Выставка, которая охватывает мир…

Великолепное созвездие имён и представленных творений можно увидеть в выставочном зале Витебского государственного технологического университета

Баранковская, Фалей, Тарабуко, Алексеева, Витебск, выставка, ВГТУ

Светлана Баранковская, Геннадий Фалей, Наталья Тарабуко и Наталья Алексеева на открытии выставки в ВГТУ. Фото Георгия Корженевского

Живопись, графика, акварель, фотография, арт-объект, гобелен, модели одежды – всё это и многое другое посетители увидели на открытии выставки преподавателей кафедры дизайна и моды Витебского государственного технологического университета. А созвездие имён мастеров, работы которых представлены в вузе, сделали бы честь любой экспозиции в любом музее страны и зарубежья. Достаточно назвать таких творческих личностей, как Василий Васильев, Владимир Федорец, Антонина Фалей, Павел Бранштетер, Наталья Тарабуко, Наталья Лисовская, Елена Толобова. Как известно, задачи любой выпускающей университетской кафедры весьма прагматичны: подготовить и выпустить в жизнь профессионала, к тому же обладающего навыками саморазвития. Но прагматизм, который приветствуется в любой профессии, отнюдь не оправдан в том случае, если он вытесняет творчество. И вот такие изделия Натальи Лисовской, как, например, вполне прагматичные шарфы, есть и образцы высокого искусства.

Лисовская, Корженевский, шарф, сны, Витебск, ВГТУ

Наталья Лисовская. Цветные сны

Впечатляющие «пирамиды» этого же автора – уже произведения искусства в чистом виде. Здесь мы становимся свидетелями, как совершенное владение профессиональными материалами проектировщиком текстильных изделий способствует появлению творений метафизического порядка. Одна из древнейших символических конструкций, являющаяся воплощением идеи сакральной цивилизации, вписывается в контекст естественной среды. В результате культура и природа предстают в неразрывной взаимосвязи. Мы сталкиваемся с утраченной, но некогда существовавшей гармонией преобразующего потенциала, инспирированного разумом, и чистого созерцания вечного и неизменного. К данной гармонии человечеству предстоит прийти вновь.

Лисовская, лес, Корженевский, ВГТУ, Витебск, пирамида

«Шёпот леса» Натальи Лисовской и иные произведения, представленные на выставке. Фото Георгия Корженевского

Работы, которые можно увидеть в выставочном зале ВГТУ, самые разнообразные: от художественного авангарда до исполненных в традиционном реалистическом ключе. Во многих из них ставится задача альтернативного отражения реальности, ситуация, противоположная её обусловленному и дидактическому воспроизведению, и это является, на наш взгляд, наиболее ценным. Становится очевидным, что преподаватели вуза могут научить студентов достижению собственного, творчески оригинального взгляда на мир, ибо этой способностью сами обладают.

Федорец, живопись, абстракция, ВГТУ, Витебск, Корженевский

Владимир Федорец. Красное пространство

Так, представленные на выставке работы Василия Васильева являют поразительное соединение реальности изображаемого с его интерпретацией, выходящей далеко за пределы видимой действительности. Картина «Симфония» и на самом деле музыкальна в своём выражении тревожных вопросов, обращённых к мирозданию. Обычно музыкальность произведения изобразительного искусства воспринимается в связи с умиротворённостью и выражением гармонии бытия. Здесь же такое «созвучие» только мнимое, ибо очевидно, что сквозь жёлто-белый просвет в небесах может в любой момент быть явлено нечто радикально иное по отношению ко всему известному нам мирозданию в целом. Если провести параллель с музыкальным искусством, то эсхатологическое содержание симфоний Антона Брукнера и художественный контекст «Симфонии» Василия Васильева сопоставимы друг с другом.

Васильев, симфония, живопись, пейзаж, Корженевский

Василий Васильев. Симфония

Выставка в Витебском государственном технологическом университете охватывает огромный диапазон возможностей восприятия мира, и многие произведения явно превосходят интерпретации обычного порядка. Мы завершим обзор, вернувшись к творчеству Натальи Лисовской, а именно к её композиции «Письма издалека», посвящённой конкретике невосполнимых утрат в годы Великой Отечественной войны. Это особенно актуально в контексте недавно прошедшего с момента написания статьи празднования очередной годовщины Великой Победы. Представленная автором композиция является очень искренней и доходчивой в своей лаконичной чистоте и простоте, раскрывая трагизм утраты каждой уникальной человеческой жизни, которая уже не повторится никогда. Скорбь и память о павших в той беспощадной к людям войне важны прежде всего для сохранения нашей человечности.

Лисовская, война, память, победа, похоронка, Витебск, ВГТУ, Корженевский

Наталья Лисовская. Письма издалека. Памяти Лисовского Владимира Васильевича