7 интересных фактов про евреев в Витебске

История

где в городе были «жидовские ворота», талмуд-тора и синагоги

Когда в Витебске появились евреи, где в нашем городе находились еврейская школа – талмуд-тора, еврейский педагогический техникум и главные синагоги – обо всем этом и многом другом рассказали на очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» в областной библиотеке в четверг 27 апреля.

витебск, курсы, история, библиотека
Во время лекции. Фото Саши Май

В роли лекторов в этот раз выступили заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова Анатолий Дулов, главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области Константин Карпекин, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова  Галина Яковлева. Специальным приглашенным гостем стал Аркадий Шульман – главный редактор журнала «Мишпоха».

витебск, курсы, история, дулов
Константин Карпекин и Анатолий Дулов. Фото Саши Май

На основе рассказов лекторов мы собрали 7 интересных фактов на тему «Витебск еврейский».

Факт 1. Когда евреи появились в Витебске

Первое письменное упоминание о евреях в Витебске относится к 1523 году. Преимущественно евреи жили в южно-западной части Нижнего замка, где и находились «жидовские» ворота.

Подробнее про Нижний замок можно прочитать здесь.

Факт 2. Правовой статус евреев

В главных сводах законов Великого княжества Литовского – Статутах были прописаны запреты для еврейского населения. Так, согласно Статуту 1529 года, евреям было запрещено иметь христиан невольников и “закупов” (категория феодально-зависимого населения). В Статуте 1566 года было указано, что евреи должны носить специальную одежду, а о том, что евреям нельзя занимать должности, было написано в Статуте 1588 года. Также в этом документе под угрозой смерти евреям запрещалось переводить пленных и их детей в иудейство.

Кроме этого, евреи не должны были носить золотые украшения и драгоценности, а их сабли и мечи не должны были быть украшены серебром. Разрешалось надевать лишь один перстень и одно кольцо с печатью. Женщинам-еврейкам можно было носить перстни, пояс и наряды в соответствии со своим достатком.

витебск, курсы, история
Анатолий Дулов и Галина Яковлева. Фото Саши Май

Факт 3. Жизнь витебских евреев

Еврейская община в Витебске появилась лишь в XVII веке. Представители иудейского вероисповедания активно участвовали в жизни нашего города.  Например, наряду с другими жителями они обороняли Витебск от войск Алексея Михайловича в 1654 году, а затем выплачивали контрибуцию.

В 1800 году в Витебске проживало 1759 евреев, что составляло 36,5% населения города, а в 1862 году евреев было уже 15011 человек (51% населения).

Количество еврейского населения в Витебске в ХІХ веке. График Константина Карпекина
Количество еврейского населения в Витебске в ХІХ веке. График Константина Карпекина

Как правило, евреи занимались торговлей и ремесленничеством. А в ХІХ-начале ХХ веков в Витебске их можно было встретить в городской думе (около 30% процентов) и городской управе (30%).  80% витебских ремесленников были евреями. Они владели рядом крупных предприятий, например, типографиями, пивоваренным заводом, Витебским электрическим трамваем.

Подробнее о витебских предприятиях ХІХ века можно прочитать здесь.

Факт 4. Витебские синагоги

Первые синагоги в Витебске известны с XVII века. Уже в 1630 году воевода Симеон Сангушка разрешил евреям построить молитвенный дом рядом с Замковой горой.

В 1859 году в Витебске было уже 34 синагоги и молитвенных домов. Для переоборудования зданий в культовые строения свои дома общине отдавали и витебские евреи. Так, появились например, молитвенный дом Малкина и Писаревского.

Большая Любавичская синагога. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Большая Любавичская синагога. Фотопроекция Виктора Борисенкова

А самыми главными синагогами были Большая  хоральная синагога, которая находилась на улице Калинина (раньше Могилевская), Большая Любавичская синагога, остов которой сохранился до наших дней на улице Революционной (раньше – Большая Ильинская) и синагога по улице Суворова (раньше – Узгорская, Суворовская).

Главная хоральная синагога. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Главная хоральная синагога. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Синагога на современной улице Суворова. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Синагога на современной улице Суворова. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Подробнее про эти витебские синагоги можно прочитать здесь.

Самое большое количество еврейских культовых сооружений – 74 – было в нашем городе в 1917 году.

Количество синагог и молитвенных домов в Витебске. График Константина Карпекина
Количество синагог и молитвенных домов в Витебске. График Константина Карпекина

Факт 6. Образование евреев

Обучались дети евреев в хедерах – частных школах на платной основе. Часто у них даже не было отдельного здания, и учителя вели уроки у себя на дому.

Однако не всегда евреи могли заплатить за обучение своих детей, потому существовала бесплатная школа – талмуд-тора. Специально для нее в 1912 году на берегу Двины было построено здание, в котором сегодня размещается театр «Лялька».

Улица Пушкина. Театр "Лялька"
Здание нынешнего театра “Лялька” было построено специально для еврейской школы. Фото Евгении Москвиной

В школе были предусмотрены учебные классы, ремесленный класс (в подвале), кухня, столовая, гардероб, актовый зал, библиотека, умывальные комнаты и учительская.

Факт 7. «Советское еврейское образование»

В 1921 году в Витебске был открыт еврейский педагогический техникум – первый на территории СССР. Располагался он в здании талмуд-торы. Здесь готовили педагогов для еврейских школ и дошкольных учреждений, так называемых  «красных учителей», способных воспитать «советских евреев».

Срок обучения составлял 4-5 лет, а первый выпуск состоялся в 1924 году. Жителей Витебска среди учащихся было около 10 процентов.

В 1937 году техникум был переименован в Витебское государственное еврейское педагогическое училище Наркомата просвещения БССР, а в 1941 году учебное заведение прекратило свою работу.

Количество еврейского населения в Витебске в ХХ веке. График Константина Карпекина
Количество еврейского населения в Витебске в ХХ веке. График Константина Карпекина

В конце лекции выступил главный редактор журнала «Мишпоха» Аркадий Шульман. Аркадий Львович рассказал о «Мишпохе», отметив, что это старейший международный еврейский журнал, издаваемый на русском языке.

Также Аркадий Шульман поделился планами, что летом в Витебске планируется официальное открытие новой синагоги по улице Грибоедова. Затем был продемонстрирован документальный фильм о легендарном разведчике родом из Витебска, главе «Моссада» – Исере Хареле.

А как евреи в Витебске отмечали Песах, смотрите здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Anna Goncharova

    Спасибо за информацию

    Ответить
    1. Саша Май

      Спасибо лекторам и организаторам курсов)))

      Ответить
  2. Edward Berson

    Антисемитизм.
    Я уехал из Витебска в 1979 году

    Ответить
  3. Саша Май

    Адам, спасибо за ссылку. Кстати, тема Витебска и Великой Отечественной войны в рамках бесплатных курсов будет подробно рассматриваться в следующем учебном году .

    Ответить