Сергей Радюк: одухотворённый социум и пространство солнечной индивидуации

Миценко, Дундин, Радюк, Корженевский Культура

Выставка российского художника белорусского происхождения «Дамы прилетели, или Романтический авантюризм» проходит в витебском Художественном салоне-галерее «Стена».

Миценко, Дундин, Радюк, Корженевский
Владислав Миценко, Николай Дундин, Сергей Радюк. Фото Георгия Корженевского

Открытие экспозиции Сергея Радюка состоялось 2 марта, в преддверии Международного женского дня. Самое время было вспомнить о красоте, которую проводит в мир женское начало. Однако тема красоты бытия остаётся всегда актуальной, и выражается она в творчестве художника в самых разнообразных проявлениях. Красота природного мира, рукотворных форм человеческой культуры, древней славянской глаголицы, и, конечно же, воздушных, сотканных из света женских образов – всё это находит отражение в картинах живописца, свидетелями чему были посетители. А выступление известного скрипача Владислава Миценко подчёркивало возвышенность торжественного момента.

Миценко, Корженевский
Выступает Владислав Миценко. Фото Георгия Корженевского

Между прочим, Сергей Радюк, ныне живущий и творящий в Вологде, связан местом своего рождения с Беларусью. Он родился в Белоозёрске, что в Брестской области, и закончил Минское художественное училище. И хотя живописец проживает теперь в известном отдалении от нашей страны, его выставка в «Стене» наглядно демонстрирует единство духовных интенций с белорусскими, и в частности – витебскими художниками. Особенно стоит выделить создание им объединения «Солнечный квадрат», название которого так перекликается с известным витебским «Квадратом», сплотившим в своё время мастеров изобразительного искусства, выражавших передовые художественные тенденции на советском и постсоветском пространстве.

Как рассказал на открытии выставки директор Художественного салона-галереи «Стена» Николай Дундин, «Солнечный квадрат» включает ныне около 300 художников из постсоветских государств, в том числе и Беларуси: Анатолий Кузнецов, Николай Бущик, Василий Костюченко, Аркадий Денисевич, и других. Директор «Стены», являвшийся участником легендарного витебского «Квадрата», охарактеризовал своего коллегу как экспериментатора, работающего в различных стилях, и напомнил о его авторском направлении «Джаз», о котором мы ещё будем говорить. А познакомились витебские художники с «Солнечным квадратом» благодаря отечественному меценату, коллекционеру и поэту Олегу Голубеву. Кстати, Сергей Радюк активно занимается не только творческой, но и преподавательской деятельностью, обучая детей искусству в студии живописи «Солнце в квадрате».

Радюк, квадрат, Корженевский
С. Радюк. Нечёрный квадрат. 2001 г.

Приоритеты внутреннего мира и антиглобальный глобализм

Вспомним о названии выставки и отметим, что если Сергей Радюк и замешан в авантюризме, то действительно только в романтическом. Будучи родом из Советского Союза, он сохранил чувство здорового коллективизма и приоритеты качества над давлением конъюнктуры, внешней красивостью и иллюзиями потребительства. В своём выступлении на открытии выставки он говорил о взаимосвязи своих творческих интенций с духовными проблемами и вызовами, стоящими перед странами постсоветского пространства, равно как и всем современным миром:

90-е годы оставили свой нехороший след. Сейчас человек стал куда более потребительским, стал зависеть от своих желаний… Произошла подмена понятий. Мы очень часто стали забывать, что мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть. Казалось бы, очень просто, но когда говоришь об этом с молодыми людьми, открываешь для них Америку, и их родители часто не понимают таких вещей.

Осознание позитивного характера коллективизма является у Сергея Радюка не тоталитарно-верноподданическим – а ведь это проблема, характерная как для современной России, так и для Беларуси – но духовно-эволюционным, подчёркивающим ценности всечеловеческого братства. Это тот же солнечный коллективизм, идеи которого нашли выражение в «Солнечном квадрате»:

Мы сейчас все, наевшись определённого гламура, стараемся приукрасить свою жизнь, сделать её в каждой отдельной семье лучше, более хорошей. Не получится. Только как муравьи, сообща… Если мы будем делиться энергетикой, общаться друг с другом, вместе анализировать возникающие ситуации, помогать друг другу, только тогда можно что-то сдвинуть.

Радюк, выставка, Корженевский
На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Искусство для вологодского художника имеет прежде всего не прикладной характер, а концептуальный. Если оно и призвано ублажать, то разве что духовно, но отнюдь не потакать эгоистическим амбициям пресыщенного обывателя, как бы богат тот не был. Возвышенная социальность неизменно присуща подлинному искусству:

Я всегда говорю ученикам, что художник пишет не для того, чтобы украсить квартиры или интерьер «новых русских» или «новых белорусских», он пишет для того, чтобы жизнь изменить, сделать её лучше, чтобы показать свой внутренний мир, решить какие-то проблемы. Если хотите, художник – это как врач, который ставит диагноз обществу. И в зависимости от того, чего в обществе не хватает, так и пишет. Если не хватает красоты – появляются красивые пейзажи, если происходит чересчур навязчивая гламуризация общества – наверное, как когда-то Игорь Северянин, надо написать стихотворение о том, как «мясо ело мясо». У меня есть картина об этом. И тогда уж точно должно произойти очищение организма и человек начнёт возрождаться, восстанавливаться.

Радюк, поэза, Корженевский
С. Радюк. Поэза. Villa mon repos. 2015 г.

Вот этот позитивный коллективизм и светлая социальность, в отличие от тёмного либерального корпоративизма, захватывающего и уничтожающего личное человеческое пространство, напротив, сохранению и развитию внутреннего пространства способствуют. Художник говорил о своём опыте восприятия этого драгоценного пространства, наличие которого свидетельствует о качестве индивидуального существования:

Я не за виртуальное, а реальное общение, чтобы люди общались вживую. Мне хочется выбросить мобильный телефон и опять научиться жить без него, и я почти к этому пришёл. Я за то, чтобы люди создавали прекрасное и стремились эту энергетику приумножить.

Радюк, осень, Корженевский
С. Радюк. Дамская осень. 2015 г.

Танцующий и трансформирующийся художник

В своём творчестве Сергей Радюк стремится не повторяться и искать новые, непроторённые пути. Природа его искусства чрезвычайно динамичная. Склонность художника к экспериментам не является некоей отвлечённой установкой, она обусловлена его гносеологией, задачами постижения Непознанного. В пространстве Художественного салона-галереи «Стена» можно увидеть самые разные серии его работ:

Выставка моя очень разноплановая. Наверное, я написал более 3 000 картин, и мог бы спокойно выставить какое-то одно направление и даже сюжетную линию картин в одном стиле. Но мне по жизни это не интересно делать. Я считаю, что художник должен экспериментировать, искать, насколько ему это дано. Дано до 90 лет прожить, значит до этого самого преклонного возраста должен творить, хулиганить и что-то придумывать. Лично я всегда экспериментирую, ввожу новые стилистические формы и средства, пытаюсь, если нет, например, краски, рисовать семечками, песком, фантиками, и решать творческие задачи.

Радюк, музыка, Корженевский
С. Радюк. Застывшая музыка II

Неслучайно принципы музыки и танца так присущи произведениям Сергея Радюка. Это необычайно синтетический художник, и тенденции к синтезу искусств связывают его со столь любимой им эпохой модерна. На новом витке современного цивилизационного развития принципы модерна находят в творчестве живописца своё продолжение и развитие. На открытии выставки художник рассказывал о направлении «Джаза» в его творчестве, которому он дал концептуальное обоснование:

Вы все знаете, как родился джаз в музыке. Потом джаз появился в танце, пластике, балете. И если в классическом балете мы «впереди планеты всей», то в современном танце мы отстаём. А 30-40 лет назад появился джаз в живописи, когда картина создаётся не за год, не за месяц, а за час, за полтора часа, за 20 минут на чистых холстах без предварительной подготовки… На каком-нибудь мероприятии может быть предложено подойти всем зрителям и «помазать», а потом выходит профессиональный художник и из этой энергии в красках завершает картину. И это тоже джаз…    

И, конечно же, на открытии в «Стене» Сергей Радюк не преминул провести параллели между духовной энергетикой своей Вологды и неповторимой культурной аурой Витебска. Тем более, что история двух художественных объединений, в названии которого есть слово «квадрат», идущее от концептуального влияния наследия Казимира Малевича, будет, несомненно, связывать культурные проекции обоих городов:

Есть такие города как Витебск, как Вологда, где энергетические потоки сошлись, куда люди могут прийти и даже приползти уставшие и измученные жизнью, но они там окрыляются и могут творить. И мне очень приятно, что я попал в Витебск, что в этом городе художников я узнал и встретился с представителями другого «Квадрата».  

Радюк, Шилко, Дундин, Сковородко
Николай Дундин, Сергей Радюк, Виктор Шилко, Олег Сковородко. Фото Георгия Корженевского

Солнечная природа искусства

О восприятии подлинности великолепного танца бытия, творящего и преображающего миры, выражение которого очевидно в творчестве Сергея Радюка, мы говорили с художником уже по окончании открытия выставки. В своём интервью живописец рассказал нам о синтетических тенденциях в своём искусстве, светлом мистицизме собственного творчества и важности самораскрытия свободы, которая воспрепятствует обезображивающему давлению культа потребительства в современном мире.

– Можно констатировать не только наличие поэтических текстов в Ваших картинах, но и то, что сами Ваши работы являются поэтическими. Насколько для Вас живопись и поэзия взаимосвязаны?

С. Радюк. Настолько, что я даже пытался изобрести перевод с поэтического языка на живописный, подобно тому, как есть переводы с английского, скажем, языка на русский. В своё время, я, как, наверное, всякий человек, писал стихи в состоянии влюблённости. Потом, когда уже вырастаешь, то понимаешь, что это ерунда, но я умудрился в одной серии свои стихи использовать. Буквы были как листва деревьев, освещённая луной, или волны на воде… А потом понял: зачем я порчу картины такими плохими стихами и перешёл на любимых поэтов Серебряного века. Я очень люблю Георгия Иванова, Игоря Северянина… То было время, когда художники пытались создать синтез искусств, и эта задача спустя 100 лет к нам вернулась. Я осваиваю данную задачу, и ещё далеко не в полной мере её освоил.

Радюк, вино, Beaojolais, Корженевский
С. Радюк. Вкус вина Beaojolais. 2003 г.

– В ряде Ваших картин очень хорошо усматриваются ассоциации фантастического и мистического плана. Для многих современных витебских художников фантастический, или мистический реализм очень присущ. Насколько эта тематика осознанно и концептуально близка для Вас?

С. Радюк. То, что в творчестве я периодически выражаю иную реальность, это, конечно, однозначно. Ибо в жизни фантастическое и повседневное также находятся рядом: шаг сделал в сторону и сталкиваешься с нереальной ситуацией, нереальным освещением. И наблюдательный человек может попасть в эту ситуацию и её раскрутить. Очень часто людям свойственно вешать различные ярлыки: например, принято считать, что Сальвадор Дали является родоначальником сюрреализма. Ничего подобного, ещё Иероним Босх был сюрреалистом…

Я очень люблю выражать пограничные состояния: восход, закат, какие-то испарения, таинственные явления, и в этот момент можно испытать состояние прорыва в иное пространство. Человеку может не просто померещиться, я думаю, существуют определённые выходы в запредельное. Ведь не зря мы и в древнем искусстве видим те же дольмены, являвшиеся выходом в другую реальность. Потому мне всё это близко, и в процессе творчества может создаваться ощущение близости иных миров. Конечно же, эти ощущения не могут не повлиять на творческий процесс. К тому же, исходя из того, что мне не нравится увлечение потребительством в современном мире, зачастую хочется уйти в иную, более чистую реальность. Например, многие мои пейзажи вообще без людей, хотя я их люблю и ничего против них не имею. Однако есть стремление выражать и то, что называют первозданностью.

Радюк, песня, первозданность, Корженевский
С. Радюк. Тополиная песня. 2013 г.

Хочется создавать не «модные» произведения, а такие, которые были бы актуальны всегда. Я не люблю, когда люди гоняются за модой, ибо посредством моды нами управляют, манипулируют. Я сторонник того, чтобы люди сомневались, слушали самих себя, ведь познание мира начинается с познания самого себя. Это как в азбуке: Азъ являлся первой буквой, а в современном алфавите «Я» перенесли в самый конец. А ничего подобного, «Я» должно быть вначале. Современный алфавит ясно показывает: никому не нужно, чтобы люди мир познавали, ибо так легче ими управлять. Теперь глобальный маркетинг управляет людьми в полной мере.

Радюк, осень, Корженевский
С. Радюк. Мадам осень 2009 г.

– Вас знают как президента «Солнечного квадрата», и в Витебске также известна история легендарного творческого объединения под названием «Квадрат». Казимир Малевич считал, что квадрат является первичной формой, зародышем всех возможностей, началом всего сущего. Что символизирует квадрат лично для Вас, и насколько философия данной фигуры повлияла на Ваше творчество?

С. Радюк. Квадрат согласно оккультной философии является силой Земли, и ни Малевич, ни мы, это не придумали. Солнечный квадрат – это солнечная земля. Чёрный квадрат родился у Малевича в период постановки спектакля «Победа над Солнцем», когда вопреки солнечной красоте и был создан данный противовес. Чёрная земля против красоты Солнца… Однако надо понимать, какие события в то время тогда творились, и что сам Малевич сделал после «Чёрного квадрата». А дальше пошли портреты с людьми в пёстрых одеяниях и лицами словно из эпохи Возрождения. Я считаю, что это лучшие его работы, о которых пока никто не говорит, потому что конъюнктура рынка ещё не извлекла максимум прибыли из «Чёрного квадрата». К сожалению, реклама считается «двигателем прогресса», и культ был создан из ничего. Когда люди, далёкие от искусства, спрашивают у меня как у художника, что же означает «Чёрный квадрат», я понимаю: это они спрашивают только для того, чтобы спросить. Ведь они не знают ни как зовут Малевича по имени, ни то, что у него было четыре «Чёрных квадрата», ни других его картин.

– На открытии выставки Вы говорили о необходимости для художника освобождения от суеты мирской… Насколько, на Ваш взгляд, Вы достигли в этом успеха?

С. Радюк. Полностью никто не может от этого освободиться. Можно только забыться, уйти в момент творчества. Вот когда я научусь жить без мобильного телефона, тогда будет возможность об этом говорить. Пока что-либо рано об этом сказать, но тем не менее очень хочется…

Радюк, глаголица, Веди, ведать, Корженевский
С. Радюк. Проект Глаголица. Веди – Ведаю.

Выставка Сергея Радюка «Дамы прилетели, или Романтический авантюризм» продлится в Художественном салоне-галерее «Стена» до 2 апреля, и мы приглашаем зрителей не упустить возможность познакомиться с неповторимым миром замечательного живописца.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий