Представитель современной Витебской художественной школы выставил свои работы в двух городах России, имена которых у всех на слуху.
Картины Олега Сковородко имеют очень широкую географию экспозиций. Так в одной из недавних статей мы писали о выставке в пригороде Парижа, где он вместе с некоторыми другими художниками представлял Витебск и Беларусь. Были и другие громкие, отнюдь не только групповые, но и персональные выставки. В мастерской художника мы могли ознакомиться с весьма широкой их географией.
На последнем из приведённых нами свидетельств, а именно на нинбургской открытке, где Олег Сковородко назван значительным белорусским представителем модерна, всё-таки задаётся вопрос о его творческой родословной. Безусловно, модерн является достойным истоком его творчества, и прямых причин можно назвать три.
Во-первых, для модерна характерен огромный интерес к миру традиции и архаики, и многим представителям этой эпохи было присуще стремление проникнуть в глубинные истоки духовных культур человечества. Характер художественной условности, проявленный в картинах Олега Сковородко, придаёт произведениям тот уровень обобщения, который роднит его с языком сакрального символизма. К тому же ряд тем у живописца прямо пересекаются с миром традиции.
Во-вторых, ярко выраженный лиризм живописи Олега Сковородко прямо исходит из влияния на его творчество представителей русской лирики модерна. И главным из них для художника является Сергей Есенин. Потому и преломление традиции у Олега Сковородко совершенно особое: чувственность имеет здесь огромное значение. Это позволяет относить духовное содержание творчества художника в большей степени к южному, гондваническо-лемурианскому типу.
Третья причина принадлежности истоков его творчества модерну исходит из того, что сам художник представляет Витебскую художественную школу. А ведь те легендарные мастера, которые заложили её истоки, творили в эпоху модерна. Более того, эта запечатлённость модерном характерна и для других очень видных представителей современной Витебской художественной школы, таких как Николай Дундин или Олег Захаревич.
Выставка работ Олега Сковородко проходила в Вологодской области, то есть в самом областном центре, и в Череповце, крупном промышленном центре, входящем в состав области. Мы встретились с художником, который нам и рассказал о своих впечатлениях от мест, в которых он побывал, и организации там художественной жизни.
Предыстория организации выставки…
Около трёх лет назад я в составе ещё нескольких художников из Беларуси посетил Вологду и Череповец. Мы работали там на пленэрах. Финансовую организацию взял на себя наш поэт и коллекционер Олег Голубев. По пути мы посетили множество достопримечательностей, имеющих отношение к духовным традициям, такие как Данилов монастырь и Ферапонтов монастырь. В Ферапонтовом монастыре мы видели росписи Дионисия, его произведений вообще мало сохранилось, а там целый собор, который он расписал со своими сыновьями. А жили мы в имении Игоря Северянина, известного поэта Серебряного века. По итогам пленэра меня и пригласили сделать выставку.
О содержании выставки.
Тема выставки выбирались свободно. Я представил лирическую тематику: фигуративные композиции, натюрморты, белорусские пейзажи, портреты. Всего было экспонировано 35 работ.
Об открытии выставок в Вологодской области
20 августа выставка открылась в Череповце, в выставочном зале Череповецкого музейного объединения. Там есть прекрасное собрание древних икон, начиная с XIV века. Со мной был поэт Олег Голубев, он читал стихи, особенно просили на беларускай мове и очень бурно аплодировали. Выставка закончилась 23 сентября, а потом её пригласили в здание Законодательного собрания Вологодской области, где экспозиция была уже закрытой… Она продолжала свою работу с 28 сентября по 20 ноября.
О художественной жизни в Череповце
На открытии выставки в Череповце было много местных художников. Само Череповецкое отделение Союза художников России насчитывает 78 человек. Если сравнить с нашей Витебской областью, на сегодняшний момент у нас 102 члена Витебской областной организации Белорусского союза художников. Выставка была принята благожелательно, говорили, что это свежо и новое слово. Я ознакомился с их экспозициями, там, где они были. Это художники в большей степени реалистического плана. Есть хорошие мастера, они прекрасно владеют и кистью, и цветом, и обладают глубоким художественным мышлением.