Владимир Вольнов: наш человек в Ницце и Монако

…и вообще во Франции. Известный белорусский художник рассказывает о вдохновении, которое может вселить в каждого эта страна, о красотах её пейзажей и многообразии культурной жизни

Вольнов, Витебск, инсталляция

На открытии выставки Владимира Вольнова “Знаки души”. Фото Георгия Корженевского

Франция ныне особенно актуальна в свете проведения в ней Евро-2016, уже отметившемся многочисленными скандалами с болельщиками. В нашем материале мы будем говорить о возможностях отдыха совершенно иного порядка: культурного и творческого. Тем более, что впечатлениями делится известный у нас в стране и за её пределами белорусский художник. Среди зарубежных стран искусство Владимира Вольнова наиболее широко известно в Германии. С ней его связывают многие годы творческого сотрудничества. Ныне живописец и признанный мастер инсталляции продолжает открывать для себя Францию. Летом-осенью прошлого года он посетил Ниццу и Монако с окрестностями, и планирует дальнейшие путешествия. Большой интерес представляют не только его работы, явившиеся результатом впечатлений от многообразия красот этой страны, но и творческий дневник, с записями и зарисовками, страницы из которого мы также приведём в нашем материале.

Вольнов, Ла-Год, Франция, Корженевский

Владимир Вольнов. Века времени. 2015 г.

– Владимир Николаевич, расскажите о Франции как об объекте творческого вдохновения…

В. Вольнов. Франция может вдохновить не только художника, но и любого обыкновенного человека. И если прилететь из Беларуси, то места, где я был, могут показаться неким райским сколком, упавшим у моря. Практически каждый день солнце, горный прозрачный воздух, морская лазурь. Всё это просто вдохновляет смотреть, наслаждаться и жить. Художнику, конечно, здесь только работать, ибо куда не оглянешься – везде пейзаж. Не надо было искать сюжеты.

Что меня поразило там – это органическое единство человека с природой. Нет, дикости природы я не увидел, там всё облагорожено, притом многими веками, начиная с Римской империи. Райский край, где всё растёт и буйствует зелень. И когда смотришь в горы, там громоздятся домики до самого верха. Задумываешься о том, сколько нужно было приложить усилий, чтобы проложить винтовые дороги в горах… Потрясающее свидетельство того, как всё работает на человека и как человек, который сам всё сотворил, живёт в единстве с окружающим миром. Это гармония бытия человека и природы.

Вольнов, Франция, Корженевский

Владимир Вольнов. Радостный мотив. 2015 г.

Возникает убеждение, что так и должно быть: не брать у природы, а творить вместе с ней. Потому, когда рисуешь, возникает ощущение, что всё, сотворённое природой, создано и человеком. И это будто некий единый замысел… Словно всё делалось по какому-то единому плану.

– Какие Вы могли бы выделить особые места, которые произвели на Вас наибольшее впечатление?

В. Вольнов. Замечательная деревня Сен-Жени, которая находится в горах, и когда мы проехали по узкому серпантину дорог и оказались там, я был поражён, как она органично вписалась в среду. Вот что я записал в своём творческом дневнике:

Улочки, словно лабиринт для детских игр-догонялок. То спускаются вниз, то вверх подымаются, и каждый поворот открывает новое видение. В такой красоте все люди должны быть художниками.

Вольнов, Франция, Корженевский

Из творческого дневника Владимира Вольнова. Фото Георгия Корженевского

Строения имеют природный характер, потому что всё из камня. И никто не стремится это как-то закрасить, поновить. Остаётся много старого. Дорожки вымощены грубоватой нетёсаной плиткой, которая, конечно, стесалась за многие века. Такой лабиринт, где подчас и солнца не бывает, и при этом люди живут и наслаждаются.

Или вот другая деревня, Ла-Год, тут я изобразил старую оливу и вписал в неё сельскую местность.

Вольнов, Франция

Из творческого дневника Владимира Вольнова. Фото Георгия Корженевского

А ещё Сен-Поль-де-Ванс, это уже не просто деревня, а заповедник, свидетельство непрерывного развития культуры. В течении многих десятилетий там работают художники. В ней десятки галерей, когда идёшь, буквально попадаешь из одной в другую. Они маленькие, есть даже по 10 квадратных метров, и каждый турист, побывавший в этой деревне, может увидеть весь срез современного искусства. И если вы посещаете Ниццу, вы не можете не наведаться и в эту деревню, ставшую местом культурного паломничества. В своё время там творили и Пабло Пикассо, и Марк Шагал, и многие другие знаменитые художники.

– С какими проявлениями художественной жизни во Франции Вам приходилось ещё сталкиваться?

В. Вольнов. В Ницце я посетил много галерей коммерческого характера. Искусство там поставлено на поток, художник уже во многом работает как ремесленник, но несмотря на это, создаётся всё-таки подлинное искусство. Большой интерес вызвала галерея, где выставлялось африканское искусство. Художники приезжают из Африки, и уже работают там на месте. Но самое большое впечатление я получил от Сен-Поль-де-Ванс.

Вольнов, Франция, Сен-Поль-де-Ванс, Корженевский

Фото Владимира Вольнова

Замечательным местом, конечно же, является Монако. Там другая структура жизни, отличная от Ниццы, потому что это полностью город туристов, город игорных домов. Конечно, было интересно посетить замок, где находится дворец князя Альберта II. Огромное внимание в Монако оказывается своим гражданам. Было построено более тысячи квартир социального жилья, которые отданы жителям страны. В Монако около 37 000 жителей. При этом оплата квартир связана с твоими доходами, нет уравниловки. Самим же жителям запрещается посещать игорные дома. Страна живёт за счёт доходов от игорных домов и туризма.

– Какие отличия от нашей страны прежде всего бросаются в глаза?

В. Вольнов. Прежде всего хочется отметить открытость, радость на лицах людей, их отзывчивость. Обходительность – может быть, это вынужденная черта, так как с туристами приходится работать. Но я жил во французской семье, и хочется отметить простоту в общении, желание их тебя понять, сделать что-то хорошее для тебя, при этом не навязчиво, а естественно.

Вольнов, Ницца, Франция, Корженевский

Владимир Вольнов. Голубая Ницца. 2015 г.

Совершенно очевидно, что там совершенно все равны перед порядком, если есть правило, то оно существует для всех, независимо от твоего ранга и положения. То же я видел и в Германии – главенство закона и равенство перед законом всех.

– Чего же нам не хватает, и что необходимо перенять? Что нужно сделать для того, чтобы Витебск вновь стал Парижем?

В. Вольнов. Мне кажется, опять же, что закон должен быть для всех, что нет подчёркнутой градации: вот это власть, а вот это – народ. В условиях свободных средств массовой информации и открытого общества свобода понимается не как анархия, а как осознанная необходимость быть ответственным перед законом. И это, опять же, для всех. Поэтому человек себя чувствует раскованно. И главное – свобода деятельности, ты можешь начать своё дело, и тебе будет оказана максимальная поддержка. Ведь всё это работает на общество и государство, потому что любое государство живёт налогами. Отсюда и предпринимательство, содействие человеку в реализации его замыслов. Основная заповедь у чиновника должна быть: не мешай предпринимать. Не мешай не воровать, а создавать.

Вольнов, Ницца, Корженевский

Владимир Вольнов. Город у моря. 2016 г.

Используется любая возможность – вот чего нам не хватает. У нас ведь много трудностей возникает с получением разрешения на какой-либо вид деятельности. А там кругом всё есть. И возникает вопрос: а почему мы так не можем жить? В Европе мы видим пенсионера, который может путешествовать по ми́ру, а наш пенсионер вынужден ходить пó миру. Такая вот игра слов, но ведь это реальность, потому что ты вынужден подрабатывать, ибо пенсия не отражает твои вложения в общество.

– Каковы Ваши дальнейшие творческие планы относительно Франции?

В. Вольнов. Конечно же, хочется расширять свои впечатления и географию посещений. Побывать в городах Средиземноморья и получить там творческие впечатления. Шире ознакомиться с современным искусством во Франции. Разумеется, снова посетить Лувр. Говоря о творчестве, хочется раскрепостить свою души и быть пейзажистом, любоваться эти краем, когда душа твоя свободна, любуешься красотой и у тебя одна цель – выразить, что ты чувствуешь.

Вольнов, Франция, олива, Корженевский

Из творческого дневника Владимира Вольнова. Фото Георгия Корженевского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *