кажется, – право первенства. Чей храм был построен первым, он имеет право на воссоздание. А все остальные – извините, это была История.

Плод многолетней исследовательской работы находится под этой обложкой

Плод многолетней исследовательской работы находится под этой обложкой

В заключение отметим, что, несмотря на ограниченный тираж представленных изданий, несколько экземляров трех первых книг серии «Древнейшие города Беларуси» – «Витебск», «Полоцк» и «Друцк» – имеются в распоряжении читального зала Витебской областной библиотеки им.Ленина и ждут своего читателя.

5 комментариев

  1. Спасибо автору! Особое спасибо за внимание к скандалам вокруг темы Друцк и Друцкое Евангелие…. Ведь на Дожинках и Лукашенко может сказать по этому спору свое веское слово… Не зря перенос даты фестиваля совпал с последействием мероприятия в библиотеке…

    • Пока сложно однозначно ответить по поводу переноса празднования фестиваля “Дажынкi-2015”. Есть несколько версий, но они все, так сказать, неофициальные и поэтому их сложно озвучивать.

  2. Вот сейчас не найдем кто фото для заставки подбирал, и кто тот умник архитектор, кто на камне надпись выбивал о сотвореннии церкви…. Шрифт и грамматика – дух времени. И все верно, кроме одного: в те времена даты писали не числами , а словами…

  3. Не верю в норманистскую теорию начала годарственности в России и в Полоцке благодаря скандинавам. Эта теория придумана приглашенными Екатериной Второй немцами-академиками для написания истории России(!). Эта теория до сих пор поддерживается учеными- историками, получающими гранты и подачки с Запада, да еще ортодоксами, защитившими исторические диссертации в рамках этой теории и не позволяющими переписывать исторические учебники. С этой теорией соглашается и множество молодежи с ограниченным кругозором. Да, у нас были связи с наемниками и торговцами из скандинавов, но не стоит преувеличивать их роль. А то, что некоторые наши князья и верхушка дружины имели скандинавские имена объясняется распространенным в средние века побратимством и родством со скандинавами и модой на заграничное, в том числе и имена ( эта мода и теперь жива): вспомним нынешних Арнольдов, Гариков, Лиан, Виолетт, Изабелл и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *