Станислав Железкин: попсой наш театр не будет заниматься никогда

Во время «Кукольного квартала» в Белорусском театре «Лялька» состоялась наша беседа с художественным руководителем Театра кукол «Огниво» из подмосковного города Мытищи Станиславом Железкиным

Железкин, Фирс

Станислав Железкин, художественный руководитель «Огнива» — исполнитель роли Фирса в «Вишнёвом саде». Фото Георгия Корженевского

«Кукольный квартал», который традиционно проводит «Лялька» в дни «Славянского базара в Витебске», собирает лучшие театры из разных стран, репертуар которых отличается высоким вкусом. На сей раз в фестивале участвовали коллективы из Москвы, Мытищ, Киева и Полтавы, и, конечно же, наш Белорусский театр «Лялька». Таким образом, преодолевая возникшие ныне политические барьеры, артисты делают главное: несут свет культуры, который объединяет людей на основе высокой духовности. Как сказал в разговоре с нами Станислав Железкин, в искусстве нет никаких искусственно навязанных границ:

Проблемы не в плане русского или какого-либо иного национального искусства. Искусство либо есть, либо его нет. Или подлинное искусство, или псевдоискусство… Это псевдоискусство выставляют на первый план умышленно, чтобы настоящее нивелировать, сделать его не главным. И поэтому псевдо- сейчас выпирает вперёд, чтобы настоящее оставалось незамеченным.

Лялька, Витебск, актёры

В стенах Белорусского театра «Лялька». Актёры – участники «Кукольного квартала». Фото Георгия Корженевского

В прошлом году Театр кукол «Огниво» представил жителям и гостям Витебска проникновенный и эпический спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Трагическая панорама народной жизни вызвала у многих зрителей эффект катарсиса. Спектакль буквально разобрал их души на составные части, очистил от приставшего тлена повседневности и собрал заново воедино. То, что постановка была принята с благодарностью и признательностью, Станислав Железкин хорошо помнит:

Я очень признателен вашему зрителю, приёму этого спектакля. Артисты всегда судят по аплодисментам, а в прошлый раз мы судили о восприятии по глазам зрителей. И вот глаза изысканнейшего витебского зрителя тронули наши сердца и души.

Распутин, Железкин, Витебск, Мытищи, Огниво

Сцена из спектакля «Прощание с Матёрой». Фото Георгия Корженевского

И вот теперь – постановка «Вишнёвый сад» по комедии Антона Чехова. Как и сам фестиваль «Кукольный квартал», она в полной мере синхронировала с его интернациональным духом, ибо состав создателей спектакля был из разных стран:

Интерпретация данной пьесы принадлежит постановочной группе, в которой я являюсь одним из исполнителей роли… Только и всего… Это постановочная группа нашего театра вместе с замечательным белорусским режиссёром Олегом Жюгждой, польским композитором Богданом Счепански, и художником из Беларуси, которого, к сожалению, уже нет с нами, Валерием Рачковским. Так что спектакль можно назвать совместным проектом трёх стран. И мы гордимся данным спектаклем, потому что он является одной из «визитных карточек» нашего театра.

КотаревЮ Лопахин, Огниво, Чехов

Сергей Котарев в роли Лопахина. Спектакль «Вишнёвый сад». Фото Георгия Корженевского

 

Мы не зря упомянули слово «комедия», ибо этот жанр в интерпретациях «Вишнёвого сада» часто избегают. Зато Театру кукол «Огниво» удалось комедийный потенциал чеховской пьесы с успехом раскрыть. Перед зрителем предстала вся несуразность существования героев, живущих «сегодняшним днём» и руководимых весьма специфическими и отрывочными представлениями о жизни, полными ограниченного субъективизма. Однако в то же время каждый из актёров создал персонаж с его неповторимым лирическим миром, что говорило о содержательности проникновения в существо сотворённых ими образов. И это также указывало на большой талант самих актёров, их способность передачи тонкостей внутренней жизни роли. Уникальности каждого актёра соответствовала и уникальность его куклы, о чём и рассказал Станислав Железкин:

Куклы изготавливались в Польше. Они не только разных размеров, но и разных вождений, систем управления. Самая большая кукла – полутораметровая Раневская. Зато персонажи «новых формаций», через которых проходит влияние «новых времён», кукол не имеют: Лопахин, Яша, Дуняша…

Чехов, Витебск, театр, Огниво

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад». Фото Георгия Корженевского

По всей очевидности, каждый из зрителей может узнать себя в каком-либо персонаже спектакля, особенно на фоне тех непрестанных трансформаций «переходного общества» на всём постсоветском пространстве, когда старые ориентиры утеряны, а новые не приобретены. Когда же «старое» пытается возвратиться или его реанимируют, абсурд существования лишь увеличивается. Художественный руководитель «Огнива» призывает к осуществлению анализа окружающей действительности и самоанализа через представленный спектакль:

Ни надо никого осуждать, надо проанализировать, что мы с изменениями времени потеряли во внутреннем мире человека безвозвратно. Зритель услышал ноты трогательности в этом спектакле, до боли…

Огниво, Витебск, Чехов, театр, Гаев, Раневская

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад». Фото Георгия Корженевского

Эту мысль творческому коллективу удаётся донести и до зрителей, и до разнообразных составов конкурсных жюри. Так, «Вишнёвый сад» стал дипломантом Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», обладателем «Золотого диплома» IV Международного театрального форума «Золотой Витязь». А о последнем успехе поведал сам Станислав Железкин:

Совсем недавно закончился фестиваль драматического искусства «У Троицы» в Сергиевом Посаде, в котором принял участие и театр «Огниво» со своим «Вишнёвым садом». И вот среди множества уважаемых коллективов Гран-при был удостоен именно «Вишнёвый сад». Однако, самая большая награда – достучался ли ты до сердца зрителя…

Жеоезкин, Фирс, Чехов

Станислав Железкин — обладатель диплома «Лучшая работа актёра» на фестивале «Золотая Маска» за исполнение роли Фирса. Фото Георгия Корженевского

Станислав Железкин не просто нынешний руководитель, но и создатель Театра кукол «Огниво». Мы попросили вспомнить его о временах возникновения театра, и он рассказал о всей их сложности:

Меня пригласили создать театр в Мытищах, а до этого я работал в Ярославле. И я не думал, что соглашусь, ибо не верил, что те условия, которые были мною поставлены для открытия театра, будут выполнены. И каковым оказалось моё удивление, когда глава Мытищинского района Анатолий Константинович Астрахов, светлая ему память, удивительный и мудрейший человек, дал жизнь театру в то время, когда останавливались фабрики и заводы. В следующем году нашему театру исполнится 25 лет.

Чехов, театр, Огниво

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад». Фото Георгия Корженевского

Между прочим, в текущем 2016-ом году Белорусский театр «Лялька» отметил свой 30-летний юбилей. И ведь не только юбилейные даты сближают эти два замечательных коллектива, но и высочайшее творческое мастерство, преданность делу обоих художественных руководителей. Станислав Железкин высказал слова признания огромных заслуг художественного руководителя Белорусского театра «Лялька» Виктора Климчука:

Потому я и нахожусь в Витебске уже четвёртый год подряд на «Кукольном квартале»… Уровень «Ляльки» таков, что этим театром могла бы похвастаться любая страна, любого мирового региона. Театр обладает высочайшей художественной ценностью, уровень его репертуара очень высок. И Виктор Климчук, в подтверждение моих слов, является одним из трёх человек, который имеет Международную премию за личный вклад в развитие театров кукол мира.

Лялька, Витебск, Климчук, Симаненок

Художественный руководитель Белорусского театра «Лялька» Виктор Климчук и заведующая литературно-драматической частью Людмила Симанёнок. Фото Георгия Корженевского

Оба коллектива стремятся к поддержанию и развитию того высокого уровня, который уже достигнут, несмотря на давление всепроникающей посредственности в общественной жизни. Станислав Железкин видит утверждение принципов качества как основополагающих приоритетов в театральной жизни:

Сегодня ценности перевёрнуты, попса лезет вперёд. Но могу сказать, что попсой наш театр не будет никогда заниматься… Важно, чтобы форма не убивала содержание, чтобы художники не гнались за эпатажностью. Чем ярче форма и более явно проявлены новшества, тем более пронзительным должно быть содержание. Иначе театр не будет востребован никаким зрителем.

Витебск, Огниво, театр, Чехов

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад». Фото Георгия Корженевского

В заключение нашего разговора Станислав Железкин на вопрос о функциях художественного руководителя сказал о том, что она отнюдь не только управляющая. Нужно ещё и обеспечивать ту атмосферу в коллективе, которая будет способствовать творчеству:

Художественный руководитель определяет стратегию развития театра, его уникальность, и он же является обслугой артистов, потому что содействует тому, чтобы им хотелось идти и служить театру.

Лялька, Огниво, Витебск, Климчук, Железкин, Симаненок

Приветствие от коллектива Белорусского театра «Лялька». Фото Георгия Корженевского