В Витебском художественном музее проходит выставка картин художника, посвящённая его памяти
Валерий Лебёдко родился в деревне Езерище Городокского района Витебской области в 1951 году. Смерть его настигла в марте 2016 года в Минске, а погребён он на витебской земле, на Мазуринском кладбище. Выставка памяти художника открылась 19 августа, а на следующий день хоронили другого известного мастера, выдающегося акварелиста Александра Карпана, на том же кладбище. Будучи на похоронах Александра Карпана, мы навестили могилу Валерия Лебёдко и сделали снимок. Смерть Валерия Лебёдко также можно назвать ранней и неожиданной, и по словам некоторых коллег живописца, её мог ускорить поистине огромный объём деятельности художника.
Биография Валерия Лебёдко раскрывает жизненный путь человека, достигшего большой известности, признания и степени влияния в своих кругах. Окончив витебский худграф, он защищал кандидатскую и докторскую диссертации в Москве, и в итоге остался в «сердце России». Валерий Лебёдко был заведующим кафедрой рисунка Московского государственного педагогического университета, и одновременно с этим проректором по учебной работе и заместителем председателя диссертационного совета. Он являлся членом двух академий – РАН и РАЕН, весьма различных по своим принципам и репутации, и трёх творческих союзов художников – белорусского, российского и Международной Федерации Художников. Казалось бы, это должно оставить отпечаток на личности художника, придав известного рода формально-бюрократические черты. Однако ничего подобного не произошло, о чём свидетельствует глубочайшая мистическая подлинность живописи Валерия Лебёдко.
Как отметил искусствовед Александр Лисов на открытии выставки, художнику-педагогу, который отдаёт значительную часть своего времени и своих усилий ученикам, для себя и для собственного творчества остаётся очень мало места. Очевидно, что в своём творчестве, Валерий Лебёдко выражал самое сокровенное в собственном видении реальности. Его искусство отличают интроверзия, ретроспективность и погружённость в национальную стихию. Не зря председатель Белорусского союза художников Светлана Баранковская сказала, что Валерий Лебёдко всё равно остаётся витебским художником и несёт в своём творчестве Витебскую художественную школу. Действительно, обосновавшись в Москве, Валерий Лебёдко никогда и не отрывался от своих корней. Это присуще для человека, выросшего в естественной среде. Он каждый год приезжал на Витебщину и принимал участие в различных пленэрах.
На открытии выставки присутствовала дочь Валерия Лебёдко, которая отдаёт в дар Витебскому художественному музею три картины своего отца, гармонично объединившего в течении своей жизни три ипостаси: художника, учёного и педагога. К этой мысли возвращались многие выступавшие. Друг живописца Олег Сковородко говорил о глубокой обобщённости работ своего коллеги, умении акцентировать главный смысл. Художник Александр Слепов отметил особое настроение в пейзажах Валерия Лебёдко и его сущностную приверженность классическому искусству:
Не прочитав, что это сделал он, можно подумать, что картину создали старые мастера.
Действительно, пейзажи Валерия Лебёдко отличаются насыщенностью цвета и основаны на традициях классической школы, при этом обладая неповторимостью содержания и выражения художником своего мировидения. Они наполнены особым духом белорусскости и атмосферой переживания чудесного в национальном пространстве. Ряду произведений присуща сумеречная поэтика, что подчёркивает мистический характер изображаемой реальности. Художник вкладывает в картины максимальную полноту пережитых чувств и смысла, оттого они достигают той степени обобщённого выражения, когда могут постигаться путём включения особых свойств восприятия, превышающих возможности объяснения посредством человеческого языка. Оттого в картинах Валерия Лебёдко царит такое содержательное и всепоглощающее безмолвие.
На выставке из семейного собрания, кроме пейзажей представлены также портреты, натюрморты и картины мистического содержания. Многие работы художника имеют символический характер, в них явлены темы сна и сновидения, архетипические образы, состояния природы, выражающие идею «перехода» к иным возможностям осознания и планам бытия. В «Автопортрете», созданном Валерием Лебёдко в молодые годы, живописец предстаёт на фоне «литовского креста» и Луны, выглядывающей из облаков. Выражение его лица спокойно, сосредоточенно и вглядывается в даль. Здесь кроется указание на природу творчества художника: созерцательность, медитативность и ощущение полноты существования в пространстве национальной традиции, которая, как бы не была сокрыта тучами исторического времени, откроется взору подлинного творца.