Как Витебск и Киев связывает Казимир Малевич

малоизвестные факты биографии художника

Что связывает Витебск и Киев? Транспортное сообщение? Безусловно. Княгиня Ольга, памятник которой стоит в Киеве и которая считается легендарной основательницей Витебска? Не исключено. Но есть и еще одна точка соприкосновения наших городов. И это всемирно известный художник  Казимир Малевич.

Родившись в Киеве в 1879 году, Казимир Малевич прожил там до 17 лет, затем вернулся в 1928 году в качестве преподавателя Киевского художественного института, правда, только на два года.

dom-na-ulitse-bulonskoj-v-kieve_2

Дом, в котором проживала семья Малевичей, до наших дней не сохранился. Фото gordonua.com

В Витебске Казимир Северинович провел 2,5 года (с 1919 по 1922): преподавал в Народном художественном училище, создал объединение «Уновис», написал много текстов по теории искусства, в том числе самую значительную свою теоретическую работу «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

Если в нашем городе память о Марке Шагале увековечена в названии улицы и есть музей художника, то имя Казимира Малевича, к сожалению, не так известно витеблянам. А вот в Киеве в этом направлении уже сделано многое. Улица, где провел свое детство Казимир Северинович, носит его имя, а в Государственной Думе ведутся разговоры о том, чтобы и киевский аэропорт Борисполь переименовать в аэропорт Малевича.

киев, малевич, аллея

Аллея Малевича в Киеве. Фото Александра Лисова

Кроме этого, 2015 год был объявлен годом Малевича, праздновалось столетие самой, пожалуй, известной и спорной картины художника «Черный квадрат», а в столице Украины прошли Дни Малевича. Тогда же и зародилась идея провести международную конференцию, посвященную жизни и творчеству Казимира Севериновича. Поводом к организации научного форума стало открытие новых документов биографии мастера.

киев, александровский костел

Александровский костел в Киеве, где венчались родители Малевича и крестили его самого. Фото Александра Лисова

В октябре в Киеве на конференцию «Казимир Малевич: киевский аспект» собрались исследователи из многих стран мира. Среди них: профессор Сорбонны, организатор крупнейших выставок, посвященных Казимиру Малевичу, Жан-Клод Маркаде, известный специалист по русскому авангарду Андрей Наков, куратор выставок Патрисия Роулинг, старейший искусствовед, занимающийся изучением авангарда в Украине Дмитрий Горбачев и многие другие.

киев, конференция, малевич

Участники международной конференции. Фото из архива Александра Лисова

Организатором конференции выступила молодая исследовательница творчества Казимира Малевича, составитель книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930» Татьяна Филевская.

Беларусь на международном форуме представлял наш земляк, искусствовед, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова Александр Лисов.

Доклад читает Александр Лисов. Фото из архива респондента

Витебский искусствовед рассказывает о системе преподавания Малевича. Фото из архива Александра Лисова

Многие доклады конференции были посвящены именно киевскому периоду в жизни художника. Ведь, несмотря на то, что Казимир Малевич считается одним из самых изученных художников в мире, документов киевского периода было известно совсем немного. В прошлом году в руки Татьяне Филевской попал архив киевского художника Марьяна Кропивницкого, который в свое время сохранил около сотни документов, касающихся жизни Малевича в Киеве, в том числе и пять его статей о современном искусстве, четыре из которых ранее не публиковались. На основе этого архива Татьяна Филевская подготовила на украинском языке книгу «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930». Однако до Киева Казимир Северинович работал преподавателем у нас в Витебске. Вот что рассказывает об этом Александр Лисов:

«Преподавать в Киеве Казимир Северинович начал уже после того, как поработал в Москве и в Витебске, – отмечает Александр Геннадьевич. – И сравнительный анализ витебского и киевского периодов в жизни художника наглядно позволяет увидеть эволюцию его педагогических принципов, проследить, как меняется характер его педагогической системы. Если в Витебске она сложилась, то в Киеве уже доведена до определенной степени совершенства».

Александр Лисов и старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар. Фото из архива респондента

На экскурсии вместе со  старшим научным сотрудником Третьяковской галереи Ириной Вакар. Фото из архива Александра Лисова

Александр Лисов на конференции представил доклад, посвященный деятельности Казимира Малевича по распространению своей системы преподавания во всероссийском масштабе. Об этом периоде в жизни великого художника можно говорить благодаря дневнику Льва Юдина, ученика Малевича в Витебске, который посещал занятия мастера, затем вслед за ним отправился в Ленинград. Юдин погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Долгое время архив, в том числе витебский дневник 1921-1922 годов, хранился у вдовы Юдина Марии Гороховой. Сегодня же архив Юдина находится в собрании отдела рукописей Русского музея.

Интересно, что в своих записях Лев Юдин не только фиксировал мысли Малевича, записывал задания, которые получали от него учащиеся, но и делал небольшие зарисовки.

На экскурсии по киевским местам Малевича. Фото из архива Александра Лисова

На экскурсии по киевским местам Малевича. Фото из архива Александра Лисова

«Главная особенность дневника, с которым мне посчастливилось познакомиться, это то, что он «живой», – продолжает рассказ Александр Геннадьевич.– Юдин был не самым подготовленным учеником, но очень старательным. В дневнике четко прослеживается, что он хочет разобраться в проблеме, сам дойти до ее решения. Да и Малевич был хорошим преподавателем: давал ученикам такие здания, которые вынуждали их превращаться в исследователей».

киев, малевич, мурашко

Здание школы Николая Мурашко, в которой учился Казимир Малевич. Фото Александра Лисова

В рамках киевской конференции также прошли выставки и показы, но наиболее запомнилась всем экскурсия по киевским местам Малевича. Участники конференции смогли увидеть улицу, названную в честь художника, где до 1982 года существовал дом старшей сестры отца Казимира Севериновича, здание художественной школы Николая Мурашко, где учился будущий основоположник супрематизма, и другие объекты.

киев, малевич, институт

Здание Киевского художественного института, в котором преподавал Казимир Малевич. Фото Александра Лисова

«Конференция дала возможность исследователям еще раз обратиться к фактам киевской биографии Казимира Малевича, – подытоживает Александр Лисов. – В первую очередь, она полезна для анализа эволюции его педагогической системы. В будущем планируется издание сборника докладов конференции, который, несомненно, обогатит историю авангардного искусства и будет интересен исследователям биографии и творчества великого художника во всем мире».

2 комментария

    • ВК час ад часу падае матэрыялы на беларускай мове. І, зразумела, мы будзем рабіць гэта і надалей)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *