Вячеслав Шамшур: искусство по велению сердца

Открытие выставки живописных произведений известного белорусского художника «Прывітанне, родная старонка» состоялось 24 марта в Кировской сельской библиотеке.

Шамшур, Соловьёва, Корженевский

Вячеслав Шамшур и Наталья Соловьёва. Фото Георгия Корженевского

Пейзажная живопись Вячеслава Шамшура является глубоко поэтической. Её хорошо выражает слово «укоренённость»: это фундаментальная передача живой белорусской традиции, духовного измерения родной земли. Осмысление Беларуси как сакрального пространства очевидно в картинах художника, которые не описательны, но передают содержательное значение национальной среды.

Шамшур, Ратуша, Витебск, Корженевский

В. Шамшур. Ратуша. 2008 г.

В произведениях Вячеслава Шамшура осуществляется то, что можно назвать «собиранием мира». Мы не увидим буквально в действительности многих изображённых им пейзажей с католическими костёлами и православными храмами. Художник собирает реальность из многих отдельных элементов окружающего пространства, которые обретают в своей интеграции целостный смысл. Так осуществляется важная функция творца как демиурга: созидателя и преобразователя реальности, наделяющего её особым духовным содержанием.

Шамшур, кстёл, католичество, Корженевский, Витебск

В. Шамшур. Из серии «Костёл св. Варвары». 2008 г.

Есть искусство, демонстрирующее нам трагические изъяны современной действительности, онтологические провалы, изнанку мироздания. Но есть также искусство, которое раскрывает возможность лучшего существования, более целостного, исполненного духовного смысла и красоты. Творчество Вячеслава Шамшура имеет этот глубоко сосредоточенный характер, раскрывая пространство гармонии национального существования. И его картины обладают свойством гармонизации окружающей среды, внесения в жизнь созерцающего субъекта упорядоченности, целостности, одухотворённости.

Шамшур, утро, деревня, Корженевский

В. Шамшур. Божественное утро. 2014 г.

Глубокомысленные и неповторимые по своей особой красоте пейзажи художника передают мир храмовых сооружений, природы, деревенских строений. Здесь очевидно стремление к выражению изначальной реальности. В этом отношении живопись Вячеслава Шамшура обладает также мистическим характером. Ведь мистическое искусство не относится исключительно к демонстрации иных планов бытия, оно может вполне реалистическими средствами передавать особые и непознанные грани нашей действительности.

Шамшур, Ельня, Белое, Корженевский

В. Шамшур. Ельня. Озеро Белое. 2005 г.

Это стремление отобразить непознанное и выразить абсолютно нетривиальный взгляд на реальность очевидно даже исходя из ракурсов, которые выбирает художник для своих пейзажей. Искусство Вячеслава Шамшура не является искусством фасадной стороны. Совершенно неожиданные точки фиксации мира вкупе с методом его «собирания» живописцем раскрывают неожиданные стороны, казалось бы, известного нам пространства.

Шамшур, Витебск, костёл, католичество, Корженевский

В. Шамшур. Из серии «Костёл св. Варвары». 2015 г.

Следует отметить, что и само открытие выставки выходило за пределы обычного мероприятия благодаря директору Кировской сельской библиотеки, известной витебской поэтессе Натальи Соловьёвой. Её комментарии к картинам отличались глубоким внутренним проникновением в смысловую и атмосферную ткань произведений живописца. Вот, например, комментарий к работе «Вечерний этюд»:

Я вообразила, что главная задача Вячеслава Вячеславовича была передать, как сгущаются краски. Мне кажется, что самое интересное – это переходное состояние. И вот мы видим все краски яркого цвета, и вдруг всё начинает покрываться мраком. Зелёная трава становится тёмной, согласитесь, это выглядит очень захватывающе. Вячеслав Вячеславович изобразил на картине художника, который рисует храм, и мы видим, как в центре картины контрастируют друг с другом приземистая неказистая хатка и двухкупольная голубая яркая церковь. А на заднем плане мы созерцаем клубящуюся зарю и красивое зелёно-коричневое пространство. Но через несколько минут всё это вдруг превратится в тёмный цвет: и фигурка художника, и домик, и церковь, и купола – всё покроется мраком.

Шамшур, вечер, этюд, живопись, Корженевский

В. Шамшур. Вечерний этюд.

Наталья Соловьёва также читала свои стихи, написанные под воздействием картин Вячеслава Шамшура. Таковым было стихотворение «В бане»:

Войти и медленно раздеться,

Шатаясь тенью на стене,

Плескаться, радуясь, как дети,

Томиться паром, как во сне.

 

И в снег – потом, расхохотавшись,

Озноб другой в нём ощутить,

И, по огню истосковавшись,

Живинки зноя воскресить.

 

Увидеть в сумрак снегирей,

И, хохоча напропалую,

Скорее в тень осокорей,

Вскочить в предбанничек, ликуя.

 

И серебристый кипяток

По каменке ковшом разбрызгать,

И чувствовать: по жилам ток

С ликующем несётся визгом!

Шамшур, баня, Корженевский

В. Шамшур. Баня

На открытии выставки «Прывітанне, родная старонка» посетители стали свидетелями содружества трёх искусств: изобразительного искусства, поэзии и музыки. Классические и современные песни, а также инструментальные произведения, исполняли преподаватели и учащиеся Старосельской детской школы искусств. Праздник высокой культуры, несомненно, удался, и, как не раз отмечалось, вдохновит его участников на новые творческие свершения.

Сонория, Корженевский

Выступает ансамбль «Сонория». Фото Георгия Корженевского


  • Наталья

    Согласна, что творчество В.В. Шамшуры и мистично, и поэтично, и романтично.Свой стиль, свои находки, высокий профессионализм: неожиданные ракурсы композиции, отбор материала,- мне очень понравилась Ваша статья.
    С уважением Наталья