От Галереи «На Каширке» до музея на Большой Пироговской: Андрей Духовников в Москве

Графические работы витебского художника нашли признание в столице России и будут приобретены Музеем М.А. Булгакова

Духовников, графика, Москва, Берлиоз, Корженевский

Графика Андрея Духовникова

Выставка графики Андрея Духовникова по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», известному своим магическим содержанием и глубокой мистической концепцией взаимодействия сил Света и Тьмы, состоялась в Галерее «На Каширке». Она была приурочена к широко отмечавшемуся 125-летию со дня рождения любимого многими писателя. Экспозиция называлась «Вымышленная реальность. “Мастер и Маргарита”», и кроме витебского художника в ней участвовали Татьяна Фёдорова из Москвы и Андрей Карапетян из Санкт-Петербурга.

Духовников, Булгаков, Коровьев, Фагот, Азазелло, Корженевский

Графика Андрея Духовникова

Графические работы Андрея Духовникова отличаются совершенно особой возвышенностью, проявляющейся в выражении эфемерности окружающего мира, непривязанности к обусловленным формам, господстве стихии воздуха и непрерывном потоке зыбких манифестаций. Всё это роднит по духу его произведения с изобразительным искусством дзенских и даосских мастеров. Даже в названиях своих графических работ он подчёркивает их импровизационную природу, их философскую «беспочвенность» и «безосновность», интуитивный подход к творческому процессу. Потому говоря о возвышенном характере его работ, мы всё же не отнесли бы их к «вымышленной реальности». Скорее, здесь речь будет идти о более утончённом взгляде, прозревающем в подлинную реальность атмосферы булгаковского мира сквозь толщу привычных материальных вещей.

Духовников, Булгаков, Москва, мистика, Корженевский

Графика Андрея Духовникова

Создание произведений по творчеству Михаила Булгакова будет являть собой целый проект, о котором известный художник и директор Витебского центра современного искусства поведал в интервью. Также он рассказал нам о своём восприятии мира писателя и начале работы в Москве нового выставочного пространства – музея-квартиры Михаила Булгакова на Большой Пироговской. Это пространство входит в структуру всемирно известного Музея М.А. Булгакова.

Духовников, Москва, Булгаков, Корженевский

Здесь находится музей-квартира М. Булгакова на Большой Пироговской. Фото Андрея Духовникова

– Как пришла идея создания графических работ по роману Михаила Булгакова: они предназначались именно к этой выставке или же создавались без какого-либо конкретного повода?

А. Духовников. Это был процесс… Он имел начало ещё во времена, когда я только приступал к знакомству с «Мастером и Маргаритой» и вообще с произведениями Михаила Булгакова. Специально ничего не делалось. Когда мне поступило предложение выставиться в Галерее «На Каширке», часть рисунков уже была. Времени у меня оставалось достаточно, я переработал то, что у меня имелось, и создал новые произведения для этой серии. У меня не было цели иллюстрировать. «Мастера и Маргариту» проиллюстрировали уже много раз, и очень хорошие художники, и не очень. Я сделал серию около 50-ти работ, а потом прошёл процесс отбора. В итоге было отобрано 24 работы, которые участвовали в выставке. «Мастер и Маргарита» и Булгаков вообще – это тема всегда живая…

Духовников, Витебск

Андрей Духовников. Фото Георгия Корженевского

– Каким образом произошло Ваше первое знакомство с романом «Мастер и Маргарита»? Какие тогда сложились впечатления?

А. Духовников. Никаких особых воспоминаний не осталось. Когда я учился в школе, у учительницы литературы, которая вела и уроки внеклассного чтения, были две большие синие тетрадки в крупные клетки, и она вслух нам читала из них «Мастера и Маргариту». Там был текст, сокращённо переписанный из романа. Тогда для меня что «Мастер и Маргарита», что «Три мушкетёра» было всё одно. Уже потом, когда повзрослел, я стал сознательно читать серьёзные книги, такие как «Бег», «Собачье сердце» и другие… А в художественном творчестве булгаковские темы у меня время от времени появлялись. Так, мне очень близка библейская тематика Иешуа.

Духовников, Иешуа, Булгаков, графика, Корженевский

А. Духовников. Пророк

– Расскажите о Ваших впечатлениях от самого празднования 125-летия Михаила Булгакова в Москве.

А. Духовников. Меня не было на самих торжествах, так как я не хотел расплескать все эмоции. Перед этим меня пригласили на выставку «Рукописи не горят», состоявшуюся на Большой Пироговской, где находится квартира Булгакова, в которой он жил. Меня впечатлило это новое пространство. Там выставлено знаменитое письмо Михаила Булгакова Правительству СССР и Иосифу Сталину, личные документы, рукописи «Мастера и Маргариты». Это обычная квартира, до того там размещалось домоуправление, где находились сантехники, где делали всякие мётлы и была куча разного хлама. Всё это выбросили, стены покрасили серым цветом и выставили экспонаты.

Булгаков, Сталин, Корженевский

Подлинник обращения Михаила Булгакова к Правительству СССР. Фото Андрея Духовникова

На выставке было много людей, тем более, это очень серьёзный культурный бомонд Москвы. И я убедился, насколько тема Михаила Булгакова жива в столице России. Много говорилось о будущей реставрации этого будущего музея на Большой Пироговской. В том виде, в каком сейчас его можно увидеть, он просуществует недолго, приблизительно до конца августа. После его закроют и будут реставрировать. И когда ходишь по дому, где совершенно точно жил Михаил Булгаков, впечатления получаешь неповторимые. Этот день, пятница 13-е, был незабываем. За музеем на Пироговской действительно будущее. Там дух Булгакова.

Булгаков, Сталин, Духовников, Корженевский

Запись телефонного разговора со Сталиным. Фото Андрея Духовникова

Я два часа провёл на выставке, читая тексты. Есть также вырезки из старых газет с поношениями Михаила Булгакова. Сейчас очень многое замыливается, когда воспринимаешь через вторичные источники, а здесь мне понравилась свежесть восприятия, которой экспозиция способствует. Именно в этом доме, с руководством данного музея прошли переговоры о приобретении моих работ. Также говорили о новой выставке. У них очень интересный проект по Михаилу Булгакову.

Булгаков, РАПП, Латунский, Корженевский

От «критика Латунского». Фото Андрея Духовникова

Вообще, художники очень много калькируют друг у друга, ну, понятно, например, каково описание Бегемота… Я отказался от этого, у меня было исключительно интуитивное рисование, основанное на импровизации. Могу сказать, что я в настоящее время занят работой, так как существует большое предложение, связанное с творчеством Михаила Булгакова. Сейчас я поставил задачу закончить тему «Мастера и Маргариты» именно в таком объёме, в каком мне хочется. И, конечно же, роман «Бег», который для меня даже ближе «Мастера и Маргариты»… В «Беге» видна попытка Булгакова достичь компромисса с Советской властью, он делает реверанс в том направлении, что надо вернуться, как мы можем жить без России и т.д. Очень интересна и тема повести «Роковые яйца». В тех рисунках, которые уже начал делать, я много прикладываю к нашей действительности, и всё просто потрясающе накладывается одно на другое… Очень красиво подан весь этот показушный совок. Там я нашёл даже ассоциации и с «Мастером и Маргаритой».

Москва, Булгаков, Корженевский

На открытии выставки «Рукописи не горят». Фото Андрея Духовникова

В музее очень много было молодых людей, причём именно людей образованных, умных, читающих. Причём все они приходят неслучайно. На Пироговскую, например, нужно добраться. Это не просто как у нас в Витебске: шёл мимо, и стоит музей. Ты зашёл в него, посмотрел – чисто туристический вариант. И в Галерею «На Каширке» просто так случайно попасть нельзя. Туда надо целенаправленно ехать, потому что после метро «Каширская» надо идти через парк, и там очень неблизко. Просто невзначай мимо ты не пройдёшь… Этот экспозиционный и культурный уровень не ориентирован на заурядный туристический маршрут. Тут качественно иная ситуация.

Булгаков, Москва, музей-скартира, Духовников, Корженевский

Экскурсия в музее-квартире на Большой Пироговской. Фото Андрея Духовникова

– Каков процесс приобретения Ваших работ?

А. Духовников. Процесс непростой. Подготовлены все документы, описывающие работы, которые отдаются на рассмотрение Министерства культуры Российской Федерации. Это обычная государственная процедура. Идёт процесс закупки, пишутся заключения, с меня требуются списки моих выставок, от чего также зависит формирование цены. Всё находится в работе.

Духовников, графика, Булгаков, Мастер, Корженевский

А. Духовников. Импровизации… «Мастер и Маргарита»… Квартира Мастера

– Расскажите о Ваших творческих планах, связанных с произведениями Михаила Булгакова…

А. Духовников. На ближайшие несколько лет у меня определённо есть, что делать. Я поставил себе чёткие цели. Возможно, в 2017 году у меня будет даже выставка по произведениям Михаила Булгакова в Москве, если всё сложится так, как хочу. Лично для себя я этот проект раскладываю на ближайшие пять лет, ибо желаю сделать многое из того, что задумывалось. Булгаков – это очень многоплановый писатель. Чтобы его понять и передать, недостаточно просто взять и нарисовать персонажей «Мастера и Маргариты», как они должны примерно выглядеть. Я ведь не провожу этнографические исследования или исследования мод 20-х годов ХХ века. А что будет в итоге – это всегда неизвестно. Мне нравится тема Михаила Булгакова, и мне приятно, что она многим интересна.

Духовников, графика, Булгаков, Корженевский

Графика Андрея Духовникова