Будь благословен, Хэллоуин! 5 пунктов, почему этот праздник отмечать всё-таки надо

Нужно одеваться в костюмы демонических персонажей, равно как животных, призраков и ангелических сущностей, при этом непременно весело проводя время

Хэллоуин, ведьма, Корженевский

Фото: crovalrentina.deviantart.com

Название статьи говорит, что она является ответом на публикацию в «Витебском курьере» диакона Антония Богоявленского, проклинаюшего Хэллоуин и призывающего ни в коем случае не одеваться в костюмы отрицательных, т.е. всяческих «тёмных» персонажей. Мы увидели в ней проявления манипулятивной риторики, впрочем, ожидаемой от представителей любой социально организованной религии. Самая показательная из статей диакона на сайте «Витебского курьера» посвящалась теме дьявола и утверждала, что защититься от демонов возможно посредством «системной духовной жизни». Данный посыл принять можно и должно, вот только в качестве обязательных условий этой «системности» указываются храмовая молитва и участие в церковных таинствах. Будто бы неведомо, что феномен «религиозного беса» не в меньшей степени реален и, следовательно, опасен. И когда автор рассказывает о «бесноватых», предстающих в обыденной жизни нормальными человеческими существами, но в храме кричащих «не своим голосом», через них очевиден пример влияния не каких-то внешних, а именно церковных бесов. Нужно всё-таки признавать своих…

бесноватые, православие, эгрегор, Корженевский

Под влиянием религиозной эгрегорики. Фото: youtube.com

Вернёмся к манипулятивной риторике, применяемой в статье против Хэллоуина. Конечно же, используется распространённый приём противопоставления «страшных» хэллоуинских картинок и красоты церковной иконописи с провоцирующим вопросом: что же вы хотите иметь в своей душе? Но дело как раз и заключается в том, что душа современного человека давно уже выросла из средневековых литургических одежд, и язык иконы не может быть близок представителям «светского гуманизма» не по причине их профанности и непросветлённости, а в силу ветхости самого этого языка. Между прочим, подавляющее большинство иллюстраций и фотографий, посвящённых Хэллоуину, отнюдь не являются отталкивающими.

Корнилов, Хэллоуин, Корженевский

Олег Корнилов. Хэллоуин. Фото: kornilov.com.ua

Далее утверждается, будто Хэллоуин и оккультно-языческий Самайн предполагают обязательное «заигрывание с нечистью». Здесь очевиден типичный манипулятивный приём, направленный на то, чтобы очернить «чужебесие» и защитить «своё», «исконное». Однако сами же социально организованные религиозные структуры ни от каких бесов не защищают и ни к какому спасению не приводят. Они существуют не для того чтобы «спасать», «освобождать» или «просветлять», а для того чтобы социализировать. Это и называется в соответствии с церковной терминологией «стадом». Мы вовсе не отрицаем реальность духовного содержания феномена мистического православия, среди представителей которых можно привести пример таких писателей, как Пётр Иванов или Степан Сорокин. Между прочим, творчество витебского художника Леонида Медведского также в значительной степени инспирировано мистическим православием. Но странно противопоставлять бесам структуру Русской православной церкви Московской Патриархии, создание которой вдохновлялось также бесами, стоявшими за тоталитарной советской державой и самим Демоном великодержавной государственности. На этом фоне претензии к оккультно-языческим демонам являются некорректными. Всё-таки нельзя ставить одних бесов выше других, и стоит дать людям свободу выбирать между ними, что было бы достойным в условиях гражданского общества.

Сталин, Патриархия, РПЦ, великодержавие, Корженевский

Фото: ostrova.org

Также в статье диакона есть случай то ли обмана, то ли неведения, когда он утверждает, будто все «традиционные конфессии» выступают с резкой критикой Хэллоуина. Судя по всему, под «традиционными конфессиями» подразумеваются католичество и некоторые номинации протестантизма. Однако в католической церкви нет единого мнения на этот счёт, и в ряде приходских школ Хэллоуин успешно отмечается. Некоторые приходы англиканской церкви поддерживают данный праздник, считая его проведение частью христианских традиций, посвящённых Дню всех Святых. А иные протестанты отмечают Хэллоуин в память о Реформации, празднование которой выпадает на 31 октября. Так что утверждение, будто бы «все как один» критикуют и не приемлют, есть как раз выражение тоталитарности сознания.

католичество, Хэллоуин, Корженевский

Католическая школа празднует Хэллоуин. Фото: cbcpnews.net

Среди прочих проявлений манипулятивной риторики бросается в глаза заявление, будто ряд костюмов Хэллоуина адресует послание Богу: «Я хочу умереть». Возможно тот Святодух русской национальной эгрегорики, существование которого Фёдор Достоевский разоблачил через уста старца Ферапонта в «Братьях Карамазовых», и считывает некоторые костюмы именно так, но это имеет отношение лишь к тем, кто активно практикует через РПЦ. И уж никак Бог Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна или Омара Хайяма не может воспринять одеяния, связанные с «мёртвыми» (в магии и оккультизме их более точно называют «не-мёртвыми»), будто бы сдачей билета в «жизнь вечную». Итак, Святодух проклинает и наказывает, а Единый Бог – никогда.

Достоевский, Ферапонт, православие, Святодух, Корженевский

Александр Хвыля в роли Ферапонта. Фото: wikipedia.org

Не будем останавливаться на других менее значимых манипулятивных проявлениях в публикации диакона Антония Богоявленского, а перейдём к вопросу, заявленному в заглавии нашей статьи: почему Хэллоуин современному человеку в постсоветском пространстве праздновать нужно. И при этом, конечно же, не испытывать никаких угрызений и терзаний под влиянием навязанных социальными религиями предрассудков. На самом деле оснований для празднования куда больше чем пять, но мы остановимся на этом числе, дабы сохранить баланс с публикацией диакона.

1. Хэллоуин культивирует спонтанность. Значение этого свойства человеческой психики нельзя переоценить, ибо спонтанность исторически подавлялась практически во всех иерархизированных обществах, так как выводила за пределы «коллективного отражения» мира. Иными словами – вносила разлад в его обусловленное социальное описание. В нынешних, более демократических обществах, спонтанность подавляется методами ещё в большей степени изощрёнными: феминизм, пацифизм, прагматизм, сциентизм, культ успеха – яркие их проявления. Хэллоуин оказывает психологически раскрепощающее воздействие, и одеяние зомби, к примеру, призвано магически отвести от себя социализированную роль «зомби-психоробота».

зомби, Хэллоуин, Корженевский

Фото: pinterest.com

2. Хэллоуин действительно расширяет границы восприятия и преодолевает границы между мирами. Связано это с сочетанием ряда сакральных дат, и, конечно же, прежде всего с языческим Самайном. Празднование Самайна начинается за три дня до 31 октября и заканчивается через три дня после этой даты. Согласно языческим традициям, в Самайн солнечное божество Лугх, который умер в Мабон, достигает со своими спутниками, умершими духами, границы мира мёртвых, чтобы вновь возродиться в Зимнее Солнцестояние. Отсюда и происходит возможность пересечения миров, ведь достижение мира мёртвых божеством подчеркнуто дневного характера открывает рубежи, которые до этого были для подавляющего большинства фактически непроницаемы. Бывшее ранее ирреальным становится данным в опыт мистического и интуитивного постижения мироздания. И здесь следует обратить внимание: общение с иными мирами в Хэллоуин как раз с мистической точки зрения считается наиболее безопасным, так как они соединяются силой несомненно благого, солнечного бога.

Хэллоуин, Корженевский

Фото: pinterest.com

3. Празднование Хэллоуина говорит о принадлежности к цивилизованному миру. Показательно, что в постсоветских странах, совершивших демократический выбор, данный праздник – уже нечто само собой разумеющееся. Это касается Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Грузии. Их опыт обнаруживает стремление к формированию общемирового культурного и цивилизационного пространства, процессы которого не могут быть остановлены никакими местечковыми предрассудками, будь они национальными или религиозными. Итак, Хэллоуин – это утверждение интернациональности, диалога цивилизаций и единства человечества.

Хэллоуин, Львов, Корженевский

Хэллоуин во Львове. Фото: visitlviv.net

4. Хэллоуин культивирует и делает более тонким эстетическое восприятие действительности. Напротив, девицы-платочковицы или «злые бабки» в церкви эстетическим критериям, приемлемым для светской цивилизации, сознательно противостоят. А создание или пусть даже выбор костюмов, развивает фантазию и позволяет раскрыть в себе неизвестные черты, зачастую затушёванные под давлением мира обыденности.

православие, платочковица, Корженевский

Источник: platochkovica.narod.ru

5. И просто, Хэллоуин – это весёлый праздник с друзьями и прочими близкими людьми. Не следует отказывать себе в удовольствии празднования, ибо проявлениям радости и счастья препятствуют именно силы тёмные и проклинающие. Символический мир Хэллоуина создаёт то пространство радости, спонтанности, эстетизма и ощущения единства общечеловеческой культуры, которое не отягощено ветхим спудом «греховности», но оказывает очищающее и преобразующее воздействие.

Хэллоуин, Колорадо, Корженевский

Среди друзей… Фото: colorado.ourcommunitynow.com

Что же касается Витебска, нельзя не отметить, что празднование Хэллоуина приобретает здесь всё большую популярность. Разумеется, наиболее распространён он в молодёжной среде, которая в большей степени свободна от давления религиозных предрассудков. Пожелаем жителям города и всем «гражданам мира» содержательного, весёлого и творческого времяпровождения. Здесь уместно закончить статью традиционным викканским приветствием: Blessed be! (Будьте благословенны!)

Баффи, Гайлз, Хэллоуин, Корженевский

Из телесериала «Баффи – истребительница вампиров». Фото: paperdroids.com

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА