Впервые в Витебском художественном музее состоялась выставка живописи молодой художницы Оксаны Евдокименко с одухотворяющим названием «Запах весны».
Не будем забывать, что слово «пневма» (πνεῦμα) на древнегреческом языке означало как «воздух», так и «дух». Возвышенные картины Оксаны Евдокименко словно сотканы из прозрачной свежести воздушного пространства и наполнены волшебным духом. На память приходит фраза русского философа Николая Бердяева, сказавшего о живописи Сандро Боттичелли, что это вечная весна, после которой никогда не наступит лета. Произведения молодой художницы отнюдь не предполагают нарочитую дистанцированность от какой-либо поры года, как и у Боттичелли, однако в обоих случаях мы чувствуем вечную весеннюю свежесть, тончайшие выражения веяний из самого средоточия метафизического Мира Атмосферы.
Вообще-то Оксана Евдокименко и сама является произведением искусства… Тот случай, когда говоришь об уникальном соединении красоты внутренней и внешней, а также высокой красоты её художественных произведений. На это обращала внимание и председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская. Она подчеркнула единство женской природы творчества Оксаны Евдокименко и её же утончённой женственности. Действительно, на открытии выставки посетители могли увидеть выражение реализации вот этой вечной чеховской фразы о том, что в человеке всё должно быть прекрасно.
Ныне художница живёт и творит в Могилёве. Но на открытии выставки, состоявшемся 30 марта, она говорила, что очень любит Витебск и ей всегда приятно его посещать. Конечно же, её ассоциации связаны прежде всего с учёбой на Художественно-графическом факультете Витебского государственного университета. Как совершенно очевидно из творчества Оксаны Евдокименко, это было время обучения не просто ремеслу. Живой дух Витебской художественной школы воспринят ею совершенным образом вплоть до того, что до сих пор нет никакой возможности отделять её искусство от всего культурного процесса, происходящего в городе, где она училась. Итак, ценя всю значимость замечательного Могилёва, признаем право Оксаны Евдокимовой быть также и частью Витебска.
Стилистическая и внутренняя близость представителям Витебской художественной школы очевидна в направлении картин, демонстрирующихся в экспозиции. Это фантастический реализм, который можно также назвать мистическим реализмом. Утончённое мистическое чувствование действительности сочетается с выражением мира символов и аллегорическими повествованиями. Как мы уже говорили, картины Оксаны Евдокименко являют подлинно волшебное творчество, где наличие магии и волшебства не оставляет в то же время сомнений в реальности изображаемого.
И здесь подчеркнём особо, что в витебском худграфе её учителем был Олег Костогрыз, видный представитель того же фантастического реализма, руководивший дипломной работой своей подопечной. Между прочим, о большой художественной ценности дипломного триптиха Оксаны Евдокименко говорит его теперешнее видное место в кабинете декана художественно-графического факультета. Это произведение действительно самым волшебным образом преображает, казалось бы, чисто административное помещение, о чём говорила на открытии выставки и сама декан витебского худграфа Юлия Беженарь. Выбор триптиха молодой художницы для своего нового кабинета Юлия Беженарь осуществила, как только заступила на свою должность, и это свидетельствует об образцовом эстетическом вкусе их обеих.
В картинах Оксаны Евдокименко прослеживаются выражение мира осознанных сновидений, размышления о символической природе реальности, глубокий интуитивно-созерцательный взгляд в волшебную ткань бытия. Они описывают процессы трансформации, познания элементов человеческого психокосмоса, иные, внечеловеческие возможности существования, и стремление к постижению загадочных и таинственных сторон необъятной планетарной вселенной. Мы приглашаем на эту безусловно прекрасную и неповторимую выставку всех, для кого интерес к тайнам мироздания и собственной внутренней природы имеет значимый ценностный смысл.