В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки живописи Николая Ткачёва, посвящённой памяти мастера
Духовность, вера в абсолютное добро, священность семейного очага, любовь к родному краю, почтение к материнской природе женщины – эти основные идеи творчества художника представлены в экспозиции. И, судя по всему, неслучайно совпало, что во время открытия выставки 27 июля постоянно звонили церковные колокола. В декабре 2016 года Николаю Ткачёву исполнилось бы 75 лет, потому выставку можно назвать юбилейной. Это первая открывшаяся экспозиция после «Славянского базара в Витебске». Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская отметила, что мастера такого уровня оставляют произведения, которые близки по своей тематике для каждого:
Тое, што пакідаюць за сабой нашы мастакі, гэта любоў да роднага краю, да каштоўнасцей сям’і.
В открытии выставки принимала участие Алла Ткачёва, вдова художника. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и иные выступавшие подчёркивали её роль в сохранении наследия супруга и организации выставок. Алла Ткачёва говорила о верности живописца однажды избранному пути, а рядом висел посвящённый ей портрет:
Мы прожили более 40 лет, и он никогда не сошёл с этого пути. Всегда у него в приоритете было искусство и работа. Он никогда не изменял себе в творчестве. Он всегда был полон мыслей об искусстве.
Это путь в полной мере соответствующий христианским принципам, выраженным в Евангелиии, который отнюдь не востребован в сегодняшней социальной действительности Беларуси:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7: 13 – 14).
Художник Владимир Вольнов также говорил о тех принципах, без которых творческая личность не может состояться, и которыми обладал Николай Ткачёв, ушедший в вечность. Они позволяют проницательно выразить время, охватываемое жизнью мастера, но имеют при этом вневременной характер:
Сегодня в век коммерции встаёт вопрос, каково место художника? В это сложное время, когда художник практически не востребован и предоставлен сам себе, он должен сохранять свою совесть, должен устроить себе островок, где хранит свою душу. Потерять это означает потерять самого себя. Николай Ткачёв со своими проникновенными работами, со своей искренностью даёт нам пример отношения к творчеству. Эпоха, запечатлённая художником, передана искренне и правдиво. Дай Бог и нам относиться с тем же трепетом и проницательностью к тому времени, в котором мы живём.
Владимир Напреенко, коллега Николая Ткачёва, являвшийся его близким другом, провёл параллель между внутренней честностью художника и неподдельностью, проницательностью, духовностью его произведений:
В работах Николая Ткачёва видна его душа. Эти картины наполнены нежностью, все они честные и отличаются думами о высокой духовности. Каждая его работа является искренней.
А Светлана Баранковская высказалась о вечной молодости и вневременной актуальности такого искусства:
Яго «суровы стыль» грэе душу, як грэе маладосць, як грэе шчасце адкрыцця сусвету.
На открытии выставки, кроме многих гостей и коллег, присутствовало большое число родственников живописца. Своими воспоминаниями и высокой оценкой личности Николая Ткачёва поделились его брат и сестра. А в заключении открытия все члены семьи сфотографировались рядом с портретом художника, что выражало его присутствие в памяти живых.