«Славянский базар в Витебске»: как залатываются дыры в бюджете

сколько стоит прокормить российских звезд, чей концерт самый дорогой в этом году и кто платит за весь этот базар

Летний амфитеатр готовится принять гостей. Фото: Евгения Москвина

Летний амфитеатр готовится принять гостей. Фото: Евгения Москвина

В нынешнем году Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» отмечает юбилей – 25 лет. Возраст немалый для культурного проекта, а потому обязывает к солидности и масштабности проведения. Но за шикарное застолье нужно платить, а финансы романтично поют романсы, и Дирекция фестиваля по понятным причинам изыскивает всевозможные способы разрешить житейский конфликт.

16 июня на сцене Летнего амфитеатра прошел концерт «Виват, фестиваль!», выручка от которого пошла в бюджет витебского форума. Как мы уже писали, на концерте с 40-минутной задержкой выступили творческие коллективы Центра культуры «Витебск» и предприятия «Витебскоблгаз». От продажи билетов было заработано порядка 700 миллионов рублей, однако это лишь капля в море, ведь смета юбилейного «Славянского базара», по словам его директора Александра Сидоренко, рассчитана на 57 миллиардов рублей. Что же входит в эту немалую сумму?

«Кто ел устрицы?!»

Так вопрошает Верка Сердючка в одном из своих клипов, изучая многонулевой счет в ресторане. Посмотрим и мы на «счет» «Славянского базара».

В фестивале принимают участие свыше 40 стран мира, тысячи людей, так или иначе задействованные в его проведении, «стекаются» в Витебск бурными потоками. И самыми дорогими гостями в прямом смысле этого слова являются артисты, которые почтут своим визитом сценические площадки города. Гонорары исполнителей, везущих сольные программы, исчисляется десятками тысяч долларов: и чем дороже билеты на сольник, тем, соответственно, выше гонорар. В этом году бьет рекорд Максим Галкин: билеты во второй и третий сектора обойдутся в 850 000-950 000 рублей. Обскакал юморист даже непобедителя Евровидения Сергея Лазарева, однако «победа» объясняется участием Примадонны в концерте супруга. В программе фестиваля немало концертов из разряда «сборная солянка», и каждый артист за свою творческую работу (пусть это даже будет 2-3 песни) получает копеечку.

На заметку. Согласно интернет-источникам, концерт группы «Би-2» на площадке, сходной с Летним амфитеатром, обходится приблизительно в 20 000 евро (группа выступала с сольной программой на прошлогоднем фестивале). А сольник Григория Лепса, все никак не могущего уехать в Лондон, около 100 000 евро.

Группа "Би-2" отрабатывает гонорар. Фото: Аля Покровская

Группа “Би-2” отрабатывает гонорар. Фото: Аля Покровская

Не забываем, что каждого артиста надо приютить, накормить, на BMW X5 до сцены докатить, охрану предоставить, в гримерку виски поставить (для связок, а не для куража) – все эти хлопоты также берет на себя организатор мероприятия.

Если отвлечься от «артистической» составляющей расходов фестиваля, то немалую долю «съедает» аренда необходимого сценического оборудования, уже упомянутых автомобилей (райдеры у звезд не на уровне сельхоза). Проведение рекламной кампании, затрагивающей в первую очередь сам Витебск, но и просачивающейся и в другие регионы страны – это тоже немалый груз на бюджет.

Реклама фестиваля тоже требует "жертв". Фото: Георгий Корженевский

Реклама фестиваля тоже требует “жертв”. Фото: Георгий Корженевский

Добавим сюда изготовление сувенирной продукции, оплату труда наемных работников, проведение телетрансляции, приобретение офисных материалов – вот вам почти и 60 млрд. рублей. Откуда же организаторы берут эти деньги?

Рубль копейку бережет

По словам Александра Сидоренко, в смете фестиваля почти 90% – внебюджетные средства, а значит, государство – не основной помощник форума. Впрочем, приуменьшать роль державы не стоит: многие ведомства идут навстречу Дирекции и в рабочих моментах часто уступают. И если и не оказывают услуги бесплатно, то предоставляют существенные скидки. В тех же случаях, когда без денежной расплаты не обойтись, вступают в бой те самые внебюджетные средства.

Существенную часть расходов покрывают средства, полученные от реализации билетов на концерты и спектакли. Квтики на некоторые проекты разошлись моментально: это и молодежный концерт «EUROPA PLUS TV. HIT NON STOP в Витебске», и немолодежный «Шансон-ТВ», и концерт открытия фестиваля. Впрочем, имеются программы, которые снискали не столь бурную популярность у публики, если не сказать более жестко. В общем, именно зритель помогает приезжающим звездам ощутить всю прелесть гостеприимности Беларуси.

Вторым по популярности источником дохода фестиваля является спонсорская материальная помощь. Постоянными партнерами «Славянского базара» являются «Белавиа», «МТС», «Белвест», «Марко», «Придвинье» и многие другие – все они по своим способностям и возможностям поддерживают фестиваль. Само собой, помощь выражается не только в шуршащих бумажках, невидимо перемещающихся по банковским счетам, но и в услугах (та же «Белавиа» помогает российским звездам эстрады с комфортом добраться из московских пентхаусов в номера витебских гостиниц).

Спонсоры фестиваля горят огнями возле сцены Летнего амфитеатра. Фото: Аля Покровская

Спонсоры фестиваля хорошо видны возле сцены Летнего амфитеатра. Фото: Аля Покровская

Определенную долю доходов фестиваль получает от продажи прав на использование своего товарного знака различными компаниями (чаще всего логотип «Славянского базара» необходим для изготовления сувенирной продукции). При этом данная статья доходов могла бы быть в разы больше: далеко не каждый индивидуальный предприниматель, торгующий значками и магнитиками с васильком, утруждается соблюсти закон об авторском праве и довольствуется скачанной из интернета картинкой. А отследить каждого нарушителя довольно проблематично.

Сувенирная продукция «Славянского базара–2016»

Сувенирная продукция «Славянского базара–2016». Фото fest-sbv.by

По большому счету, самые крупные источники доходов на этом заканчиваются, а внезапные расходы могут и возникнуть. Поэтому благотворительные концерты вроде того, что прошел недавно в Летнем амфитеатре, вполне закономерны. Однако остается открытым вопрос: если на все проекты «Славянского базара» не хватает денег, возможно, есть смысл поумерить пыл и отказаться от некоторых расходных статей?