«Борьба за трезвость» в Витебске

История

Жители нашего города делятся воспоминаниями о «сухом» законе 80-х  

нет алкоголю
Скажи алкоголю “Нет”. Фото ru-kartinki.com

Беларусь, как, впрочем, и некоторые другие постсоветские республики, уже несколько лет стабильно занимает лидерские позиции в рейтинге самых пьющих стран, составленном Всемирной организацией здравоохранения.  Причем, если, например, во Франции говоря об алкоголе, упоминается, в первую очередь, вино, то у нас, к сожалению, речь идет о более крепких напитках.

«Нашу волю не сломить: пили, пьем и будем пить» –  негласный лозунг актуальный среди славянских народов во все времена. Не пугают наших людей и высокие цены на алкогольную продукцию, ни предостережения медиков о вреде алкоголя, ни статистика преступлений, совершенных на алкогольной почве.

А ведь государством неоднократно предпринимались меры по снижению количества употребляемого алкоголя. Одна из самых  известных таких мер  – так называемый «сухой» закон, принятый в 1985 году на заседании ЦК КПСС. Тогда было запланировано в ближайшие годы сократить объемы производства водки и ликеро-водочных изделий, а выпуск плодово-ягодных вин к 1988 году прекратить полностью. В каждом городе или деревне, в каждом коллективе создавались «общества борьбы за трезвость», миллионами тиражами выпускались антиалкогольные брошюры, были закрыты сотни магазинов и винно-водочных заводов по всей территории СССР.

Естественно, коснулся «сухой» закон и нашего города на Двине. У нас также было создано «общество борьбы за трезвость», которое возглавил Михаил Александрович Нахаев. Как вспоминает Виктор Михайлович Грузневич, работающий в то время в отделе пропаганды обкома, руководители «общества» регулярно отчитывались о проведенной работе на заседаниях обкома. Нередко на заседаниях бюро райкома и рассматривались дела о «безответственном отношении к постановлению ЦК  «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Замеченным в употреблении спиртных напитков объявляли строгий выговор, иногда даже с занесением в личное дело, особенно, если дело казалось руководителей различных учреждений.

алкоголь
С алкоголем боролись строго. Фото mail.khabtime.info

А помнят ли о «сухом» законе второй половины 80-х жители нашего города?

Алексей Владимирович, 52 года, инженер:

Помню, как гуляли свадьбу  брата в 1988 году. Алкоголь тогда найти было непросто, собирали с миру по нитке, в том числе, и ездили по деревням в поисках тех, кто продает самогонку. «Официально» на столе водки у нас не было. Она стояла в заварочных чайниках и даже в вазах с искусственными цветами, откуда все потихоньку наливали и выпивали.

Елизавета Петровна, 62 года, пенсионерка:

 Мне и вовсе посчастливилось побывать на свадьбе, проходившей под лозунгом «Борьба за трезвость». Конечно, это было больше «показное» мероприятие – отдавали замуж дочь одного председателя колхоза, поэтому алкоголя на столе быть было не должно. На свадьбе присутствовали многие партийные работники, поэтому все проходило чинно и благородно. Но все равно было очень весело.

Екатерина, 30 лет, учитель русского языка:

 Мне запомнился один случай, который рассказали студентам жители деревни Белая Липа Сенненского района во время фольклорной практики.

Во время «сухого» закона один из жителей деревни Федор промышлял самогоноварением. Когда он понял, что за ним следит соседка и только ждет подходящего случая, чтобы «сдать» его милиционерам, он решил всех обхитрить и ночью, видя, что соседка подсматривает, закопал под деревом в саду бидон с водой.

И уже на следующий день к нему пришли с проверкой и потребовали добровольно сдать самогон. Когда Федор сказал, что у него ничего нет,  милиционеры отправились прямиком в сад и начали копать под яблоней.

Выкопали бидон и спрашивают: «Что здесь, самогон?».

«Да нет, вода», – отвечает Федор.

«Кого ты обманываешь, кто же воду будет в землю закапывать?» – засомневались милиционеры.

Попробовали втроем, и, правда, вода. «Что за вода?» – спрашивают.

«Так это, когда сватья помирала, то  просила, что как обмывать ее тело будут, воду не выливали, а в бидон налили, да в саду  под любимой яблоней закопали», – признается Федор.

Как говорят, милиционеров долго потом «чистило» прямо на месте. А соседка, получив тот еще нагоняй от сотрудников правоохранительных органов, до конца жизни обходила дом Федора стороной.

А какие воспоминания, связанные с «сухим» законом второй половины 80-х,  есть у вас?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий