Топ-10 культурных событий Витебска

Рейтинги

Предлагаем читателям наш рейтинг событий культурной жизни, являвшихся в 2014 году знаковыми для города, и имевшими как художественный, так и общественный смысл.

Валерий Малахов. Конь. 2011 г.
Валерий Малахов. Конь.

При составлении рейтинга, являющимся процессом, с неизбежностью в той или иной мере делом субъективным, мы руководствовались несколькими принципами. Прежде всего, из него исключались гастроли. Так, например, концерт группы «Машина времени» с её лидером Андреем Макаревичем, являлся, несомненно, событием, и имевшим огромный резонанс, однако он не относится к культурным завоеваниям собственно представителей нашего города. То есть в рейтинг входит только то, что составляет неизменную культурную ауру Витебска. А это или традиционные мероприятия, или разовые и уникальные художественные события. Также мы учитывали историческое значение события и важность его предыстории. И, конечно же, выражение определённой глобальной идеи, а не только массовость, также обладало важным значением для распределения мест в рейтинге, и, собственно, попадания в него.

10. «Спакуса», спектакль Белорусского театра «Лялька».

В то время, как НАДТ имени Якуба Коласа переживает глубокий кризис вследствие всех тех издержек, которые он получил при назначении Валерия Анисенко художественным руководителем, Белорусский театр «Лялька» работает как часовой механизм. Его деятельность выходит далеко за пределы детских спектаклей: это и благотворительные мероприятия, и постановка глубоких по содержанию спектаклей для взрослых. «Спакуса» («Искушение») по рассказу Антона Чехова «Чёрный монах» являет собой пример сценического произведения, поднимающего вопросы предназначения человека и наличия пределов постижения реальности. Чеховский материал был дополнен глубоким осмыслением со стороны режиссёра и художественного руководителя «Ляльки» Виктора Климчука, вследствие чего оказалось возможным проводить далекоидущие богословские параллели. Такого рода содержательными постановками и должен быть наполнен современный театр.

DSCN4837
Сцена из спектакля “Спакуса”.

9. Выставка Владимира Вольнова «Время. Судьба» в «Золотом кольце города Витебска “Двина”».

Обширная экспозиция известного витебского художника, включавшая как картины, так и инсталляции, стала, по всей очевидности, наиболее удачным ответом на вопросы о поиске идеологии белорусского государства, а также о том, какова должна быть идеологическая работа в молодёжной среде. В творчестве Владимира Вольнова экзистенциализм органично сливается с социальной тематикой, отчего социальные вопросы передаются не навязчиво, а через глубину личных переживаний и индивидуального опыта. Нездоровый «ура-патриотизм» отсутствует напрочь. Любовь к природе родного края, созерцательно-чувствительная лирика живой природы сочетается в творчестве художника с переживаниями драматизма и трагизма исторического прошлого. Выставка «Время. Судьба» также раскрывала образ женственного начала. И это происходило не с позиции обыденного восприятия через чувственное обожание или одержимость – явления, господствующие сегодня, – а через утверждение духовного смысла Вечной Женственности, связанного, прежде всего, с материнством.

dscn2587
На открытии выставки Владимира Вольнова.

8. «Арт-сезон – 2014» в Витебском центре современного искусства.

Это традиционная выставка, объединяющая, по мнению организаторов, результаты наиболее интересных и трендовых поисков витебских художников. Были представлены самые разнообразные виды искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, арт-объект. Выставка отличалась смысловым единством при всём многообразии художественных средств. Экспонированные работы относились к самым разным художественным направлениям. Посетители могли ощутить живой пульс творчества представителей Витебской художественной школы, и убедиться, что она не застыла на месте, а развивается и пополняется новыми именами.

Сергей Сотников. Пути. 2014 г.
Сергей Сотников. Пути.

7. Последняя книга Давида Симановича вышла в свет и была презентована в Витебске.

В символическую дату 9 мая, на 82-ом году, ушёл из жизни выдающийся витебский и белорусский поэт Давид Симанович. Он являлся подлинным символом витебского культурного пространства, однако среди представителей областной и городской администрации отнюдь не пользовался любовью и доверием. Его так и не произвели в «почётные граждане Витебска», хотя такое звание получали люди куда менее достойные и вообще сомнительные. Представители администрации практически проигнорировали участие в траурных мероприятиях, что дало лишний повод говорить о «скрытом антисемитизме» некоторых из них. То, что известнейшего поэта провожали в последний путь из обыкновенного маленького ритуального зала городского морга, является несомненным позором для города. Позже, 12 июня, в Витебской областной библиотеке состоялся вечер памяти Давида Симановича и презентация его последней книги «Дней разорванные звенья».

DSC06372
Давид Симанович.

6. Выставка Александра Соловьёва и Игоря Литвинова в Витебском центре современного искусства.

Мощное, нелицеприятное и некомфортное искусство двух художников, наполненное чувством метафизической тревоги, было представлено публике в начале осени. И если творчество Александра Соловьёва наполнено ощущениями катастрофы, то Игорь Литвинов дополняет эсхатологическое содержание привнесением едкой иронии. Абстрактное искусство обоих художников явило пример подлинности, содержательности и нонконформизма, в отличие от некоторых легковесных представителей этого же направления, заезжавших в Витебск. Художники-визионеры, которым дано увидеть за внешней обыденностью её скрытую суть – таковыми предстали оба живописца. Александр Соловьёв является одним из старейших представителей нынешней Витебской художественной школы. Игорь Литвинов – художник среднего поколения, который в настоящее время живёт и работает в Израиле, но не утрачивает связь с городом, остающимся для него родным. В их совместной выставке, на наш взгляд, был явлен образец того, ради чего существует абстрактное искусство.

DSCN2739
Александр Соловьёв и Валерий Чукин на открытии выставки.

5. «Ночь музеев» в Витебске.

Данный комплекс мероприятий приобретает тот масштаб, когда уже можно сказать, что музейные праздники становятся неотъемлемой частью формирования культурного облика города. В мероприятиях принимают участие все знаменитые музеи города. Посетителей всегда ждёт самый разнообразный спектр событий и переживаний, с ними связанных. Так, в прошедшем году можно было посетить как мастер-класс художника Феликса Гумена, так и аналогичное мероприятие, но подготовленное уже военнослужащими 103-й мобильной бригады. Военные могли научить всех желающих разбирать и собирать автомат Калашникова, а также надевать общевойсковой защитный комплект. Концерты, дефиле, пантомимы, и, конечно же, фаер-шоу – всем этим могли любоваться и наслаждаться зрители.

DSCN2190
Феликс Гумен в Витебском художественном музее.

4. XXIII Международный фестиваль искусств «Славянский базар».

Несмотря на общий снизившийся торжественный размах, чему во многом способствует усиленный комплекс мер профилактики антиобщественных поступков, в особенности выражающийся в ограничениях употребления спиртного, фестивальные события продолжают привлекать внимание. Конечно же, после военных действий в Украине, говорить о «славянском единстве» серьёзно не приходится. Государственные чиновники понимают идейную несостоятельность такого «единства», вследствие чего усилились заявления об увеличении внебюджетных источников финансирования, то есть о постепенном переходе на самоокупаемость. Можно сказать, что такие события, как исполнение «Пiснi про рушник» знаменитым «Хором Турецкого», воспринятое как выражение поддержки украинской государственности, или выход на сцену Вероники Дорош, конкурсантки из Украины, в платье цветов национального флага, вызвали не меньше информационного резонанса, нежели сами эстрадные программы.

10912867
Славянский базар в разгаре. Фото Юрия Шепелева.

3. «Портрет города» в Витебском центре современного искусства.

Традиционная ежегодная выставка раскрыла всё богатство возможностей восприятия родного города. Витебск предстал осмысленным в совершенно разных аспектах и в различных режимах восприятия. Это и символизм, и историческое осмысление, и передача чувственной реальности, и выражение мистических прозрений, и футурология. Но в любом из указанных способов восприятия художники, на наш взгляд, явили главное: их искусство стало примером утверждения аристократизма городского облика. Благородство утверждалось не через внешнюю плебейскую помпезность, а через выражение духовной элитарности и целеполагающего смысла существования города. Содержание, которое было явлено в изобразительном искусстве и художественной фотографии так важно для мироощущения горожан и вообще всех жителей нашей страны сегодня.

DSCN3668
У работ фотохудожника Виктора Борисенкова.

2. «ZOOparking “Ноев ковчег”» в Витебском художественном музее.

Это вторая по счёту выставка арт-проекта, организатором которой является художник Олег Костогрыз. И она вышла за пределы анималистики, приобретя поистине масштабный смысл и поднимая вопросы на уровне библейских, как и было заявлено. Среди них: взаимоотношение мира и человека, столкновение добра и зла, архетипические образы представителей животного царства в их восприятии человеком, магическая сущность человека и мира, изменения облика воспринимаемой реальности. Художники пытались ответить на вопросы, которые ставит перед людьми весь планетарный космос. Задача, несомненно, сложнейшая, и мы можем только пожелать арт-проекту дальнейшего успешного развития.

Александр Карпан. Уссурийский тигр
Александр Карпан. Уссурийский тигр.

1. XXVII Международный фестиваль современной хореографии.

Несомненное первое место, как по размаху, так и созданию неповторимой элитарной атмосферы в городе. Совсем не случайно и совершенно заслужено заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская, известная своей неутомимой деятельностью по организации IFMC, была награждена в июне медалью Франциска Скорины. Международный фестиваль современной хореографии уже давно утвердил свой статус и пользуется авторитетом и популярностью в международных хореографических кругах. Помимо конкурсной программы, такие спектакли, как «Разбитый» (компания «Гандини жонглируют»), «Женщины в ре-миноре» («Киев Модерн-балет»), «Глазами клоуна» («Балет Евгения Панфилова»), явили высочайший уровень профессионального мастерства и передачи философского смысла.

DSCN4252
Марина Романовская на пресс-конференции, посвящённой IFMС-2014.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий