Несколько фактов о газете «Витебская жизнь»

Культура

а также о витебской масонской ложе, Григории Бруке и Марке Шагале

Первого февраля 1906 года увидел свет первый номер ежедневной общественно-политической, научной и литературной газеты «Витебская жизнь». Она выходила в Витебске на русском языке, правда, просуществовала недолго – всего месяц.

Издание выступало за буржуазно-демократические реформы, осуждало военно-полевые суды и расправы правительства над повстанцами в Беларуси, Латвии и Эстонии.

Нашла свое отражение в газете и культурная жизнь нашего города. «Витебская жизнь» печатала стихи, повести, этюды, политические фельетоны местных поэтов и писателей. А театральной жизни Витебска был посвящен целый отдел «Театр и искусство».

Издавал газету присяжный поверенный Феликс Држевинский, редактором  был Григорий (Гирш) Яковлевич Брук. Личность последнего представляет особый интерес.

человек, Брук, врач, сионист, массон
Григорий Брук. Фото barius.ru

Родился Григорий Брук на Украине, получил медицинское образование, в  начале ХХ века перебрался в Витебск. Был общественным раввином, депутатом І Государственной Думы (фракция кадетов) от Витебска.

Кроме этого, Григорий Яковлевич был горячим сторонником сионистской идеи, выступал на четырех Сионистских конгрессах, организовывал съезды сионистов, будучи депутатом, пытался спасать от расправы своих земляков-евреев. От должности раввина был отстранен после разгона Думы.

Интересен Григорий Брук еще и тем, что он был членом витебской масонской ложи. Она была создана в Витебске по инициативе Александра Михайловича Колюбакина в конце 1914-начале 1915 годов.  Причем, первое учредительное собрание ложи проходило на квартире Алексея Волковича на Соборной улице (ныне – дом №10 по улице Крылова).

улица крылова, 10, "золотой дракон"
Сегодня в здании, где располагалась квартира Алексея Волковича, находится ресторан “Золотой дракон”. Фото Евгении Москвиной

Первыми в братство были приняты Григорий Брук, Алексей Волкович, Самуил Писаревский, Витольд Бамас и Вячеслав Федорович, чуть позднее, когда Витебск посетил секретарь Ложи Верховного Совета Великого Востока Народов России Александр Керенский, будущий председатель Временного правительства, в ложу приняли Бениамина Гуревича и Михаила Цейтлина.

Существует мнение, в частности его высказывала исследовательница русского масонства ХХ века Нина Николаевна Берберова, что на собрании ложи присутствовал сам Марк Шагал. В связи с этим она предположила, что он также мог быть принят в братство.

Нина Берберова, исследовательница массонского движения
Нина Берберова. Фото oskole.sk

В своем «Биографическом словаре русских масонов» она указывает:

Шагал Марк (1887-1985). Художник. В 1912 вступил, в 1930-х гг. вернулся на короткий срок и не пошел выше Кандидата».

Ссылается Нина Николаевна при этом на документы русских эмигрантских лож «Великого Востока Франции», которые она изучала в Рукописном отделе Национальной библиотеки в Париже.

Вопросами деятельности витебской масонской ложи занималась Людмила Владимировна Хмельницкая. Изучив документы и воспоминания очевидцев, она пришла к выводу, что членство Шагала в масонской ложе Витебска весьма сомнительно. И, скорее всего, на одном из собраний ложи он присутствовал «за компанию» с Григорием Аронсоном.

К тому же в энциклопедическом словаре Андрея Ивановича Серкова «Русское масонство. 1731-2000» указано, что Марк Шагал дважды был в Париже  – в 1926 и в 1928 годах, был кандидатом к посвящению в ложу «Северная звезда», но так и не стал ее членом.

Марк Шагал
Марк Шагал. Фото lichnosti.net

Поэтому врядли масонское братство может похвалиться тем, что в их рядах был наш земляк. Впрочем, у них и так достаточно поводов для гордости, ведь среди членов братства в свое время числились Моцарт, Бетховен, Гете, Вальтер Скотт, Паганини, Теодор Рузвельт и многие другие известные личности.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий