Николай Ткачёв: художник, «суровый стиль» которого греет душу

Ткачёв, живопись, Витебск Культура

В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки живописи Николая Ткачёва, посвящённой памяти мастера

Ткачёв, живопись, Витебск
Родные художника на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Духовность, вера в абсолютное добро, священность семейного очага, любовь к родному краю, почтение к материнской природе женщины – эти основные идеи творчества художника представлены в экспозиции. И, судя по всему, неслучайно совпало, что во время открытия выставки 27 июля постоянно звонили церковные колокола. В декабре 2016 года Николаю Ткачёву исполнилось бы 75 лет, потому выставку можно назвать юбилейной. Это первая открывшаяся экспозиция после «Славянского базара в Витебске». Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская отметила, что мастера такого уровня оставляют произведения, которые близки по своей тематике для каждого:

Тое, што пакідаюць за сабой нашы мастакі, гэта любоў да роднага краю, да каштоўнасцей сям’і.

Ткачев, живопись, память, Корженевский, христианство
Картины Николая Ткачёва “Память. Буйничское поле”, “Обязаны помнить”, “Озеро слёз”. 2004 г.

В открытии выставки принимала участие Алла Ткачёва, вдова художника. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и иные выступавшие подчёркивали её роль в сохранении наследия супруга и организации выставок. Алла Ткачёва говорила о верности живописца однажды избранному пути, а рядом висел посвящённый ей портрет:

Мы прожили более 40 лет, и он никогда не сошёл с этого пути. Всегда у него в приоритете было искусство и работа. Он никогда не изменял себе в творчестве. Он всегда был полон мыслей об искусстве.

Ткачев, Витебск, живопись, портрет
Вдова художника Алла Ткачёва и её портрет, исполненный супругом в 1974 году. Фото Георгия Корженевского

Это путь в полной мере соответствующий христианским принципам, выраженным в Евангелиии, который отнюдь не востребован в сегодняшней социальной действительности Беларуси:

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7: 13 – 14).

Ткачев, Витебск, живопись
Родственники художника, коллеги, гости на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Художник Владимир Вольнов также говорил о тех принципах, без которых творческая личность не может состояться, и которыми обладал Николай Ткачёв, ушедший в вечность. Они позволяют проницательно выразить время, охватываемое жизнью мастера, но имеют при этом вневременной характер:

Сегодня в век коммерции встаёт вопрос, каково место художника? В это сложное время, когда художник практически не востребован и предоставлен сам себе, он должен сохранять свою совесть, должен устроить себе островок, где хранит свою душу. Потерять это означает потерять самого себя. Николай Ткачёв со своими проникновенными работами, со своей искренностью даёт нам пример отношения к творчеству. Эпоха, запечатлённая художником, передана искренне и правдиво. Дай Бог и нам относиться с тем же трепетом и проницательностью к тому времени, в котором мы живём.

Ткачев, живопись, церковь, облако, религия, христианство, Корженевский
Н. Ткачёв. Красное облако. 1990 г.

Владимир Напреенко, коллега Николая Ткачёва, являвшийся его близким другом, провёл параллель между внутренней честностью художника и неподдельностью, проницательностью, духовностью его произведений:

В работах Николая Ткачёва видна его душа. Эти картины наполнены нежностью, все они честные и отличаются думами о высокой духовности. Каждая его работа является искренней.

Напреенко, Ткачев, живопись, Витебск
Владимир Напреенко. Фото Георгия Корженевского

А Светлана Баранковская высказалась о вечной молодости и вневременной актуальности такого искусства:

Яго «суровы стыль» грэе душу, як грэе маладосць, як грэе шчасце адкрыцця сусвету.

Ткачев, пейзаж, живопись, Лепельщина, Корженевский
Н. Ткачёв. На Лепельщине. 1990 г.

На открытии выставки, кроме многих гостей и коллег, присутствовало большое число родственников живописца. Своими воспоминаниями и высокой оценкой личности Николая Ткачёва поделились его брат и сестра. А в заключении открытия все члены семьи сфотографировались рядом с портретом художника, что выражало его присутствие в памяти живых.

Ткачёв, музей, Витебск, живопись
Памятное фото об открытии выставки. Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий