Таинственный город

Неизведанные грани мистических реальностей Витебска и неожиданные символические ассоциации можно увидеть на традиционной выставке «Портрет города»

Литвин, живопись, мотоциклист, Витебск

Пусть проекту и исполняется, казалось бы, всего лишь семь лет, но традиционным его можно назвать смело. Ибо данная идея назрела задолго до её осуществления, учитывая как глубокую духовную историю города, так и наличие более чем достаточного количества талантливых художников, которые могут осуществить столь серьёзную творческую задачу. К тому же «семёрка» – число мистическое и сакральное, оно выражает священную космологию. И новая выставка в полном соответствии с этим символизмом раскрывает неизведанные мистические выси и глубины города, неповторимые черты его сакральной географии.

Шамшур, живопись, Витебск, костел

Вячеслав Шамшур. Костёл св. Варвары. 2016 г.

В то же время нельзя сказать, что экспозиция смотрит в прошлое. В ней проявлены и вполне современные энергии, врывающиеся в пространство. Их активность и темперамент также характеризует тонкоматериальную структуру города. Когда мы говорим о мистическом и таинственном, речь не обязательно идёт о давно ушедших днях. Ведь и современность есть понятие весьма условное, не обладающее стабильностью и неизменностью. Она проносится сквозь человеческое существование, подобно эксцентричному и исступлённому мотоциклисту Алексея Литвина.

Литвин, живопись, мотоциклист

Алексей Литвин. Мотоциклист. 2016 г.

Нынешний «Портрет города» выделяется многими пейзажными работами, для которых характерна различная степень художественной условности. В них могут проглядываться как природные, так и урбанистические ландшафты. Во всех случаях это глубоко прочувствованная энергетика пространственной среды, передающая состояние от предельной динамической мобилизации до глубокого и радостного созерцательного покоя.

Федорец, Витебск, напильник

Владимир Федорец. Напильник. 2016 г.

Наряду с работами, выражающими прекрасное и возвышенное, есть картины пронизанные неизбывной тревогой, которой наполнена современная действительность. Они выражают расчеловеченный мир «скорлуп», оторванных от источника духовного света и погружённых в среду, где господствует чистое количество. В ней происходит потеря подлинной антропологической идентификации. Картина Валентины Ляхович «Манекены, потерявшие голову на свалке», демонстрирует эту инфернальную яму сброшенных в безысходность обезличенного социума загубленных душ.

Ляхович, манекены, клипот, расчеловечивание, скорлупы, тревога

Валентина Ляхович. Манекены, потерявшие голову на свалке. 2012 г.

На выставке мы можем увидеть также произведения художников, казалось бы, не имеющие прямой связи с городской реальностью. Это работы, созданные по принципу ассоциаций и аналогий, которые пробуждает бытие в витебской культурной среде. В них подчёркнуто проявляются символические и метафорические смыслы, они проводят прямые духовные мосты с универсальным содержанием общечеловеческой культуры. Таковы, например, произведения Андрея Духовникова, Елены Гуриной, Кирилла Дёмчева.

Гурина, Харон

Елена Гурина. Ладья Харона. 2014 г.

По сравнению с некоторыми иными знаковыми и важными мероприятиями, приуроченными ко Дню Витебска, открытие выставки «Портрет города» в Витебском центре современного искусства на ул. Белобородова, 5, состоявшееся 23 июня, прошло не так широко замеченным. Однако экспозиция заслуживает самого пристального внимания, так как выражает подлинность духовной жизни города. Сквозь доступную всем внешнюю действительность, которую можно передать посредством самой непритязательной фотографии, произведения художников обнаруживают глубинную реальность спиритуального и мистического Витебска.

Сидоров, Науменко, Витебск

Игорь Сидоров и Дарья Науменко. Фото Георгия Корженевского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *