Журналистское расследование: загадка Осипа Цадкина

История

Обстоятельства рождения и первых лет жизни. Витебск или Смоленск?

Скульптуры Цадкина украшают европейские города, а в Париже одна из улиц названа в его честь. В парижской квартире скульптора открыт музей, и многие музеи мира мечтают пополнить свою экспозицию его работами. Самое известное произведение Осипа Цадкина – памятник «Разрушенный город» в Роттердаме, а одна из работ была продана на аукционе за 400 тысяч долларов.

Кстати, в корпоративной коллекции Белгазпромбанка  также есть работы Осипа Цадкина:  «Озеро» (приобретена на аукционе Artcurial в 2011 году), «Американский пейзаж» (приобретена на аукционе Artcurial в 2011 году) и  скульптура «Малая Пьета» (приобретена на аукционе Sotheby’s в 2012 году).

скульптор
Осип Цадкин. Фото www.russie.net

Осипа Цадкина многие называют французским скульптором, и это неудивительно, ведь он провел в Париже большую часть своей жизни: работал, преподавал, творил.  В столице Франции художник и похоронен – вечный покой он нашел на кладбище Монпарнас в 1967 году.

могила
Скромную могилу прославленного скульптора на французском кладбище отыскать непросто. Фото www.liveinternet.ru

Если с датой и местом смерти Цадкина все ясно, то обстоятельства его рождения и первых лет жизни вызывают массу вопросов.

В различных источниках, в том числе и в интернете, сегодня можно встретить два основных места рождения прославленного скульптора – Витебск и Смоленск. В пользу последнего говорит сам Осип Цадкин, указывая в своей автобиографической книге «Молот и резец» местом своего рождения Смоленск, а датой – 14 июля 1890 года. Опираясь на эти сведения многие европейские искусствоведы, изучающие жизнь и творчество Цадкина, также стали придерживаться этой версии.

Однако витебские  исследователи, в частности кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова   А.Г. Лисов, категорически не согласны с такой точкой зрения и приводят доказательства. Так доподлинно известно, что Цадкин учился в Витебском четырехклассном городском училище.

IMG_4902
В этом здании располагалось училище, в котором учились Цадкин и Шагал.

Это подтверждают документы, указывающие на то, что в 1900-1901 учебном году в первом классе первого отделения училища учились Шагал Мовша и Цадкин Шмуйла (Йосель). В архивных документах сохранился протокол заседания педагогического совета училища от 20 декабря 1901 года, согласно которому Цадкину был объявлен выговор «за беспокойное поведение во время перемены» и снижена оценка по поведению.

Шагал окончил училище позже, так как из-за неудовлетворительных оценок дважды проходил курс второго класса. А вот Цадкин в 1904 году получил свидетельство об окончании за № 400:

«Предъявитель сего Иосель Аронов Цадкин, окончивший курс наук в Витебском четырехклассном городском училище в 1904г., во время пребывания в означенном училище с 1900-1901 по 1903-1904 учебный год обучался столярно-токарному мастерству в ремесленном при названном училище классе и с удовлетворительным успехом прошел положенный курс сего мастерства».

Здесь же значится и дата его рождения – 28 января (по старому стилю) 1888 года, которая не совпадает с официальной.

Известно также, что Цадкин в тоже время, что и Шагал, брал уроки рисования у Ю.М. Пэна в его мастерской, которая располагалась приблизительно на том же месте, где сегодня стоит «синий» дом.

здание
Когда-то здесь размещалась квартира-мастерская Пэна

Будущие великие художники не стали очень близки, однако, общались и даже бывали в гостях друг у друга. Вот что об этом писал Осип Цадкин:

«Шагал жил у матери, владевшей бакалейной лавкой вблизи вокзала. Комната его была сплошь увешана и заставлена картинами, напоминавшими вывески портняжной мастерской, парикмахерской и табачной лавчонки, но в примитивности и безыскусственности которых было что-то, что и удивляло, и заставляло улыбаться».

здание
Дом-музей Шагала. Фото Анастасии Вереск

В свою очередь и Марк Шагал вспоминает об «однокашнике»:

Цадкина я знал как ученика городского училища, где я был с ним в одном классе.  По его просьбе я был у него раза два дома, где он жил у своих родителей недалеко от моей улицы. Он хотел мне показать свои работы».

Недалеко от моей улицы? Что это означает? Что родители Осипа все-таки жили в Витебске, а не в Смоленске?

А.Г. Лисов изучил в архиве алфавитные книги учета землевладельцев и выяснил, что неподалеку от Покровской улицы, на которой проживал Шагал, в то время действительно жили какие-то Цадкины. Дом их находился на берегу Двины по улице Верхне-Набережной, примерно там, где сегодня находится один из корпусов ВЗЭПа.

здание
Возможно, где-то в этом районе находился дом Цадкиных. Фото tut.by

Но то, что эти Цадкины были именно родителями Осипа, документально подтвердить не представляется возможным. Но бывают ли такие совпадения?

С Иегудой Пэном у Цадкина сложились более дружеские отношения. В Витебском областном краеведческом музее хранится почтовая открытка, отправленная Цадкиным в 1916 году с фронта бывшему учителю:

Дорогой Юрий Моисеевич, как живете, поживаете? Я солдат в Русском Амбулансе во Франции и пишу с фронта. Как и что живете-делаете. Как наши друзья – Лисицкий, Любаков, Мозель, Меклер и Шагал живут. Ради Бога, ответьте. Буду так рад узнать про всех. Я здоров, но надоело все – одно безобразие, притом холодно душе. Хотелось бы, чтоб кончилось. Работаете ли Вы и что делаете? Напишите. Ваш Цадкин».

Итак, то, что Цадкин в начале ХХ века жил и учился в Витебске, сомнений не вызывает. А вот родился ли он здесь – вопрос остается открытым.

человек
Александр Геннадьевич много лет пытался выяснить, где все-таки родился Осип Цадкин

«На сегодняшний момент прямых доказательств того, что Цадкин родился в Витебске, нет – поясняет Александр Геннадьевич Лисов.  – Впрочем, того, что его родина – Смоленск – тоже. В середине 90-х годов прошлого века я работал в Смоленском государственном архиве, изучал актовые книги Смоленского казенного раввина, но не нашел сведений о том, что в 1888-1892 годах  родился мальчик с таким именем. Нет таких сведений и в книгах витебского общественного раввина. Правда, в отличие от смоленских книг, витебские сохранились плохо, поэтому, возможно, что запись о рождении Осипа просто была утрачена».

Вызывает вопросы и семья Цадкина. Согласно  официальной версии, отец Осипа был преподавателем классических языков. Но ни одного преподавателя с таким именем в «Памятных книжках» Смоленской и Витебской губерний, где фиксировались сведения обо всех служащих учреждений различных ведомств и министерств, также не обнаружено. Что это может означать? Александр Геннадьевич предполагает, что, возможно, Осип Цадкин, как и некоторые другие известные художники, сознательно «приукрасил» свою родословную, указав, что его отец был преподавателем, а не, к примеру, плотником. А ведь то, что Цадкин был выходцем из ремесленников, вполне возможно: есть сведения, что его дед и дядя занимались сплавом леса по Двине. К тому же сам Осип писал, что его отец был крещеным евреем. Но почему же тогда будущий скульптор вместе с Марком Шагалом, как и другие ученики иудейского вероисповедания, были не аттестованы по закону божьему и освобождались от занятий в праздничные дни иудейского календаря?

Вопросов много. Найти на них ответы, наверняка,  можно было бы в музее Цадкина в Париже, но, к сожалению, попасть туда не так уж и просто.

здание
Музей Цадкина в Париже. Фото parismusees.paris.fr

Побывать в музее удалось только белорусскому журналисту Олегу Лукашевичу во время съемок документального цикла фильмов  «Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси». И он рассказывал, что видел архивный документ, где сам Цадкин указывал, что он родился в Витебске.

О том, что в парижском музее Цадкина есть документы на русском языке, рассказывала Александру Геннадьевичу и его коллега из Лондонского университета искусств, которая неоднократно там бывала. Однако она не читает по-русски, поэтому смогла сообщить только то, что там есть письмо сестры Осипа послевоенного времени, которая пишет ему с обвинениями,  что он совсем пропал…

Вполне вероятно, там есть и другие документы, которые могли бы пролить свет на тайну рождения Осипа Цадкина, и, хочется верить, что когда-нибудь наши исследователи жизни и творчества этого великого скульптора, получат к ним доступ и смогут документально подтвердить, что Цадкин – наш, родной, витебский.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий