Будь благословен, Хэллоуин! 5 пунктов, почему этот праздник отмечать всё-таки надо

Нужно одеваться в костюмы демонических персонажей, равно как животных, призраков и ангелических сущностей, при этом непременно весело проводя время

Хэллоуин, ведьма, Корженевский

Фото: crovalrentina.deviantart.com

Название статьи говорит, что она является ответом на публикацию в «Витебском курьере» диакона Антония Богоявленского, проклинаюшего Хэллоуин и призывающего ни в коем случае не одеваться в костюмы отрицательных, т.е. всяческих «тёмных» персонажей. Мы увидели в ней проявления манипулятивной риторики, впрочем, ожидаемой от представителей любой социально организованной религии. Самая показательная из статей диакона на сайте «Витебского курьера» посвящалась теме дьявола и утверждала, что защититься от демонов возможно посредством «системной духовной жизни». Данный посыл принять можно и должно, вот только в качестве обязательных условий этой «системности» указываются храмовая молитва и участие в церковных таинствах. Будто бы неведомо, что феномен «религиозного беса» не в меньшей степени реален и, следовательно, опасен. И когда автор рассказывает о «бесноватых», предстающих в обыденной жизни нормальными человеческими существами, но в храме кричащих «не своим голосом», через них очевиден пример влияния не каких-то внешних, а именно церковных бесов. Нужно всё-таки признавать своих…

бесноватые, православие, эгрегор, Корженевский

Под влиянием религиозной эгрегорики. Фото: youtube.com

Вернёмся к манипулятивной риторике, применяемой в статье против Хэллоуина. Конечно же, используется распространённый приём противопоставления «страшных» хэллоуинских картинок и красоты церковной иконописи с провоцирующим вопросом: что же вы хотите иметь в своей душе? Но дело как раз и заключается в том, что душа современного человека давно уже выросла из средневековых литургических одежд, и язык иконы не может быть близок представителям «светского гуманизма» не по причине их профанности и непросветлённости, а в силу ветхости самого этого языка. Между прочим, подавляющее большинство иллюстраций и фотографий, посвящённых Хэллоуину, отнюдь не являются отталкивающими.

Корнилов, Хэллоуин, Корженевский

Олег Корнилов. Хэллоуин. Фото: kornilov.com.ua

Далее утверждается, будто Хэллоуин и оккультно-языческий Самайн предполагают обязательное «заигрывание с нечистью». Здесь очевиден типичный манипулятивный приём, направленный на то, чтобы очернить «чужебесие» и защитить «своё», «исконное». Однако сами же социально организованные религиозные структуры ни от каких бесов не защищают и ни к какому спасению не приводят. Они существуют не для того чтобы «спасать», «освобождать» или «просветлять», а для того чтобы социализировать. Это и называется в соответствии с церковной терминологией «стадом». Мы вовсе не отрицаем реальность духовного содержания феномена мистического православия, среди представителей которых можно привести пример таких писателей, как Пётр Иванов или Степан Сорокин. Между прочим, творчество витебского художника Леонида Медведского также в значительной степени инспирировано мистическим православием. Но странно противопоставлять бесам структуру Русской православной церкви Московской Патриархии, создание которой вдохновлялось также бесами, стоявшими за тоталитарной советской державой и самим Демоном великодержавной государственности. На этом фоне претензии к оккультно-языческим демонам являются некорректными. Всё-таки нельзя ставить одних бесов выше других, и стоит дать людям свободу выбирать между ними, что было бы достойным в условиях гражданского общества.

Сталин, Патриархия, РПЦ, великодержавие, Корженевский

Фото: ostrova.org

Также в статье диакона есть случай то ли обмана, то ли неведения, когда он утверждает, будто все «традиционные конфессии» выступают с резкой критикой Хэллоуина. Судя по всему, под «традиционными конфессиями» подразумеваются католичество и некоторые номинации протестантизма. Однако в католической церкви нет единого мнения на этот счёт, и в ряде приходских школ Хэллоуин успешно отмечается. Некоторые приходы англиканской церкви поддерживают данный праздник, считая его проведение частью христианских традиций, посвящённых Дню всех Святых. А иные протестанты отмечают Хэллоуин в память о Реформации, празднование которой выпадает на 31 октября. Так что утверждение, будто бы «все как один» критикуют и не приемлют, есть как раз выражение тоталитарности сознания.

католичество, Хэллоуин, Корженевский

Католическая школа празднует Хэллоуин. Фото: cbcpnews.net

Среди прочих проявлений манипулятивной риторики бросается в глаза заявление, будто ряд костюмов Хэллоуина адресует послание Богу: «Я хочу умереть». Возможно тот Святодух русской национальной эгрегорики, существование которого Фёдор Достоевский разоблачил через уста старца Ферапонта в «Братьях Карамазовых», и считывает некоторые костюмы именно так, но это имеет отношение лишь к тем, кто активно практикует через РПЦ. И уж никак Бог Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна или Омара Хайяма не может воспринять одеяния, связанные с «мёртвыми» (в магии и оккультизме их более точно называют «не-мёртвыми»), будто бы сдачей билета в «жизнь вечную». Итак, Святодух проклинает и наказывает, а Единый Бог – никогда.

Достоевский, Ферапонт, православие, Святодух, Корженевский

Александр Хвыля в роли Ферапонта. Фото: wikipedia.org

Не будем останавливаться на других менее значимых манипулятивных проявлениях в публикации диакона Антония Богоявленского, а перейдём к вопросу, заявленному в заглавии нашей статьи: почему Хэллоуин современному человеку в постсоветском пространстве праздновать нужно. И при этом, конечно же, не испытывать никаких угрызений и терзаний под влиянием навязанных социальными религиями предрассудков. На самом деле оснований для празднования куда больше чем пять, но мы остановимся на этом числе, дабы сохранить баланс с публикацией диакона.

1. Хэллоуин культивирует спонтанность. Значение этого свойства человеческой психики нельзя переоценить, ибо спонтанность исторически подавлялась практически во всех иерархизированных обществах, так как выводила за пределы «коллективного отражения» мира. Иными словами – вносила разлад в его обусловленное социальное описание. В нынешних, более демократических обществах, спонтанность подавляется методами ещё в большей степени изощрёнными: феминизм, пацифизм, прагматизм, сциентизм, культ успеха – яркие их проявления. Хэллоуин оказывает психологически раскрепощающее воздействие, и одеяние зомби, к примеру, призвано магически отвести от себя социализированную роль «зомби-психоробота».

зомби, Хэллоуин, Корженевский

Фото: pinterest.com

2. Хэллоуин действительно расширяет границы восприятия и преодолевает границы между мирами. Связано это с сочетанием ряда сакральных дат, и, конечно же, прежде всего с языческим Самайном. Празднование Самайна начинается за три дня до 31 октября и заканчивается через три дня после этой даты. Согласно языческим традициям, в Самайн солнечное божество Лугх, который умер в Мабон, достигает со своими спутниками, умершими духами, границы мира мёртвых, чтобы вновь возродиться в Зимнее Солнцестояние. Отсюда и происходит возможность пересечения миров, ведь достижение мира мёртвых божеством подчеркнуто дневного характера открывает рубежи, которые до этого были для подавляющего большинства фактически непроницаемы. Бывшее ранее ирреальным становится данным в опыт мистического и интуитивного постижения мироздания. И здесь следует обратить внимание: общение с иными мирами в Хэллоуин как раз с мистической точки зрения считается наиболее безопасным, так как они соединяются силой несомненно благого, солнечного бога.

Хэллоуин, Корженевский

Фото: pinterest.com

3. Празднование Хэллоуина говорит о принадлежности к цивилизованному миру. Показательно, что в постсоветских странах, совершивших демократический выбор, данный праздник – уже нечто само собой разумеющееся. Это касается Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Грузии. Их опыт обнаруживает стремление к формированию общемирового культурного и цивилизационного пространства, процессы которого не могут быть остановлены никакими местечковыми предрассудками, будь они национальными или религиозными. Итак, Хэллоуин – это утверждение интернациональности, диалога цивилизаций и единства человечества.

Хэллоуин, Львов, Корженевский

Хэллоуин во Львове. Фото: visitlviv.net

4. Хэллоуин культивирует и делает более тонким эстетическое восприятие действительности. Напротив, девицы-платочковицы или «злые бабки» в церкви эстетическим критериям, приемлемым для светской цивилизации, сознательно противостоят. А создание или пусть даже выбор костюмов, развивает фантазию и позволяет раскрыть в себе неизвестные черты, зачастую затушёванные под давлением мира обыденности.

православие, платочковица, Корженевский

Источник: platochkovica.narod.ru

5. И просто, Хэллоуин – это весёлый праздник с друзьями и прочими близкими людьми. Не следует отказывать себе в удовольствии празднования, ибо проявлениям радости и счастья препятствуют именно силы тёмные и проклинающие. Символический мир Хэллоуина создаёт то пространство радости, спонтанности, эстетизма и ощущения единства общечеловеческой культуры, которое не отягощено ветхим спудом «греховности», но оказывает очищающее и преобразующее воздействие.

Хэллоуин, Колорадо, Корженевский

Среди друзей… Фото: colorado.ourcommunitynow.com

Что же касается Витебска, нельзя не отметить, что празднование Хэллоуина приобретает здесь всё большую популярность. Разумеется, наиболее распространён он в молодёжной среде, которая в большей степени свободна от давления религиозных предрассудков. Пожелаем жителям города и всем «гражданам мира» содержательного, весёлого и творческого времяпровождения. Здесь уместно закончить статью традиционным викканским приветствием: Blessed be! (Будьте благословенны!)

Баффи, Гайлз, Хэллоуин, Корженевский

Из телесериала «Баффи – истребительница вампиров». Фото: paperdroids.com


  • Антоний Богоявленский

    Уважаемый автор, благодарю за внимание к моей публикации!

    В чем-то могу согласиться с Вами, и в некоторых моментах Ваша позиция даже близка мне. Но в целом Вы совершенно неверно поняли мою мысль о проклятии Хеллоуина.

    Главным обр., неверна Ваша посылка о манипуляции в моей статье: https://vkurier.by/112958 . «Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения» (Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996; то же подтвердят другие психологи). Что, на Ваш взгляд, я собирался скрыть, если идея статьи прямая — текст соответствует заявленной цели?

    От неверной начальной посылке в Вашей апологетической статье всё, к чему имеет отношение диакон Богоявленский, окрашено в черный цвет: православие, «Демон великодержавной государственности», чудаковатые прихожане (о них я «манипулятивно» писал здесь: https://vkurier.by/111620)… Так о чем Ваша эмоциональная статья, Георгий, — в защиту Хеллоуина или, все же, написана с целью поругаться и посмеяться над Православием, в котором крещено большинство белорусов?

    • Георгий Корженевский

      Ну, манипуляция, это прежде всего ловкость, которая предполагает и скрытость, и обман, и насилие над сознанием. И тут мой посыл заключается не в эмоциональности, смехе или ругательстве, как Вы предполагаете. Я показываю, что в Вашей статье очевидна апелляция к авторитету как высший критерий оценки того или иного явления, а это совершенно бездоказательно. Манипулятивное воздействие как раз и состоит в данной апелляции, и при этом ещё и собственной трактовке авторитета. Можно сказать и так: прямая Ваша цель – низвержение Хэллоуина, но есть же ещё и главная цель, стоящая за нею. И заключается она в том, чтобы вытеснить всё «чужеродное» и утвердить безальтернативность православия. Не зря же вы в публикации говорите о хождении в церковь и противостоянии влиянию дьявола.

      Сам посыл проклятия Хэллоуину манипулятивен и рассчитывает на чёткое и направленное
      психологическое воздействие. С этим нельзя баловаться, а то можно дойти до степени духовной деградации протоиерея Чаплина, на днях тут проклявшего россиян за «Матильду».

      И вот смотрите, даже в Вашем ответе опять проявляется пример манипуляции: как же
      так, поругаться и посмеяться над Православием, в котором ведь крещено большинство белорусов? Но тут надо задаться вопросом о качестве и сознательности этого крещения, особенно в младенчестве, которое ныне не имеет никакого отношения к «рождению в Духе». Это, скорее, для того, чтобы «пометить» человека и пространство: это наше и сюда никто не должен ходить. А к мистическому православию я отношусь положительно, и примеры соответствующих авторов привёл.

      • Антоний Богоявленский

        В моём скромном творчестве и в изложении христианской точки зрения на Хеллоуин нет ни скрытости, ни обмана, ни насилия над сознанием. Вы немного зациклились на трудах Карнеги и теперь всюду видите психотехнологии. Жаль.
        По поводу католической практики наряжать детей на Хеллоуин — это то, что я писал о Золушке.
        Так что в отношении указанных обвинений ваша статья борется с ветряной мельницей.
        Что же до критики Церкви — Ваше неприятие её я услышал. Если будет время, напишите feedback на другие мои статьи в Курьере, а там и обсудим.
        Кстати, я к Вам в Скайп стучусь.

        • Георгий Корженевский

          Да нет никаких обвинений и «ветряных мельниц». Я просто против церковного паразитизма на осознании людей, против церковной антиэволюционности и против догматического обскурантизма. Кто вам мешает попытаться просто нормально открыться, а не сидеть в своей богословской клетке, и воспользоваться Хэллоуином, как это делают католики и протестанты, наряжая себя и своих детей в ангелов и прочих позитивных мифологических сущностей? Да в ту же Золушку…)) В скайп Вы достучитесь, конечно, и обратная связь у нас, уверен, также состоится. Просто я не «человек-онлайн» ))))), не пасусь там часто, и не увлекаюсь излишней экстериоризацией.))

    • Кристина Лайт

      Полностью поддерживаю,в частности по поводу мнения психологической манипуляции

      • Антоний Богоявленский

        …которой я никогда не занимался…

  • Сергей Пересвет

    мммм. Начать с того что Самайн это не праздник и никогда им не был (меньше надо мурзилок читать, благо рисовское Наследие кельтов вполне на русский переведено, да и Бондаренко по теме почитать вполне можно). После чего по факту остаётся остаётся.. остаётся… Церковь — плохо патамушта плохо давайте назло маме уши отморозим.

    • Георгий Корженевский

      Самайн относится к аутентичным праздникам Колеса Года в современной Викке и западном оккультизме. Что касается наследия древних кельтов, оно как традиция не сохранилось в прямой передаче, и любые попытки с позиции мурзилок утверждать, что было и чего не было – это уровень научных или псевдонаучных предположений. Тем более, что Григорий Бондаренко в своей известной книге говорил только об ирландцах, да и вообще об определённом этапе этой кельтской традиции. Ведьмовство (Witchcraft) и оккультные организации – это совсем другое, и это не кельты, о которых я в своей статье как раз ничего и не говорю.

      По поводу «мамки» и «ушей» – это ведь применимо исключительно к церковноверующим, но сознание догматическое, конечно же, будет своё видение переносить на всех. Это ожидаемо…

      • Сергей Пересвет

        ну то есть искусственно созданная сборная солянка. Примерно как каноничный Хеллоуин с тыквами придуманный во 2й половине 19 века (у Баллантайна его генезис разобран подробно). Насчёт же несохранения традиции как раз ночь когда силы зла выходят на поверхность а холмы открываются вполне себе дожила до наших дней и её записывали ещё в 50е от живых носителей. Согласитесь, не особо походит на праздник — сидеть заныкавшись дома и наглухо закрыв все двери (да,костры жгли… но не для веселья а чтобы отогнать демонов и уж точно весёлых пиров не было, не тот повод ваще) и дрожать от каждого шороха. Ну как Хома Брут в круге, тоже наверно офигенно веселился.