Конституция Беларуси. Право на труд и социальный характер

Общество

и как сегодня «удобно» трактуется главный закон страны

Фото: dzerginsk.by
Фото: dzerginsk.by

15 марта празднуется День Конституции Республики Беларусь. Именно в этот день в 1994 году наша страна, будучи уже суверенным государством, утвердила документ высшей юридической силы.

Однако, несмотря на высокие слова, сегодня в Беларуси реализуются нормативные акты, в той или иной степени искажающие основной закон страны. Само собой, нестыковки имеют официальные обоснования, но нестыковками от этого они быть не перестают.

Конечно, одним из самых противоречивых нормативных документов является Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

SAM_7716
Митинг в Орше в марте 2017 года. Фото Анастасия Вереск

Как отмечает председатель Ассоциации профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» Александр Ярошук, в статье 1 Конституции закреплено, что наше государство – унитарное, демократическое, социальное и правовое. Социальный характер государства подчеркивается социальными гарантиями, в частности правами на бесплатное образование и бесплатную медицину (статьи 45 и 49 Конституции). Эти нормы не  обусловлены выполнением каких-либо встречных обязанностей! Поэтому заявления о том, что граждане Беларуси «на халяву» пользуются благами государства, совершенно не обоснованы.

Ещё одним явным доказательством противоправности нашумевшего декрета является статья 41 Конституции: она провозглашает, что гражданам Беларуси гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Принудительный труд запрещается – это закреплено в части 4 упомянутой статьи. Таким образом, белорусы имеют право как заниматься трудовой деятельностью, так и отказаться от неё.

В ответ власти ссылаются на конституционную обязанность белорусов участвовать в финансировании государственных расходов, однако это не может в полной мере служить контраргументом: каждый гражданин, даже не работая, платит немало налогов в пользу родной страны. И мы совсем недавно подсчитывали, о каких суммах идёт речь.

Фото: whoswhos.org
Фото: whoswhos.org

Сомнительной в плане соблюдения норм Конституции является высшая мера наказания, применяемая на протяжении многих лет в нашей стране. Основной закон в статье 24 гарантирует каждому белорусу право на жизнь и оговаривает:

Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Да, Конституция не содержит прямого запрета на применение смертной казни, но подчеркнём, что в упомянутой статье заложен временный характер наказания и возможность его отмены. Принимая Конституцию 1994 года, предполагалось, что в будущем Беларусь полностью откажется от смертной казни. Однако до сих пор этого не произошло. Хотя настроения в белорусском обществе свидетельствуют о том, что высшая мера уже изживает себя. У людей нет полного доверия к властным структурам: если они могут и допускают принятие неконституционных декретов, то кто гарантирует, что обвиняемых лишают жизни не столь же необоснованно?

Чтобы отменить смертную казнь, совсем не обязательно созывать референдум и корректировать Конституцию. Как пояснил юрист-правозащитник Валентин Стефанович изданию «Газета Слонимская», для аннулирования высшей меры достаточно принятия парламентом страны соответствующего закона, а для введения моратория — указа Президента.

Правозащитник Валентин Стефанович. Фото: www.gs.by
Правозащитник Валентин Стефанович. Фото: gs.by

Много вопросов вызвало участие Александра Лукашенко в выборах Президента Беларуси в 2015 году. Так, свои доказательства нарушения главой государства конституционной статьи 81 приводит гражданка Тамара Ковальчук и группа экспертов Белорусского Свободного Форума. В своём обращении в адрес Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича Петра Петровича они отмечают:

Избирательное право Президента Лукашенко А.Г. быть избранным для участия в третьем сроке на выборах Президента ограничивала 81 статья Конституции, которая запрещала одному и тому же лицу быть Президентом более двух сроков. Для того, чтобы получить право повторно избираться на выборах Президента, Лукашенко А.Г. в обход законодательства, которoе не допускает делегирование полномочий Президенту на издание актов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан, издал Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 431 О назначении республиканского референдума, в котором пунктом 2 Указа № 431 вынес на рассмотрение республиканского референдума вопрос о своем персональном праве первого Президента Лукашенко А.Г. [участвовать в выборах]. Вопрос для народного голосования был изложен в части первой второго пункта Указа: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента».

С полным текстом обращения можно ознакомиться здесь.

Конечно, в любой стране мира могут иметь место инциденты, противоречащие Конституции, однако обществу важно не просто фиксировать данные факты, но и открыто объявлять борьбу с ними, добиваться справедливости. Как например, это делается в отношении декрета № 3. Акции протеста в Витебске, Орше и других городах уже заставили представителей власти приостановить действие «тунеядского закона».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий