«Светодинамическое пространство Александра Вышки»

Вышка, Витебск, объект, выставка Культура

Магическая, преображающая, исцеляющая выставка под этим названием проходит в «Арт-пространстве Толстого, 7»

Вышка, Витебск, объект, выставка
На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

«Искусство лечит больное общество», – эти слова, сказанные художником на открытии выставки, состоявшемся 13 июля в канун Славянского базара, являются одним из её основополагающих смысловых посылов. Светодинамическая живопись Александра Вышки, о которой мы уже не раз рассказывали в «Витебском курьере», обладает способностью трансформации восприятия и повышения уровня осознанности. Первый уровень работ, который мы видим при обычном электрическом освещении, представляет собой метафизику социума – обобщённое выражение наиболее характерных проекций общества как глобального явления на человеческое существование и бытие широких масс людей. Иные же уровни, когда обычный свет выключается и зритель начинает воспринимать светодинамические живописные эффекты, предстают по отношению к сознанию трансформирующими и преображающими. А в проекции приведённого высказывания художника стоит отметить, что искусство, представленное на выставке, обладает ещё и психотерапевтической функцией.

Вышка, Витебск, дети, гвозди
Процесс утверждения “акта присутствия”. Фото Георгия Корженевского

Художник раскрывает болезненную повседневность человеческого социума с его машинками, автозаками, оружием, представлениями о красоте и ностальгией о прошлом, казавшимся более благоприятным для существования. Мы видим взрослый мир «бедных сироток», для которых подлинная индивидуация так и осталась недосягаемым миражом, о чём и говорит сам художник:

Сначала мы играли в игрушки: самолётики, пистолеты, куколки, машинки, потом мы вырастаем, но продолжаем играть. И можем мы видеть, какое оно всё больное.

автозак, выставка, Витебск, Вышка
Больные легковой автомобиль и автозак… Фото Георгия Корженевского

Однако, когда в дело вступают светодинамические эффекты, раскрывающие состояние видения по ту сторону горизонта мира человеческой повседневности и навязанных иллюзий, посетители сталкиваются с волшебным и таинственным космосом. Тогда становится ясно, что эта магия, открывающая необозримые пространства бесконечности, не является какой-то совершенно удалённой или вовсе недосягаемой возможностью. Она доступна и в современном мире, если человек сможет заглянуть дальше границ его иллюзорной обыденности.

космос, Вышка, Витебск
За пределы обыденности… Фото Георгия Корженевского

Неудивительно, что в актуальном выставочном пространстве Александра Вышки огромное внимание уделяется времени и соответствиям между временем экзистенциальным, социальным, астрономическим и метафизическим. Трансформации времени и его восприятия отчётливо передаются и в названиях работ: «Провалившееся время», «Запутавшееся время», «Перевёрнутое время»… «Провалившееся время» – один из наиболее впечатляющих объектов на выставке, через него художник выражает отношение к советской действительности и влиянии её на современное социальное пространство, которое зачастую справедливо называют «постсоветским» и связывают с прошлой эпохой. Мы видим пустую глазницу часового механизма и циферблат, проваливающийся в мусорную корзину. Так обрушиваются и исчезают безвозвратно возможности, которые могли быть реализованы, если бы не тотальная власть социальных фантазмов. Под их тяжестью проваливаются в небытие целые миры и эпохи со всеми их реальными и вымышленными достижениями.

Вышка, время, Витебск, выставка, объект, Корженевский
А. Вышка. Провалившееся время

Объекты «Восхождение» и «В войне не бывает победителей» также раскрывают тематику исторического прошлого в его связи с настоящим. Художественные ретроспекции предлагают осмыслить всю опасность для человеческой природы провозглашения борьбы во имя любой тоталитарной идеи и «светлого будущего», которое с неизбежностью превращается в самое тёмное настоящее. Метастазы этой борьбы, предполагающей абсолютную доминацию коллективного над индивидуальным, наше общество пожинает до сих пор. Объект «В войне не бывает победителей» имеет самую конкретную смысловую параллель с одним из ярчайших произведений советского изобразительного искусства времён Гражданской войны. Однако смысл в соответствии с подчёркнуто трансформирующим и освобождающим искусством Александра Вышки заложен совершенно противоположный, о чём и говорит сам художник:

Я его сделал как альтернативу произведению Эль Лисицкого «Клином красным бей белых». Сама по себе работа Лисицкого в художественном отношении гениальна, но смысловая идея ужасна.

Вышка, война, крест, Витебск, объект, Корженевский
А. Вышка. В войне не бывает победителей

Вся эта невесёлая картина социального бытия подкрепляется произведением экзистенциального содержания «Был, есть и буду». Само его название восходит к пронзительно великолепному стихотворению Владимира Короткевича. Объект Александра Вышки выражает линию человеческой жизни, которая сперва выглядит относительно чистой и ровной, а далее на ней образуется множество зазубрин и засечек, которые отмечают разрушительное влияние социального окружения, оборачивающееся непомерным количеством психотравм. В итоге, в последней своей четверти доска раскалывается, что предстаёт свидетельством разрушения целостности энергетической формы самого человеческого существа. Эти непоправимые изъяны являются следствием самоотождествления с любой социальной функцией.

Вышка, объект, выставка, Витебск, Корженевский
А Вышка. Был, есть и буду

Выставка Александра Вышки, объединяя самостоятельные художественные объекты, обладает в то же время несомненной целостностью. Здесь проявляется также цельность творческого пути самого художника, искусство которого расширяет границы познания, раскрывает причинные истоки человеческого бытия и социальных процессов, способствует осознанию важности самораскрытия внутренней свободы и обретения индивидуации. И это искусство всегда новое, не зря и сам зал, где выставился художник, называется «Свежая рыба». Название восходит к аналогичной вывеске Александра Вышки, красующейся над входом, которую он писал, оформляя фильм «Шагал – Малевич», а также к определенным ассоциациям данного зала с аквариумом. На открытии выставки художник говорил, что настоящему искусству и следует быть только свежим. Это один из основополагающих принципов творческого кредо Александра Вышки, которому его произведения неизменно соответствуют.

Алексеева, Фомина, Вышка, Витебск
Дизайнеры Наталья Алексеева и Марина Фомина – гости Александра Вышки на открытии его выставки. Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий