Традиция Натхов в Витебске

натхи, нава-натхи, Корженевский Культура

Аутентичный представитель данной традиции, наш соотечественник Йоги Йогендранатх, рассказывает о принципах этого древнего и уникального духовного Пути

натхи, нава-натхи, Корженевский
Нава-натхи, формы индуистских Божеств в традиции Натхов. Источник: ru.wikipedia.org

Традицию Натхов никак не назовёшь таким модным словом в кругах официальных религиоведов, как «неокульт». Это древняя и подлинная традиция, существующая тысячелетия. Согласно самим натхам, её истоки восходят к Сатья-юге, иными словами – к Золотому веку человечества согласно Гесиоду. Как и сами Веды – священные книги индуизма – знание об этой традиции то открывалось человечеству, как в настоящее время, то пребывало в сокрытом состоянии, оставаясь доступным лишь немногим посвящённым. В настоящее время на постсоветском пространстве наиболее известной из ведических традиций является кришнаизм в форме гаудия-вайшнавизма, однако постепенно становится доступной информация и об иных системах знания. Натхи обладают одним из наиболее древних и чистейших эзотерических учений, раскрывающих адепту путь к трансформации и осознанности.

Адинатх, натхи, Корженевский
Шива Адинатх, форма трансцендентного света, источник всех знаний йоги и Тантры. Источник: nathi.ru

Наши последователи индийских традиций ничем не уступают по преданности и интенсивности практик своим восточным собратьям. В духовной практике главное не национальная принадлежность, а осуществление Пути к трансформации и метафизической реализации. Йоги Йогендранатх в миру известен как Юрий Шишко и занимается такими различными видами деятельности, как остеопатия и IT-программирование. В своё время он закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Юрий Шишко проводит в Витебске и Беларуси многочисленные семинары по различным видам и направлениям йоги. Внешне его можно воспринять как светского человека, однако он является тем, кого называют «человеком Традиции». Его внутренняя работа, а также различные занятия и семинары, направлены не на весьма условное «самосовершенствование», желание которого чаще всего продиктовано тонкими влияниями Эго, а на духовную трансформацию и достижение совершенства осознанности. В интервью Йоги Йогендранатх рассказывает о принципах существования в традиции Натхов, которые являются схожими для всякого аутентичного учения.

Шишко, Йогендранатх, Корженевский, Натхи
Йоги Йогендранатх (Юрий Шишко). Источник: соцсети

– Почему именно Натхи, а не какие-либо иные, пусть даже восточные традиции? Как Вы пришли к осознанию, что именно эта традиция является Вашей?

Ю. Шишко. В своё время, ещё в стенах Витебской областной библиотеки в 1992 году, состоялась встреча с одним из первых представителей ведической традиции из Международного общества сознания Кришны Ашутошей Дасом. Это человек с очень яркой харизмой, у него действительно есть талант проповедника, он прошёл очень серьёзный путь. Я был на его лекции, которая проходила в библиотеке и общался с ним лично. Данная тема являлась для меня очень близкой, мне было всё это очень интересно, к тому же тогда существовало мало источников на русском языке. Потом было общение с вайшнавами, с витебской, минской, киевской общинами. Я много почерпнул у них знаний, но к сердцу это всё-таки не легло.

В 2009 году я попал на семинар Гуруджи Йоги Матсьендранатха Махараджа. Это первый русскоязычный Гуру, который является и европейским Гуру, в традиции Натхов. И через него я уже приобщился к данной традиции. Был трёхдневный семинар, который оставил неизгладимый след в моём сердце. Это то живое существо, которое действительно может привести к мокше, человек энциклопедических знаний в разделах йоги и тантры, он посвящён не только в натхизм, но является ещё и Гуру в традиции Шривидья, это в настоящее время самая ведущая тантрическая традиция. Гуруджи Матсьендранатх Махарадж распространяет традицию Натхов и Шривидью в Европе и на постсоветском пространстве, имеет своих учеников. Я являюсь его учеником в Беларуси. Есть также три инициированных Гуру в России, которые распространяют учение.

Матсьендранатх, Натхи, Корженевский, гуру
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Источник: ru.wikipedia.org

У меня самого есть посвящение и в традицию Натхов (чёти-дикша), и в Шривидью. Дело в том, что традиция Натхов сочетает в себе йогу и тантру, это в то же время тантрический орден. Натхи используют тантрические ритуалы, часть ритуалов в данной традиции имеет глубокие тантрические корни. Йоги Горакшанатх, Гуру и основоположник нашей традиции, будучи учеником Матсьендранатха, основателя каула-марги, каулического пути, впитал в себя знания тантризма и знания йоги, создав синтетический путь. Он отбросил внешнюю атрибутику и внешнюю часть ритуалов, привнеся внутренние практики в йогу. У Натхов и тантры общие корни, много общего в пути.

Натхи, Горакшанатх, Корженевский
Йоги Горакшанатх, основатель традиции Натхов и покровитель йогинов. Источник: ru.wikipedia.org

– Почему всё-таки значимость Гуру в индийских традициях и Гуру-йога не являются неким упражнением в «культе личности»?

Ю. Шишко. Гуру – это не плоское, а объёмное понятие. Гуру – это духовный наставник, не просто персоналия. Божество проявляется вовне в виде живого существа, и посредством проводника в виде живого человека Бог общается с нами. Вторая часть находится в нашем сердце, это «внутренний Гуру». Когда мы видим внешнего Гуру, дверь нашего сердца открывается, и мы впускаем в своё сердце то живое существо в виде человека, которое к нам приходит. Тогда мы понимаем эту высшую синхронистичность. А тот окружающий мир, который даёт нам знаки, является непроявленным божеством, он тоже предстаёт нашим Гуру и наставником на пути.

Матсьендранатх, гуру, Натхи, Корженевский
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Источник: соцсети

Поэтому никакого «культа личности» нет, есть понимание ценности взаимоотношений, и ты видишь в этом живом существе проявление Бога. Тогда действительно нет никакого «культа», есть определённое состояние сознания, когда ты можешь принимать знание и опыт, с которым наставник может с тобой поделиться. Это очень сакральные взаимоотношения, основанные на принятии Гуру. Некоторые говорят, что это человек. Я даже не сказал бы так, это определённое живое существо, определённое состояние. Это определенный процесс, проявленный в человеке, который мы можем понять и принять.

Шрийогимахавирнатх, Йогендранатх, Натхи, гуру, Корженевский
Йоги Йогендранатх и Гуру Шри Шрийогимахавирнатх джи. Источник: соцсети

Гуру реализовал свою связь с Божеством, это очень опытный практик, который может научить нас тому, что умеет сам. Он приглашает нас, держит нас на руку и ведёт по пути до того момента, пока наша связь не сольётся в одно целое и пока мы не услышим Божество в своём сердце. И когда это происходит, он находится рядом, не заслоняя, как в некоторых других традициях. Гуру становится не перед тобою, а рядом с тобой, он держит тебя рука об руку, но не заслоняет собой.

– Каковы основные практики Натхов, в чём они выражаются? Что человек должен делать, чтобы быть Натхом? Каковы ступени посвящения в традицию?

Ю. Шишко. Есть пять посвящений (дикш) в традицию Натхов: чоти, чира, вибхути, лангот и упадеши (мантра-дикша и т.д.). Три из них являются основными. Их можно получать все сразу или последовательно, всё зависит от состояния готовности. Есть аваламбли, когда человек приходит в традицию, и он хочет понять, чем живёт и дышит традиция, каков её уклад и насколько она ему интересна. Когда человек готов сделать первый шаг, он получает мантра-дикшу, это передача мантры, которая является мула-мантрой, то есть основной мантрой. Она уже на всю оставшуюся жизнь, человек её практикует. Это начальное посвящение.

традиция, практики, Корженевский
Важный принцип традиционных практик… Источник: соцсети

После, когда человек понимает, что данная традиция ему близка, он в ней может прогрессировать и достигнуть реализации, Гуру передаёт чёти-дикшу, то есть короткую дикшу. После неё человек становится непосредственно учеником и садху аугхар-натхом, это начальная санньяса. Он получают атрибут – черный шерстяной шнур, который называется джанео. В ведизме брахманы получают яджна-павитру, белый хлопковый шнурок. А в традиции Натхов существует такой вот аналог… Есть ветви школы, где мусульмане также практикуют натхизм, там смесь индуизма и суфизма, их называют пир-аугхар. С этого момента, когда у тебя есть чёти-дикша, ты становишься частью традиции, и живёшь образом жизни, который предполагает традиция, как живут натха-йогины.

Натхи, джанео, Корженевский
Натх плетёт джанео. Источник: lakshminath.com

Третья дикша, являющаяся окончательной, когда происходит полное принятие жизни йогина и человек становится отрешённым – это чира-дикша, в результате которой происходит получение даршана Горакшанатха, прямого канала связи с Горакшанатхом. В этой дикше Гуру прорезает ученику ушные раковины, при заживлении вставляет «кундалы» (серьги), которые символизируют то, что в вашем теле Пракаша и Вимарша, Солнце и Луна.

Когда йогин совершает тапасью, к нему могут прийти и физические сверхспособности, но в традиции не принято кичиться тем, что ты имеешь. А если кто-то пытается продемонстрировать свои сверхспособности, то его наказывают. Такие способности – это «лакмусовая бумажка», которая показывает ваш уровень, но это не самоцель. Я люблю сравнивать это с верстовыми столбами во время езды по дороге. Они указывают, сколько километров осталось до цели. Сидхи – это такие верстовые столбы, не более… Это не сам путь, это указатели, которые демонстрируют, что ты движешься в правильном направлении, и всё, что ты делаешь, естественно.

садху, тапасья, Натхи, Корженевский
Садху. Тапасья. Источник: lakshminath.com

Сейчас очень модно, особенно среди молодых людей, стремиться за сверхспособностями, что порождено разными ответвлениями из Нью-Эйдж, когда происходит попытка просто «снять пенку» и заработать на этом. Здесь присутствует финансовая подоплёка. Мы не делаем людей какими-то «особенными», ибо каждый и так уникален. Потому не следует выпячивать своё Эго, но, напротив, познавать эту свою уникальность. А здесь возникает «духовный материализм».

Представьте, что если существовал бы такой инструментарий, который давал бы сидхи, сверхспособности, те, кто имеет достаточные финансы, непременно купили бы это и использовали какой-либо из методов. Тогда половина населения планеты ходила бы уже со сверхспособностями. Просто так ничего не даётся. Мой Гуру говорил мне, что если ты используешь сверхспособности в ненадлежащей форме, для развития своей гордыни, чувства собственной важности, в корыстных целях, то они сходят на нет. Они исчезают и человек остаётся с тем же, что и был. Он просто остаётся со своим ложным Эго. Мы не можем отождествлять себя со сверхспособностями. Они являются свидетельством умения управлять определёнными пластами энергии, уровнем своего осознания, обладать очень большой широтой и глубиной осознанности. И как только человек суживает свои цели, у него формируется узость и ограничение восприятия.

осознание, восприятие, Пушкин, Корженевский
У разбитого корыта осознания и восприятия. Источник: maxpark.com

Остальные передачи существуют уже только для настоящих садху (тех, кто все время посвящает садхане): бхабхут, лангот и др. Эти передачи только для тех, кто стабилен в своей садхане (духовной практике) и крепко стоит на Пути Йоги.

садху, натхи, Непал, Корженевский
Садху. Источник: nathas.org

– Традиция Натхов, это всё-таки более эзотерическое духовное течение, или она для широкого круга людей?

Ю. Шишко. Некоторые говорят, что это мистический орден. Но если съездить в Индию и посмотреть, чем живёт традиция, можно понять, что натхи разные. У нас есть собственные представления и иллюзии о Пути, которые являются проекциями наших собственных ожиданий. И когда мы приезжаем в Индию и общаемся с представителями традиции, то часто сталкиваемся совсем ни с тем, чего бы хотели. Мы можем увидеть садху, который курит чиллум и сказать: «Нет, традиция выродилась! Лучше быть последователем Нью-Эйдж нежели следовать вот такому никчёмному живому существу». Однако традиция – это жизнь во всей её полноте, и в традиции, как в самой жизни, присутствует полнота и ты выбираешь в ней течения.

Я не думаю, что традиция Натхов – это широкое и массовое явление. Хотя натха-йогинов в Индии много, они есть и в России, но это не массовая культура. Я не уверен, что все готовы проникнуться этим путём. Это определённое чувствование бытия, когда ты ощущаешь синхронистичность и единство со своим Гуру. Важнейшей практикой натхов является Гуру-таттва, почитание Гуру. На первом месте – это Гуру, ибо он проявленное Божество. Это Горакшанатх во плоти, с которым мы можем общаться и влияние которого даёт нам возможность прогрессировать. Я не уверен, что все готовы предаться своему Гуру. Это не для всех. Здесь нужны такие качества, как осознанность, открытость, доверие, принятие, следование наставлениям.

Натхи, гуру, Корженевский
Натхи. Духовные учителя. Источник: соцсети

Очень часто люди приходят в те или иные тантрические, йогические, ведантистские традиции, и у них есть свои собственные цели и желания. И они заявляются со своим уставом в чужой монастырь, пытаясь вычленить то, что им удобно и продвинет их к осуществлению личных желаний. Традиция и Гуру дают нам возможность измениться, трансформировать себя, а не потакать желаниям своего Эго, которые не всегда возвышенны. Есть очень низменные желания у людей, связанные с несовершенными формами поведения под влиянием очень слабого ума. Гуру способен избавить нас от этих наваждений майи, иллюзорной энергии. Это не всегда комфортно для Эго, и тогда мы начинаем фильтровать и отсеивать элементы традиции. Потому и есть определённая «этапность» в посвящениях.

Натхи, традиция, традиционализм, Корженевский
Натхи. Архивное фото. Источник: nathas.org

– В каких случаях индийская традиция может быть универсальной? Ведь во многих кругах существует устойчивое мнение, что принять её может только индус по рождению, ибо она связано с системой варн. В чём у натхов существует другой взгляд, ведь данная традиция также идёт из Индии…

Ю. Шишко. Да, есть система Варнашрамы, система готр, но натховская традиция – это авадхуты. Это орден авадхутов, садху, отшельников, которые вне варн. Они над варнами и ашрамами. Они живут в социуме, соприкасаются с социумом, но не являются частью социума, не проповедуют цели и ценности социума. Дело в том, что Индия в определённом роде уникальна, потому что все сферы жизни, дхармы, пропитаны религиозностью. В каждой из них есть путь к совершенствованию, который приведёт к Богу. Что же касается натхов, они надконфессиональны, это не религия в чистом виде. Натхом может быть и христианин, и мусульманин.

Шива, Натхи, Корженевский
Господь Шива. Источник: соцсети

Как я знаю, есть натхи в Пакистане. Они не афишируют то, кем они являются, потому что это было бы негативно воспринято всем обществом. У них храмы внутри дома, там есть специальные комнаты, где они совершают специальную духовную практику, они тоже носят джанео. Натхи есть в Непале, часть натхов – буддисты. Кстати, девять ближайших учеников Горакшанатха известны в том числе как буддистские учителя. Есть определённое взаимопроникновение этих знаний. Часть натхов известна и в буддизме, и в натхизме. Есть даже такое мистическое предание, что пророка Мухаммада учил Горакшанатх, он приходил во плоти и учил его. Есть суфии, которые тоже натхи.

Если ты христианин, то можешь жить по христианским законам, но важно, чтобы Гуру, который тебя учит, не только в совершенстве владел натхизмом, но и был очень глубоко осведомлён в христианстве. Чтобы те методы и практики, которые существуют в Индии, он мог адаптировать для христиан. Он должен очень глубоко постигнуть все стороны христианства. Нужно, чтобы у ученика не было «ломки» или когнитивного диссонанса. Мой Гуру показывал на арабском языке мусульманскую тантру, о которой не говорят, но она есть и её практикуют. Потому натхизм надконфессионален, он над -измами. В натхизме ты можешь практиковать тантристские, суфийские, буддистские методы, если они тебе близки.

Йогендранатх, йога, Корженевский
Йоги Йогендранатх (в центре) на семинаре по Кук сан до. Источник: соцсети

– Натхи и семейная жизнь. Можно ли совмещать?..

Ю. Шишко. В этом нет проблемы. Всё относительно… Например, в индийской среде считается, что когда ты получаешь чира-дикшу, ты не имеешь общения с женщинами. Аугхары же могут быть семейными людьми. А в Непале среди получивших высшее посвящение есть живущие семейной жизнью (но это редкость), там свой особый социокультурный контекст. Наиболее важно то, чему ты следуешь, как ты практикуешь, находишься ли ты на Пути и движешься по нему. Важными качествами натха являются безупречность и гибкость, он использует всё, что встречается на его Пути, не видя ни в чём препятствий.

Непал, садху, натхи, Корженевский
Садху в Непале. Источник: nathas.org

– В чём возникают главные трудности для человека, изначально воспитанного в западной или постсоветской культуре, когда он принимает восточную традицию?

Ю. Шишко. Я думаю, что есть трудности, которые характерны для всякого человека, не только западного, когда он становится на Путь. В мире сейчас стёрты коммуникационные границы, он сейчас стремится также к тому, чтобы стереть и границы территориальные. Так вот, трудности прежде всего заключаются в границах нашего восприятия. Просто иногда мы не готовы признаться сами себе, что мир такой, каков он есть, что мир простой и сложный одновременно. И не всегда мы готовы принять ответственность за те поступки и действия, которые совершаем.

Непал, паломничество, Натхи, традиция, Корженевский
Паломничество в Непал. Источник: nathas.org

Есть такой пример. Когда ребёнок очень маленький, мать накидывает на него большое покрывало, и ребёнок пытается выползти из него, выйти за его границы. Наверное, воля Провидения такова, что мир и природа учат нас выходить за границы этого материального покрывала. Но кому-то тепло под ним, всё его устраивает, и он не хочет выходить из этого покрывала Майи. Она играет с нами, учит нас выходить за пределы ограничений, физических и ментальных. Но не все к этому готовы.

Мир стал очень быстрым, повысился уровень социализации, и появилось больше возможностей для наслаждения. Не у каждого хватает того уровня энергии, той «личной силы» по выражению последователей Карлоса Кастанеды, чтобы увидеть «кубический сантиметр удачи» и схватить его, овладев энергией, позволяющей осознавать происходящее с этим миром. Я общался с россиянами, хинду, европейцами, белорусами, и вижу, что проблемы ограниченности сознания сходны. Социокультурные контексты могут являться чуть разными, но определённые страхи, фобии, психопатии, в каких-то регионах могут быть выражены в большей степени, в каких-то – в меньшей. Где-то преобладают психические травмы определённого характера, и это накладывает определённый контекст, но отличаются лишь полутона.

Натхи, ритуал, традиция, Корженевский
Огненный ритуал в традиции Натхов. Источник: соцсети

– Как Вы видите перспективы распространения традиции Натхов в Беларуси?

Ю. Шишко. Ведутся проповеднические программы, и я в меру своих скромных сил и возможностей пытаюсь рассказать о пути йогина. Проводится просветительские программы, пуджи, иногда мы проводим хому, когда есть такая возможность. Я общаюсь с людьми, веду занятия, мастер-классы по йоге, семинары. Также занимаюсь остеопатией – это краниосакральная терапия, которая помогает восстанавливать здоровье физического и тонкого тел человека.

Йогендранатх, Витебск, Корженевский
Йоги Йогендранатх и участники семинара в Витебске. Источник: соцсети

Есть наставление моего Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа распространять традицию, рассказывать людям о традиции, и следуя этим наставлениям, по воле Горакшанатха, те, чьи сердца будут тронуты, придут к ней. У нас есть группы в соцсетях, в Фейсбуке и ВКонтакте, люди задают вопросы, и мы на них отвечаем, ведём просветительскую деятельность. Я свой путь начал в 1991 году, и тогда был информационный голод, но он остаётся до сих пор. Тем не менее, Интернет стал доступен, есть много сайтов, форумов, групп, и важно, чтобы знание и опыт доносились без искажений. Особенности человеческого существа таковы, что он как призма преломляет чистый свет и вычленяет лишь узкую часть спектра в соответствии со своими желаниями и уровнем осознанности. Поэтому в меру сил и возможностей я стремлюсь давать знание таким, как меня учит мой Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж. Важно, чтобы традиция доносилась без искажений, и знание и опыт помогли людям стать совершеннее, более осознанными и безупречными.

Йогендранатх, Витебск, Корженевский
Йоги Йогендранатх. Источник: соцсети
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий