Валерий Лебёдко: искусство мистического безмолвия

В Витебском художественном музее проходит выставка картин художника, посвящённая его памяти

Лебедко, живопись, сновидение, Корженевский

В. Лебёдко. Сон Надежды. 1993 г.

Валерий Лебёдко родился в деревне Езерище Городокского района Витебской области в 1951 году. Смерть его настигла в марте 2016 года в Минске, а погребён он на витебской земле, на Мазуринском кладбище. Выставка памяти художника открылась 19 августа, а на следующий день хоронили другого известного мастера, выдающегося акварелиста Александра Карпана, на том же кладбище. Будучи на похоронах Александра Карпана, мы навестили могилу Валерия Лебёдко и сделали снимок. Смерть Валерия Лебёдко также можно назвать ранней и неожиданной, и по словам некоторых коллег живописца, её мог ускорить поистине огромный объём деятельности художника.

Лебедко, кладбище, Витебск

Могила Валерия Лебёдко. Фото Георгия Корженевского

Биография Валерия Лебёдко раскрывает жизненный путь человека, достигшего большой известности, признания и степени влияния в своих кругах. Окончив витебский худграф, он защищал кандидатскую и докторскую диссертации в Москве, и в итоге остался в «сердце России». Валерий Лебёдко был заведующим кафедрой рисунка Московского государственного педагогического университета, и одновременно с этим проректором по учебной работе и заместителем председателя диссертационного совета. Он являлся членом двух академий – РАН и РАЕН, весьма различных по своим принципам и репутации, и трёх творческих союзов художников – белорусского, российского и Международной Федерации Художников. Казалось бы, это должно оставить отпечаток на личности художника, придав известного рода формально-бюрократические черты. Однако ничего подобного не произошло, о чём свидетельствует глубочайшая мистическая подлинность живописи Валерия Лебёдко.

Лебедко, живопись, полёт, мистицизм, Корженевский

В. Лебёдко. Мечта. Моё детство. 1989 – 1990 гг.

Как отметил искусствовед Александр Лисов на открытии выставки, художнику-педагогу, который отдаёт значительную часть своего времени и своих усилий ученикам, для себя и для собственного творчества остаётся очень мало места. Очевидно, что в своём творчестве, Валерий Лебёдко выражал самое сокровенное в собственном видении реальности. Его искусство отличают интроверзия, ретроспективность и погружённость в национальную стихию. Не зря председатель Белорусского союза художников Светлана Баранковская сказала, что Валерий Лебёдко всё равно остаётся витебским художником и несёт в своём творчестве Витебскую художественную школу. Действительно, обосновавшись в Москве, Валерий Лебёдко никогда и не отрывался от своих корней. Это присуще для человека, выросшего в естественной среде. Он каждый год приезжал на Витебщину и принимал участие в различных пленэрах.

Витебсщина, Богозино, пейзаж, живопись, Лебедко, Корженевский

В. Лебёдко. Витебщина – озёрный край. Богозино – брошенная деревушка. 1993 – 1995 гг.

На открытии выставки присутствовала дочь Валерия Лебёдко, которая отдаёт в дар Витебскому художественному музею три картины своего отца, гармонично объединившего в течении своей жизни три ипостаси: художника, учёного и педагога. К этой мысли возвращались многие выступавшие. Друг живописца Олег Сковородко говорил о глубокой обобщённости работ своего коллеги, умении акцентировать главный смысл. Художник Александр Слепов отметил особое настроение в пейзажах Валерия Лебёдко и его сущностную приверженность классическому искусству:

Не прочитав, что это сделал он, можно подумать, что картину создали старые мастера.

Витебск, Лебедко

На открытии выставки в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Действительно, пейзажи Валерия Лебёдко отличаются насыщенностью цвета и основаны на традициях классической школы, при этом обладая неповторимостью содержания и выражения художником своего мировидения. Они наполнены особым духом белорусскости и атмосферой переживания чудесного в национальном пространстве. Ряду произведений присуща сумеречная поэтика, что подчёркивает мистический характер изображаемой реальности. Художник вкладывает в картины максимальную полноту пережитых чувств и смысла, оттого они достигают той степени обобщённого выражения, когда могут постигаться путём включения особых свойств восприятия, превышающих возможности объяснения посредством человеческого языка. Оттого в картинах Валерия Лебёдко царит такое содержательное и всепоглощающее безмолвие.

Лебедко, живопись, пейзаж, закат, сумерки, Корженевский

А. Лебёдко. Последний луч. 1993 г.

На выставке из семейного собрания, кроме пейзажей представлены также портреты, натюрморты и картины мистического содержания. Многие работы художника имеют символический характер, в них явлены темы сна и сновидения, архетипические образы, состояния природы, выражающие идею «перехода» к иным возможностям осознания и планам бытия. В «Автопортрете», созданном Валерием Лебёдко в молодые годы, живописец предстаёт на фоне «литовского креста» и Луны, выглядывающей из облаков. Выражение его лица спокойно, сосредоточенно и вглядывается в даль. Здесь кроется указание на природу творчества художника: созерцательность, медитативность и ощущение полноты существования в пространстве национальной традиции, которая, как бы не была сокрыта тучами исторического времени, откроется взору подлинного творца.

Лебедко, автопортрет, живопись, Корженевский

В. Лебёдко. Автопортрет. 1976 г.