«PRINTART»: художники, которые создали свой мир…

В Витебском центре современного искусства демонстрируется выставочный проект галереи «SEMINART», объединивший искусство Ильи Сёмина, Павла Игнатьева и Андрея Яковлева

Сёмин, Витебск, Псков, PRINTART

Выступает Илья Сёмин. Фото Георгия Корженевского

Галерея Ильи Сёмина, названная по имени её создателя, объединяет художников, работающих в сфере искусства подчёркнуто современного. Здесь и авангард, и абстрактное искусство, и андеграунд, и ряд иных направлений в искусстве и культурных течений – всё, что имеет отношение к идейному нонконформизму и направлено на поиск новых изобразительных возможностей и слом барьеров восприятия. Так, проект Илья Сёмина «Галерея воздуха» посвящён, по словам художника, городу, который смотрит в прошлое, и для которого нужна реабилитация имён. Речь идёт, конечно же, о его Пскове, где и находится культивирующая нестандартный подход к поиску изобразительных средств галерея «SEMINART». Зритель становится свидетелем нового видения городской среды и окрестностей, раскрывающего и акцентирующего пространственные смыслы:

Я погружаю холст в новую среду. Привычное существование на стене или на мольберте вдруг нарушается. Я играю с пейзажем.  

Сёмин, Витебск, Псков, Воздух, PRINTART

Илья Сёмин. Галерея Воздуха. Фото Георгия Корженевского

Такой пейзаж предстаёт не в рамках классической двухмерности, он реализует задачу вторжения в пространство бытия, и как говорил сам художник, осуществляется замысел «прыгнуть со стены в среду». На выставке представлены ещё два проекта Ильи Сёмина: «Визуализация стихотворного текста» и «Фантом Пенелопы». Автор работ призывает рассматривать все представленные проекты как элементы, ибо каждый из них «является частью чего-то большего», ведь зрители по сути видят фрагменты больших «Фестивалей художников», проводимых в «SEMINART᾿е». «Визуализация стихотворного текста» посвящена памяти поэта Евгения Шешолина и изобразительному осмыслению контекста его стихотворных произведений. А «Фантом Пенелопы» возник как результат проникновения в мифологический потенциал «мерзких сайтов» – так в ультрасовременном находит своё отражение вечное и вневременное.

PRINTART, Сёмин, Пенелопа, Корженевский

Илья Сёмин. Фантом Пенелопы. Источник: seminart.ru

Столь же мифологическими предстают работы Павла Игнатьева. Здесь также причудливое соединение самой глубокой архаики и заходящего очень далеко постмодерна. Его профессиональная деятельность реставратора накладывает явный отпечаток и на его произведения. Глубинная мифологическая реальность выражается в осязаемости образов и проекций внутреннего мира художника.

Игнатьев, Сёмин, Псков, PRINTART

Произведения Павла Игнатьева и Ильи Сёмина. Фото Георгия Корженевского

Род деятельности Андрея Яковлева, который во внешнем мире является юристом, в той же значительной степени сказался на характере произведений. Его сюрреалистическое творчество отмечено смысловой множественностью деталей и их совершенной композиционной и содержательной упорядоченностью. На открытии выставки он рассказывал о своём проекте «Жажда и время» как пути возведения, казалось бы, разрозненных элементов, воспринимаемых изнутри глобального социума, к их осмыслению в целостной перспективе:

Серия моих работ – это не серия спонтанных эмоций, но, скорее, некая компиляция своих размышлений на конкретную заданную тему, подведение итогов определённой темы у себя внутри. Очень важно для любого получать знание не какими-то урывками, ибо человека окружает поток фрагментарной информации. Одной из черт характера юриста вообще является склонность к детализации, дотошности и упорядоченности. И мне очень важно под множеством фрагментарных деталей подвести определённую черту, выстроить стройную композиционную фигуру от А до Я. Когда накапливается достаточный мотив знаний и мыслей, он требует известного итога, который выражается в определённой серии работ. Я надеюсь, что воспринимающих зрителей это тоже будет подталкивать к осуществлению подобных действий.

PRINTART, Сёмин, Яковлев, Витебск

Выступает Андрей Яковлев. Фото Георгия Корженевского

Все же представленные произведения в совокупности входят в единую концепцию «PRINTART», это название и самой выставки в Витебском центре современного искусства. То есть, как пояснил Илья Сёмин, данные работы представляют собой принты, напечатанные на принтере, и претендующие на то, чтобы являться художественными произведениями. Таким образом принтер неожиданно выступает как инструмент для создания произведений искусства. Илья Сёмин также является и создателем понятия «принтарт», впервые встречающегося именно в его концепции. Здесь мы становимся свидетелями парадоксальной ситуации, которые характерны для нашего мира вообще: казалось бы, технология, не имеющая отношения к искусству и основанная на чистом репродуцировании, становится средством проявления уникального творчества.

Яковлев, время, PRINTART

Андрей Яковлев. Жажда и время. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки, состоявшемся 30 июля, среди присутствующих были витебские художники, с которыми у галереи «SEMINART» уже налажены связи, или планируются творческие проекты. Это Алексей Кравченко, Виктор Шилко, Анастасия Ганчарова, Кирилл Дёмчев. Кстати, в данной галерее уже выставлялись такие известные представители современной Витебской художественной школы, как Александр Малей и Галина Васильева. «SEMINART» объединяет вокруг себя подлинно творческих личностей, предлагающих собственные, уникальные ответы на «проклятые вопросы современности». Как говорил Илья Сёмин, сам он является сторонником горизонтальных связей, когда объединяются люди, для которых характерны самостоятельные поиски и пропускающие происходящие в мире процессы через себя:

Нужно обязательно сегодня не имитировать, а найти настоящее событие, на него отреагировать, и тогда ты получишь событие в искусстве и для зрителя.

Духовников, Лалыко, Кравченко, Витебск, ВЦСИ, PRINTART

Среди посетивших открытие выставки: художники Андрей Духовников, Борис Лалыко, Алексей Кравченко, искусствовед Алексей Лисов. Фото Георгия Корженевского

Илья Сёмин не верит в возможность влияния на широкие массы людей, их научение высоким идеалам. Как он полагает, подобный идеализм закончился фашизмом. Истоки субъектности не соотносятся с «коллективными ценностями», которые являются основаниями толпообразования. Открытие выставки «PRINTART» и состоявшийся диалог были удачными, потому что в тот день собрались творческие люди, не подверженные химерам коллективизма. Илья Сёмин не верит в понимание или правоту массы, ибо для него, как для всякого подлинного и искреннего художника, куда важнее качественное сообщество близких по духу людей. В силу этой качественности оно всегда является небольшим, однако приоритеты внутренней и творческой эволюции будут способствовать развитию каждого:

Я надеюсь на маленькую группу людей, от рождения склонных к творческому поиску и развивающих свои таланты.

PRINTART, Сёмин, Яковлев, Ге, ВЦСИ, Витебск

Илья Сёмин, ст. научный сотрудник ВЦСИ Елена Ге, Андрей Яковлев на открытии выставки «PRINTART». Фото Георгия Корженевского


  • Грицкевич

    Ну вот, оказывается господин Корженевский может написать что-то вменяемое.
    Но яда он всё же, добавил, куда без него.
    «Коллективные ценности» у него в кавычках. Они, по его мнению, мнению просвещенного европейца, — «основания толпообразования». Слово-то какое, «толпообразование»! Читаем, опять же, о «химерах коллективизма» и неверие в «понимание и правоту масс».
    Не зря, не зря работаете господин Корженевский.

    • Георгий Корженевский

      Что-то вас опять бомбит…)))))) Ну, оно понятно, вы не просвещённый европеец, а как сказал бы Дон Хуан «скучный номер». Я бы ещё уточнил: ДОХЛЫЙ НОМЕР!)))))))